Иллокутивная грамотность как отражение прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка: дискурсематический и дидактический аспекты
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-358-367
Аннотация
Представлена технология формирования иллокутивной грамотности преподавателя иностранного языка средствами лингвопрагматического анализа в процессе непрерывной лингвометодической подготовки. Прагматикон – неотъемлемая составляющая вторичной языковой личности, которая в значительной степени определяет качество коммуникативной компетентности преподавателя иностранного языка. Маркером объема и степени сформированности прагматикона вторичной языковой личности является иллокутивная грамотность. Содержанием прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка является владение общекоммуникативными и профессионально-специфическими интенциями, а также отбор стратегий и тактик общения. Выражается прагматикон через совокупность вербальных и невербальных средств в рамках выбранной оптимальной коммуникативной стратегии. Для достижения поставленных научных целей разработана собственная модель вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка, выделены основные компоненты прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка, а также описан лингвистический и дидактический потенциал иллокутивной грамотности как качественного выражения прагматикона. Предложенная номенклатура умений, составляющих содержательные и формальные аспекты иллокутивной грамотности, является стержневой основой объектов овладения в процессе непрерывной лингвометодической подготовки преподавателя иностранного языка. В качестве дидактического средства формирования прагматикона предлагается лингвопрагматический анализ в единстве его диктальной и модусной частей. Лингвопрагматический анализ, в свою очередь, требует сформированности субъектного коммуникативного опыта, владения содержательной стороной профессиональной деятельности, а также рефлексивно-аналитическими умениями. При правильной организации лингвопрагматический анализ реализует предметно-методическое ядро современного педагогического образования.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. МалевРоссия
Малев Алексей Витальевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1-1
В. С. Гусарова
Россия
Гусарова Вера Сергеевна, заместитель директора Института иностранных языков, старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1-1
Список литературы
1. Малев А.В. Непрерывная лингвометодическая подготовка преподавателя иностранного языка: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2015. 45 с.
2. Молчанов В.И. Философия Хайдеггера и проблема сознания // Философия Мартина Хайдеггера и современность / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 1991. С. 154-161.
3. Языки глобального сознания / отв. ред. Г.С. Смирнов, Д.Г. Смирнов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. 516 с.
4. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Л., 1984.
5. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. 358 с.
6. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
8. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США). М.: Изд-во «Еврошкола», 2003. 401 с.
9. де Соссюр Ф. «Курс Общей лингвистики». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 336 с.
11. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. 794 с.
Рецензия
Для цитирования:
Малев А.В., Гусарова В.С. Иллокутивная грамотность как отражение прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка: дискурсематический и дидактический аспекты. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(2):358-367. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-358-367
For citation:
Malev A.V., Gusarova V.S. Illocutionary literacy as a reflection of pragmaticon of secondary linguistic personality of a foreign language teacher: discourse semantic and didactic aspects. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(2):358-367. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-358-367