Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349

Аннотация

Важную роль в профессиональном воспитании студентов играет процесс становления-уподобления обучающегося-воспитанника преподавателю-воспитателю. Проблемы педагогического взаимодействия преподавателя-воспитателя и обучающегося-воспитанника включают различные аспекты образовательного процесса, с одной стороны, актуальный уровень соответствия содержания образовательной программы современным достижениям науки и технологий, с другой – уровень педагогического мастерства преподавателя-воспитателя. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по профессиональному воспитанию студентов в контексте будущей профессиональной деятельности выпускников образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Теология», проблема в такой постановке рассматривается впервые. Целью данного исследования является анализ содержания и взаимосвязи компонентов профессионального воспитания студентов, особенности профессионального воспитания студентов в условиях практического приобщения обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Теология» к деятельности священнослужителей. Исследование проводилось в ходе профессиональной и практической подготовки студентов, обучающихся по образовательной программе «Теология». В исследовании приняли участие 51 преподаватель и 69 студентов. Были выявлены компоненты профессионального воспитания, – поведение и поступки обучающегося-воспитанника как результат его воспитания; формы мотивации студента на успех в образовательной и будущей профессиональной деятельности; комплекс портфолио студента-воспитанника и преподавателя-воспитателя. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в профессиональном воспитании студентов, в котором практическая подготовка занимает особое место в теоретическом обучении студентов. Приведены результаты анализа компонентов профессионального воспитания студентов и сделан вывод о значении мотивации и дисциплины-послушания в системе высшего духовного образования как эффективных средств организации профессионального воспитания студентов.

Об авторах

В. В. Усманов
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Россия

Усманов Виктор Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология»

440026, г. Пенза, ул. Красная, 40



А. Н. Филиппов
Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви»
Россия

Филиппов Александр Николаевич, проректор по воспитательной работе, доцент кафедры церковной истории и философии

440023, г. Пенза, ул. Перекоп, 4



Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.

2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: УГППУ, 1998. 126 с.

3. Демкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 31-41.

4. Вишняков С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, актуальная лексика.М.: НИЦ СПО, 1999. 538 с.

5. Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2013. 25 с.

6. Менщикова И.А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 154-159.

7. Байдашева Е.Н. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2009. 24 с.

8. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. 207 с.

9. Хортова М.В. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 171 с.

10. Сафин В.Ф. Самоопределение личности. Теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа: Глем, 2004. 258 с.

11. Жуковская Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 267 с.

12. Павлов Н.А. Индивидуальная помощь студентам при затруднениях в обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2013. 21 с.

13. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 219 с.

14. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика проектирования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2011. 51 с.

15. Мугуев Г.И. Формирование целостного образовательного пространства в многоуровневом профессиональном учебном заведении: дис. … д-ра пед. наук. Якутск, 2010. 402 с.


Рецензия

Для цитирования:


Усманов В.В., Филиппов А.Н. Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(2):340-349. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349

For citation:


Usmanov V.V., Filippov A.N. Components of the pedagogical model of professional education of students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(2):340-349. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)