Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349
Аннотация
Важную роль в профессиональном воспитании студентов играет процесс становления-уподобления обучающегося-воспитанника преподавателю-воспитателю. Проблемы педагогического взаимодействия преподавателя-воспитателя и обучающегося-воспитанника включают различные аспекты образовательного процесса, с одной стороны, актуальный уровень соответствия содержания образовательной программы современным достижениям науки и технологий, с другой – уровень педагогического мастерства преподавателя-воспитателя. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по профессиональному воспитанию студентов в контексте будущей профессиональной деятельности выпускников образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Теология», проблема в такой постановке рассматривается впервые. Целью данного исследования является анализ содержания и взаимосвязи компонентов профессионального воспитания студентов, особенности профессионального воспитания студентов в условиях практического приобщения обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Теология» к деятельности священнослужителей. Исследование проводилось в ходе профессиональной и практической подготовки студентов, обучающихся по образовательной программе «Теология». В исследовании приняли участие 51 преподаватель и 69 студентов. Были выявлены компоненты профессионального воспитания, – поведение и поступки обучающегося-воспитанника как результат его воспитания; формы мотивации студента на успех в образовательной и будущей профессиональной деятельности; комплекс портфолио студента-воспитанника и преподавателя-воспитателя. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в профессиональном воспитании студентов, в котором практическая подготовка занимает особое место в теоретическом обучении студентов. Приведены результаты анализа компонентов профессионального воспитания студентов и сделан вывод о значении мотивации и дисциплины-послушания в системе высшего духовного образования как эффективных средств организации профессионального воспитания студентов.
Об авторах
В. В. УсмановРоссия
Усманов Виктор Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология»
440026, г. Пенза, ул. Красная, 40
А. Н. Филиппов
Россия
Филиппов Александр Николаевич, проректор по воспитательной работе, доцент кафедры церковной истории и философии
440023, г. Пенза, ул. Перекоп, 4
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: УГППУ, 1998. 126 с.
3. Демкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 31-41.
4. Вишняков С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, актуальная лексика.М.: НИЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2013. 25 с.
6. Менщикова И.А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 154-159.
7. Байдашева Е.Н. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2009. 24 с.
8. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. 207 с.
9. Хортова М.В. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 171 с.
10. Сафин В.Ф. Самоопределение личности. Теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа: Глем, 2004. 258 с.
11. Жуковская Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 267 с.
12. Павлов Н.А. Индивидуальная помощь студентам при затруднениях в обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2013. 21 с.
13. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 219 с.
14. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика проектирования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2011. 51 с.
15. Мугуев Г.И. Формирование целостного образовательного пространства в многоуровневом профессиональном учебном заведении: дис. … д-ра пед. наук. Якутск, 2010. 402 с.
Рецензия
Для цитирования:
Усманов В.В., Филиппов А.Н. Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(2):340-349. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349
For citation:
Usmanov V.V., Filippov A.N. Components of the pedagogical model of professional education of students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(2):340-349. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349