Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Проблема читательской культуры педагога

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-173-13-28

Аннотация

Раскрыта актуальная проблема изменения способов и качества чтения современных читателей деловой и художественной литературы и задачи совершенствования культуры чтения. Отмечены особенности развития и взаимосвязь читательской культуры дошкольников, школьников разных возрастных групп, студентов и педагогов. Основное внимание сосредоточено на характеристике чтения педагогов: раскрываются читательские компетенции учителей начальной и средней школы. Компетенции педагогов связаны с умением формировать у школьников правильные способы и качества навыка чтения, составлять библиотечку внеклассного чтения в соответствии с законами формирования круга детского чтения, вырабатывать умения творческой работы с текстом. Раскрыта значимая интеллектуальная способность педагога производить комплексный анализ произведения при подготовке к урокам литературного чтения. Уделено внимание воспитательной компетентности педагога. Обобщающее значение приобретает описание экзистенциальных основ чтения, касающееся всех групп читательской квалификации, выделены специфика и функции чтения. В заключение сформулированы перспективы развития читательской культуры педагога.

Об авторе

Г. М. Первова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Список литературы

1. Андреев О.А. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991.

2. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011.

3. Первова Г.М. Педагогика чтения. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2014.

4. Первова Г.М. Теория литературы и практика читательской деятельности. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018.

5. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.

6. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: словарь-справочник. М.: Экон-Информ, 2011.

7. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. СПб., 2008.

8. Гринева М.И. Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016.

9. Шулер И.В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды (на материале обучения в вузе): дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2011.

10. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец XХ - начало ХХI века). СПб., 2003.

11. Бирюков П.Б. Чтение в жизни современных студентов: опыт культурологического исследования. М.: Диалог-МГУ, 1999.

12. Бутенко И.А. Чтение накануне нового тысячелетия // Аlma Mater. 1997. № 10. С. 21-25.

13. Иванова Г.А., Тихомирова И.И. Психология чтения школьников. М.: РШБА, 2016.

14. Растим читателя: программы литературного развития детей 3-9 лет / под общ. ред. Н.К. Малаховой. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2015.

15. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. М.: Наука, 2015.

16. Муравьева Е.Г. Судьба читательской культуры в российской провинции // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003. С. 82-92.

17. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003. С. 93-108.

18. Серебряная М.Я., Швецова-Водка Г.Н. Типология чтения и читателей художественной литературы. М.: Литера, 2014.

19. Соколов А.В. Чтение в эпоху электронных коммуникаций // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003. С. 140-144.

20. Сто проектов про чтение - 2016. Актуальные инициативы: культурно-образовательный атлас / ред. сост. Р.В. Раппопорт. М.: РИПОЛ классик, 2016.

21. Тихомирова И. Сущность, модели и искусство чтения // Библиотечное дело. 2004. № 5. С. 27-29.

22. Фирсова Т.Г. Культура чтения современного педагога как средство гуманизации образовательного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. Вып. 2 (22). С. 101-105.

23. Человек читающий: Homo Legens: сб. ст. / отв. ред. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко. М., 2000.

24. Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003.

25. Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. М.: Изд-во РГГУ, 2005.

26. Стефановская Н.А. Экзистенциальные основы чтения. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Первова Г.М. Проблема читательской культуры педагога. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(173):13-28. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-173-13-28

For citation:


Pervova G.M. Issue of a teacher’s reading culture. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(173):13-28. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-173-13-28

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)