Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Диагностический инструментарий оценки развития креативного мышления студента

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-7-19

Аннотация

Представлены данные диагностического исследования, основная цель которого - анализ уровня развития структурных составляющих креативного мышления студентов. Креативное мышление трактуется как вид профессионально-ориентированного мышления, характеризующийся способностью порождать множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, развитой вербальной креативностью и проницательностью, высоким уровнем рефлексии, пытливости, фантазии, самоконтролем эмоциональных состояний. Оно рассмотрено как важнейший фактор, влияющий на процесс личностно-профессионального самоизменения студентов - будущих психологов. Раскрыты показатели развития креативного мышления и обоснован диагностический инструментарий для их оценки. Определены и проанализированы основные проблемные зоны в развитии креативного мышления студентов (низкий уровень вербальной активности, недостаточная степень развития любознательности, непонимание необходимости дальнейшей работы над развитием воображения). В процессе диагностики выявлены связи между индивидуально-психо-логическими особенностями личности студентов-психологов и преобладающими у них типами мышления: предметным, символическим, знаковым и образным. Анализ результатов, полученных с помощью пятифакторного личностного опросника Р. МакКрае и П. Коста, позволил составить личностный портрет испытуемых по ряду факторов: экстраверсия - интроверсия, привязанность - обособленность, самоконтроль - импульсивность, эмоциональная устойчивость - неустойчивость, экспрессивность - практичность. Выявлены трудности в развитии креативного мышления, с которыми встречаются студенты, имеющие направленность на преобладание одного из показателей в конкретной паре. Представлены результаты факторного анализа полученных данных, который осуществлялся по методу главных компонент с построением корреляционной матрицы и последующим ортогональным вращением. Корреляционный анализ показал, что у студентов шкала креативности коррелирует с такими показателями, как воображение, образное мышление, активность - пассивность, доминирование - подчинение, проявление - избегание чувства вины, экстраверсия - интроверсия, доверчивость - подозрительность, любопытство - консерватизм, любознательность - реалистичность, деятельностный компонент. Полученные результаты проведенного исследования можно использовать при разработке образовательных программ, направленных на развитие креативности студентов и при формировании личностно-профессиональных компетенций будущих психологов в вузе.

Об авторах

Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


С. В. Рожкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Список литературы

1. Шевырев А.В., Михеев В.А., Федотова М.А. Системная аналитика и креативное мышление как ключевые когнитивные технологии образования будущего // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: в 2 ч. / отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. М.: МПГУ, 2017. Ч. 1. С. 35-43.

2. Боровинская Д.Н. О некоторых методологических проблемах исследования креативного мышления как процесса // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 7-14.

3. Панова Е.С. Развитие креативного мышления: от проблемы к инновационному решению. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 197 с.

4. Шевченко Н.Ю., Лебедева Ю.В., Неумоина Н.Г., Корбакова Т.В. Формирование креативного мышления у студентов высшего образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-4. С. 658-662.

5. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н. Профессиональные стандарты и их роль при проектировании основных образовательных программ подготовки педагогов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 2 (166). С. 55-62. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-55-62.

6. Шаршов И.А. Система критериев, показателей и уровней процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 1. № 15. С. 26-36.

7. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. М.: Директ-Медиа, 2014. 1229 с.

8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

9. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб.: Питер, 2016. 368 с.

10. Рожкова С.В. Индивидуально-психологические особенности студентов-психологов с разным типом мышления // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С. 37-42.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Л.Н., Рожкова С.В. Диагностический инструментарий оценки развития креативного мышления студента. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):7-19. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-7-19

For citation:


Makarova L.N., Rozhkova S.V. Diagnostical tools to evaluate student’s creative thinking development. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(179):7-19. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-7-19

Просмотров: 50


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)