Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Иллокутивная грамотность как отражение прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка: дискурсематический и дидактический аспекты

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-358-367

Аннотация

Представлена технология формирования иллокутивной грамотности преподавателя иностранного языка средствами лингвопрагматического анализа в процессе непрерывной лингвометодической подготовки. Прагматикон – неотъемлемая составляющая вторичной языковой личности, которая в значительной степени определяет качество коммуникативной компетентности преподавателя иностранного языка. Маркером объема и степени сформированности прагматикона вторичной языковой личности является иллокутивная грамотность. Содержанием прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка является владение общекоммуникативными и профессионально-специфическими интенциями, а также отбор стратегий и тактик общения. Выражается прагматикон через совокупность вербальных и невербальных средств в рамках выбранной оптимальной коммуникативной стратегии. Для достижения поставленных научных целей разработана собственная модель вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка, выделены основные компоненты прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка, а также описан лингвистический и дидактический потенциал иллокутивной грамотности как качественного выражения прагматикона. Предложенная номенклатура умений, составляющих содержательные и формальные аспекты иллокутивной грамотности, является стержневой основой объектов овладения в процессе непрерывной лингвометодической подготовки преподавателя иностранного языка. В качестве дидактического средства формирования прагматикона предлагается лингвопрагматический анализ в единстве его диктальной и модусной частей. Лингвопрагматический анализ, в свою очередь, требует сформированности субъектного коммуникативного опыта, владения содержательной стороной профессиональной деятельности, а также рефлексивно-аналитическими умениями. При правильной организации лингвопрагматический анализ реализует предметно-методическое ядро современного педагогического образования.

Об авторах

А. В. Малев
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Малев Алексей Витальевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1-1



В. С. Гусарова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Гусарова Вера Сергеевна, заместитель директора Института иностранных языков, старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1-1



Список литературы

1. Малев А.В. Непрерывная лингвометодическая подготовка преподавателя иностранного языка: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2015. 45 с.

2. Молчанов В.И. Философия Хайдеггера и проблема сознания // Философия Мартина Хайдеггера и современность / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 1991. С. 154-161.

3. Языки глобального сознания / отв. ред. Г.С. Смирнов, Д.Г. Смирнов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. 516 с.

4. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Л., 1984.

5. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. 358 с.

6. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

8. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США). М.: Изд-во «Еврошкола», 2003. 401 с.

9. де Соссюр Ф. «Курс Общей лингвистики». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.

10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 336 с.

11. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. 794 с.


Рецензия

Для цитирования:


Малев А.В., Гусарова В.С. Иллокутивная грамотность как отражение прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка: дискурсематический и дидактический аспекты. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(2):358-367. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-358-367

For citation:


Malev A.V., Gusarova V.S. Illocutionary literacy as a reflection of pragmaticon of secondary linguistic personality of a foreign language teacher: discourse semantic and didactic aspects. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(2):358-367. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-358-367

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)