Формирование коммуникативных навыков студентов в процессе работы с поликодовыми текстами
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-47-56
Аннотация
Проанализировано теоретическое обоснование лингвистического и дидактического потенциала поликодовых текстов для обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке. Проведен анализ научной литературы, связанной с изучением семантически сложных текстов, включающих информацию, передаваемую с помощью различных кодовых систем. Дифференцированы понятия «креолизированный» и «поликодовый» текст. Акцентировано внимание на том, что тексты разных семиосфер при декодировании могут быть вариативно интерпретированы в зависимости от того, к каким лингвокультурным сообществам принадлежат коммуниканты. В то же время указано на то, что знакомство с культурными кодами изучаемого языка и многоканальность, присущая поликодовому тексту, позволяют значительно улучшить декодирование и коммуникативные навыки студентов в процессе работы с поликодовыми текстами. Сформулирован вывод о значимом дидактическом потенциале работы с поликодовыми текстами. Предложены конкретные этапы работы с такими текстами и подчеркнуто, что поэтапное включение студентов в работу с поликодовыми текстами, сочетающими несколько кодов подачи информации, позволяет им максимально точно осознать идеи, заложенные в поликодовом тексте, и вести успешную профессиональную коммуникацию на иностранном языке.
Об авторах
Т. Г. БортниковаРоссия
Бортникова Татьяна Геннадиевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
М. И. Долженкова
Россия
Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой культуроведения и социокультурных проектов
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Омельяненко В.А. Ремчукова Е.Н. Поликодовы тексты в аспекте теории мультимодальности // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 66-78.
2. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Изд-во «Александра», 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. 479 с.
3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Изд-во «Наука», 1990. С. 180-186.
4. Ворошилова М.Б., Злоказов К.В. Психолингвистические исследования креолизированного текста // Политическая наука. 2017. № 2. С. 126-137.
5. Вашунина И.В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста: дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 511 с.
6. Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы науч. конф. при МГПИИЯ им. М. Тореза: в 2 ч. М., 1974. Ч. 1. С. 103-109.
7. Цыганова Н.Д. Игровая неологизация в формате креолизированного текста // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 1 (16). С. 66-70. https://doi.org/10.17516/2311-3499-049
8. Бакулина Н.А., Трынова Т.В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы // Культурология и искусствоведение: материалы 4 Междунар. науч. конф. Казань: Изд-во «Молодой ученый», 2018. С. 25-28.
9. Кравец А.О. Теоретические основы рассмотрения лакун // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37. № 3. С. 414-421. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2018-37-3-414-421
10. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: ТЕЗАРУС, 2013. 75 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бортникова Т.Г., Долженкова М.И. Формирование коммуникативных навыков студентов в процессе работы с поликодовыми текстами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(1):47-56. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-47-56
For citation:
Bortnikova T.G., Dolzhenkova M.I. Student’s communication skills development in the process of working with polycode texts. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(1):47-56. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-47-56