Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Методическая компетентность преподавателя вуза: проблемные вопросы

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-173-7-12

Аннотация

Проанализированы проблемные аспекты формирования и развития методической компетентности преподавателя современного вуза. Обосновано расширение профессиональных функций преподавателя за счет введения предпринимательской, инновационной деятельности. Рассмотрено соотношение методической компетентности педагога с профессиональным стандартом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++. Специфика методической компетентности как вида профессиональной готовности заключается в ее личностно-мотивационном и деятельностном характере, она формируется и развивается в ситуациях реального решения возникающих профессиональных проблем. Предложены и раскрыты структурные составляющие методической компетентности: мотивационная, когнитивная и инструментальная. Сделан акцент на важности роли мотивационной составляющей, которая является основой для процесса совершенствования методических компетенций преподавателя вуза. Рассмотрены возможные траектории выбора преподавателя в ситуации когнитивного диссонанса, которая возникает после рефлексии педагогом своего уровня методической компетентности. Представлены и проанализированы данные экспериментального исследования мнений педагогов по вопросам совершенствования различных методических аспектов профессиональной деятельности. В контексте развития методической компетентности рассмотрены проблемные вопросы преподавателей, имеющих педагогическое образование, и педагогов без базового педагогического образования.

Об авторах

Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Т. К. Голушко
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Список литературы

1. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. 304 с.

2. Пастухова И.П., Подольская О.Н. Методическая компетентность преподавателей в контексте внедрения профессионального стандарта педагога // Евразийский союз ученых. 2016. № 4-3 (25). С. 66-68.

3. Макарова Л.Н. Профессиональная пригодность преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 1 (171). С. 7-13. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-7-13.

4. Копытова Н.Е. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в условиях информационной среды // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т. 1. № 17. С. 79-83.

5. Мелехина М.Б. Методическая компетентность в системе профессиональной компетентности преподавателя вуза // Потенциал современной науки. 2014. № 3. С. 67-72.

6. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Няголова М.Д. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентностную модель профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 15.

7. Подымова Л.С. Специфика инновационной восприимчивости преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 46-49.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Л.Н., Голушко Т.К. Методическая компетентность преподавателя вуза: проблемные вопросы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(173):7-12. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-173-7-12

For citation:


Makarova L.N., Golushko T.K. Methodical competence of higher educational institution lecturer: problem issues. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(173):7-12. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-173-7-12

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)