Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48

Аннотация

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых профессиональных стандартов. Проанализированы российские и зарубежные нормативные документы, в частности, профессиональные стандарты для разных уровней образования, и сделан вывод, что информационно-коммуникационная (ИК) компетенция преподавателя вуза имеет трехуровневую структуру, отражающую профессиональную ИКТ-компетентность в соответствующей предметной области. ИК компетенция преподавателя высшей школы рассматривается как его неотъемлемая профессиональная характеристика, отражающая применение ИКТ в профессиональной области как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Представляется, что одним из способов развития ИК компетенции педагогов являются курсы повышения квалификации. При всем многообразии существующих на образовательном рынке программ и курсов повышения квалификации в области ИКТ, существует, тем не менее, ряд объективных факторов, снижающих эффективность формирования ИК компетенции. Одним из таких факторов является отсутствие постоянной поддержки и консультирования педагогов в промежутках между курсами повышения квалификации. Выход из сложившейся ситуации видится в использовании цифровых технологий, обладающих широкими дидактическими возможностями в этой области.

Об авторах

С. В. Титова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Уссурийске
Россия


О. Ю. Самойленко
Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Уссурийске
Россия


Список литературы

1. ISTE Standards. Teachers. International Society for Technology in Education, 2008. URL: https://www.iste.org/docs/pdfs/20-14_ISTE_Stan-dards-T_PDF.pdf (accessed: 23.12.2016).

2. European e-Competence Framework 3.0 A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234: 2014. Part 1. URL: http://ecompetences.eu/wp-content/uploads/2014/02/European-e-Competen-ce-Framework-3.0_CEN_CWA_16234-1_2014. pdf (accessed: 21.12.2016).

3. Education Queensland. Minimum Standards for Teachers-Learning Technology. 1999. URL: http:// education.qld.gov.au (accessed: 23.12.2016).

4. Dudeney G., Hockly N., Pegrum M. Digital Literacies. Harlow: Pearson, 2013. 387 p.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н. М., 2013.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.09.2015 г. № 608н. М., 2015.

7. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Version 2.0. UNESCO, 2011. 95 p.

8. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 91. М., 2016.

9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46 (с изм. от 31.05.2011 г.). М., 2011.

10. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. М., 2012.

11. Титова С.В., Авраменко А.П. Компетенция преподавателя в среде мобильного обучения // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 162-167.

12. Скуратов А.К., Хеннер Е.К., Богданов М.Ю., Пахомов И.С., Бояшова С.А., Хорошилов А.В., Ярных В.В., Перевалов В.А., Макаров С.И. Национальный центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации // Открытое образование. 2007. № 5 (64). С. 12-18.


Рецензия

Для цитирования:


Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(3):39-48. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48

For citation:


Titova S.V., Samoylenko O.Y. STRUCTURE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LECTURER’S INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE. Tambov University Review. Series: Humanities. 2017;22(3):39-48. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)