Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-151-159

Аннотация

В настоящее время в эпоху автоматизации значительно снизилась двигательная активность людей. В условиях постоянно ухудшающейся экологии это приводит к значительному ухудшению физического развития и различным заболеваниям. Особенно сильно это сказывается на детях-инвалидах. По статистике Минздрава, в нашей стране сейчас рождается до 70 % детей с отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому особого внимания заслуживает физическое воспитание детей младшего школьного возраста, когда закладывается двигательная база, формируется мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Младший школьный возраст является тем периодом, в котором будущий член общества обучается основным двигательным умениям и навыкам, в формировании которых значительную роль играют координационные способности. Развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте является важной частью процесса физического воспитания в школе. Развивая координационные способности у детей разных нозологических групп, мы формируем «школу движений, которая в дальнейшем поможет с наименьшими усилиями разучивать сложные двигательные действия и осваивать новые умения и навыки. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной почвой для развития остальных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Важным фактором является правильно построенный учебный процесс по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста с умственными или физическими отклонениями, ограничениями. Учителям по физическому воспитанию необходимо учитывать методические рекомендации по полу, возрасту, степени тяжести заболевания, особенностям психической и эмоционально-волевой сферы детей. Формирование потребности в двигательной активности, систематических занятиях физическим воспитанием (упражнениями) и осуществлении здорового образа жизни является одной из основных задач адаптивного физического воспитания. В процессе физического воспитания у детей младшего школьного возраста разных нозологических групп первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности. Указанные выше положения стали реальными предпосылками, на которых была в дальнейшем теоретически и экспериментально разработана методика развития координационных способностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Различные физические упражнения, включенные в экспериментальную методику, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлено на коррекцию умственно отсталого ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений, как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и другие способствуют развитию двигательных качеств и профилактике вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Об авторах

В. Б. Болдырева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


А. Ю. Кейно
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


П. М. Грицков
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Болдырева В.Б. Исследование влияния средств баскетбола на двигательные способностей умственно отсталых детей 13-14 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 45-48.

2. Болдырева В.Б. Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью на занятиях баскетболом // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 2 (70). С. 267-271.

3. Дмитриев А.А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 320 с.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991. 288 с.

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Сов. спорт, 2004. 457 с.

6. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М.: Сов. спорт, 2004. 464 с.

7. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. М.: Речь СиБ, 2005. 474 с.

8. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.: Учеб. лит., 1997. 320 с.

9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Изд-во АСТ, 1998. 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Болдырева В.Б., Кейно А.Ю., Грицков П.М. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):151-159. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-151-159

For citation:


Boldyreva V.B., Keyno A.Y., Gritskov P.M. THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF MENTALLY RETARDED CHILDREN 9-11 YEARS OLD BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION. Tambov University Review. Series: Humanities. 2017;22(6):151-159. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-151-159

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)