Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

СИСТЕМНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116

Аннотация

Раскрыто понятие «системная дифференциация», прослежена эволюция идей системной дифференциации в научной литературе, сформулированы основные требования, предъявляемые к процессу обучения в современной высшей и средней школе; показано, что процесс обучения, реализующий принцип системной дифференциации, носит личностно-ориентированный характер и предполагает вовлечение школьников и студентов в поэтапно усложняющуюся систему задач, видов и форм деятельности и общения. Доказано, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии их прогрессивного усложнения и всецело подчиняется закону системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые, сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и синтез окружающей действительности, развиваются только из более простых, диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной дифференциации. Обучение, реализующее принцип системной дифференциации, протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы (структурные компоненты): 1) вводно-ориентировочный; 2) операционно-исполнительный (рабочий) и 3) оценочно-результативный. Эти структурные компоненты (этапы) имеют место как в процессе обучения тому или иному предмету, так и при прохождении отдельных тем или проведении частных уроков и других форм учебных занятий по данному предмету.

Об авторе

Г. Н. Каропа
Барановичский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. М., 2010.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2007.

3. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М., 1997.

4. Каропа Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика. 1998. № 7. С. 31-36.

5. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. Минск, 2001.

6. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Минск, 1999.

7. Edelman G.А. Neural Darwinism: the Theory of Neuronal Group Selection. N. Y., 1987.

8. Chomsky N. New Horizons in the Study of Language and Mind. Cambridge, 2000.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

11. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.

12. Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1997.

13. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1953.

14. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

15. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. М., 1969.

17. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика: пер. с англ., нем. и фр. М., 1984. С. 325-335.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982-1984.

20. Брунер Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М., 1962.

21. Брунер Дж. Психология познания: пер. с англ. М., 1977.

22. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. Тамбов, 2000.

23. Edelman G.A. A Universe of Consciousness. How Matter Becomes Imagination. N. Y., 2001.

24. O’Keefe J., Nadel L. The Hippocampus as a Cognitive Map. Oxford, 1978.

25. Moser M-B., Moser E. I. Functional differentiation in the hippocampus // Hippocampus. 1998. Vol. 8. Issue 6. P. 608-619.

26. Штерн В. Персоналистическая психология // История зарубежной психологии (30-е - 60-е гг. XX в.). М., 1986. С. 186-198.

27. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. М., 1987.


Рецензия

Для цитирования:


Каропа Г.Н. СИСТЕМНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):107-116. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116

For citation:


Karopa G.N. SYSTEM DIFFERENTIATION AS A PATTERN AND PRINCIPLE OF EDUCATION. Tambov University Review. Series: Humanities. 2017;22(6):107-116. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)