Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование коммуникативных навыков студентов в процессе работы с поликодовыми текстами

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-47-56

Аннотация

Проанализировано теоретическое обоснование лингвистического и дидактического потенциала поликодовых текстов для обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке. Проведен анализ научной литературы, связанной с изучением семантически сложных текстов, включающих информацию, передаваемую с помощью различных кодовых систем. Дифференцированы понятия «креолизированный» и «поликодовый» текст. Акцентировано внимание на том, что тексты разных семиосфер при декодировании могут быть вариативно интерпретированы в зависимости от того, к каким лингвокультурным сообществам принадлежат коммуниканты. В то же время указано на то, что знакомство с культурными кодами изучаемого языка и многоканальность, присущая поликодовому тексту, позволяют значительно улучшить декодирование и коммуникативные навыки студентов в процессе работы с поликодовыми текстами. Сформулирован вывод о значимом дидактическом потенциале работы с поликодовыми текстами. Предложены конкретные этапы работы с такими текстами и подчеркнуто, что поэтапное включение студентов в работу с поликодовыми текстами, сочетающими несколько кодов подачи информации, позволяет им максимально точно осознать идеи, заложенные в поликодовом тексте, и вести успешную профессиональную коммуникацию на иностранном языке.

Об авторах

Т. Г. Бортникова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Бортникова Татьяна Геннадиевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



М. И. Долженкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой культуроведения и социокультурных проектов

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Омельяненко В.А. Ремчукова Е.Н. Поликодовы тексты в аспекте теории мультимодальности // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 66-78.

2. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Изд-во «Александра», 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. 479 с.

3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Изд-во «Наука», 1990. С. 180-186.

4. Ворошилова М.Б., Злоказов К.В. Психолингвистические исследования креолизированного текста // Политическая наука. 2017. № 2. С. 126-137.

5. Вашунина И.В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста: дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 511 с.

6. Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы науч. конф. при МГПИИЯ им. М. Тореза: в 2 ч. М., 1974. Ч. 1. С. 103-109.

7. Цыганова Н.Д. Игровая неологизация в формате креолизированного текста // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 1 (16). С. 66-70. https://doi.org/10.17516/2311-3499-049

8. Бакулина Н.А., Трынова Т.В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы // Культурология и искусствоведение: материалы 4 Междунар. науч. конф. Казань: Изд-во «Молодой ученый», 2018. С. 25-28.

9. Кравец А.О. Теоретические основы рассмотрения лакун // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37. № 3. С. 414-421. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2018-37-3-414-421

10. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: ТЕЗАРУС, 2013. 75 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бортникова Т.Г., Долженкова М.И. Формирование коммуникативных навыков студентов в процессе работы с поликодовыми текстами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(1):47-56. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-47-56

For citation:


Bortnikova T.G., Dolzhenkova M.I. Student’s communication skills development in the process of working with polycode texts. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(1):47-56. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-47-56

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)