Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-66-73

Аннотация

Рассмотрена проблема работы со словарями как источниками культуры речи младших школьников. Выделены несколько словарей: «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля, словари М.Р. Львова, «Словарь русских фамилий» В.А. Никонова, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, а также представлены варианты их использования на уроках в начальной школе. Если словарь не рассчитан на младшего школьника, предложено применение метода чтения-общения, разработанного Н.Н. Светловской. Остро поставлен вопрос об отсутствии систематической работы со словарями на уроках либо о наличии эпизодической работы, когда время от времени учитель включает словарь в практическую работу на уроках русского языка или предлагает младшим школьникам самостоятельно обращаться к словарю в случае затруднений. Необходимость развития культуры речи в начальной школе подтверждена государственными документами и учебными программами. Курс обучения русскому языку позволяет наиболее продуктивно использовать словари в этом направлении. Приведены примеры из учебных материалов по русскому языку УМК «Планета знаний». В то же время выявлена недостаточная наполненность учебников по русскому языку заданиями, связанными с работой со словарями. Предложены упражнения для младших школьников с использованием перечисленных словарей и намечены задачи педагогов по решению названных проблем.

Об авторе

И. А. Павлинова
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Бобылев Б.Г. Культура речи и стилистика. Орел: ОрелГТУ, 2003. 132 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 13.03.2017).

3. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика. М.: Академия, 2001. 282 с.

4. Грушников П.А. Как познакомить учащихся начальной школы с орфографическим словарем // Начальная школа. 1956. № 12. С. 30-37.

5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 240 с.

6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: АСТ-Пресс, 2006.

7. Львов М.Р. Толковый словарь антонимов русского языка. М., 2014.

8. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 2009.

9. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2006.

10. Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. М., 2003.

11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Айрис-пресс, 2003.

12. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Цитадель, 2002.

13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / сост. Ю.М. Медведев. М.: АСТ, 2014.

14. Никонов В.А. Словарь русских фамилий / сост. Е.Л. Крушельницкий. М.: Школа-Пресс, 1993.

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986.


Рецензия

Для цитирования:


Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(4):66-73. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-66-73

For citation:


Pavlinova I.A. WORK WITH DICTIONARIES AS SOURCES OF SPEECH CULTURE OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS. Tambov University Review. Series: Humanities. 2017;22(4):66-73. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-66-73

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)