Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект)

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-90-97

Аннотация

Рассмотрены некоторые аспекты переживания времени в спортивной деятельности. Актуальность данного исследования определяется увеличением уровня переживания времени среди всего населения, что в совокупности с переживаниями времени, которое происходит в спорте, представляет собой проблему для подготовки спортсменов с психолого-педагогической точки зрения. Описанные в работе данные получены в результате анализа и обобщения специальной литературы, педагогического наблюдения за спортсменами, анализа телетрансляций соревнований по разным видам спорта. Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета, Армавирского государственного педагогического университета. Установлено, что проблема переживания времени в спорте фактически еще малоизучена и главным образом касается вопросов психологической подготовки спортсменов к ответственным спортивным соревнованиям. Проведенное исследование позволило выявить типы переживания спортивного времени в зависимости от направленности на объект и причины переживания, уровни напряженности переживания времени в спортивной деятельности, а также некоторые факторы, которые определяют особенности переживания времени спортсменами на тренировках и во время спортивных соревнований. При рассмотрении указанных вопросов учитывалось, что переживание времени имеет общежизненные особенности, которые могут становиться фоном для специфических переживаний времени, возникающих в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Данные исследования развивают представления о переживании времени в спорте, что имеет как теоретическое, так и практическое применение. Перспективы исследования в данном направлении обширные, они могут пересекаться с проблемами социологии, педагогики, психологии, философии спорта и некоторых других областей знания. В частности, определенный интерес представляют, например, изучение гендерных особенностей переживания времени в спорте, изменения возрастной динамики переживания времени спортсменами, типологические характеристики при переживании времени в спорте.

Об авторах

Ф. И. Собянин
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


Ю. Б. Никифоров
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Россия


С. В. Михель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 129-138.

2. Гречко П.К. Человек. К вопросу о проектировании себя // Вопросы социальной теории. 2016. Т. 8. № 1-2. С. 25-34.

3. Деревянко Ю.П. Смысложизненные ориентации студентов с разной структурой переживания времени // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Белгород, 2011. № 6 (101). С. 355-359.

4. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 2017. № 9.

5. Кудрина Ю.В. Развитие научных знаний в России в период царствования императора Александра III // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 5. С. 467-473.

6. Лебедева Е.В., Сурнина О.Е. Особенности субъективных временных шкал у пожилых людей от 60 до 80 лет // Валеология. 2003. № 1. С. 64-69.

7. Мишина Г.А., Тарасова А.Д. Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 9.

8. Berger U., Keshet H., Gilboa-Schechtman E. Self-evaluations in social anxiety: The combined role of explicit and implicit social-rank // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 104. P. 368-373.

9. Cutrín O., Gómez-Fraguela J.A., Maneiro L., Sobral J. Effects of parenting practices through deviant peers on nonviolent and violent antisocial behaviours in middle- and late-adolescence // The European Journal of Psychology Applied to Legal Context. 2017. № 9 (2). P. 75-82.

10. Petry N., Bickel W., Amett M. Shortened time horizons and insensitivity to future consequences in heroin addicts // Addiction. 1998. № 93 (5). P. 729-738.


Рецензия

Для цитирования:


Собянин Ф.И., Никифоров Ю.Б., Михель С.В. Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):90-97. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-90-97

For citation:


Sobyanin F.I., Nikiforov Y.B., Mikhel S.V. Time experience in sports (psychological and pedagogical aspect). Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(179):90-97. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-90-97

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)