Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование soft skills студентов образовательного направления «Туризм» в процессе обучения иностранному языку

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-368-377

Аннотация

Актуальность. Формирование soft skills в рамках обучения иностранному языку студентов образовательного направления «Туризм» способствует развитию коммуникабельности, эмпатии, креативности и гибкости мышления, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. Цель исследования: 1) анализ целей обучения иностранному языку и их соотнесенности с процессом формирования hard и soft skills; 2) проведение эмпирического исследования для апробации возможности формирования soft skills при обучении иностранному языку; 3) определение существенных вопросов, связанных с интерпретацией и использованием различных культурных кодов в коммуникативной деятельности. Акцентировано внимание на том, что поведенческие стереотипы могут быть вариативно интерпретированы в зависимости от того, к каким лингвокультурным сообществам принадлежат коммуниканты. Подчеркнуто, что знакомство с культурными кодами изучаемого языка и тренинги по освоению мягких навыков позволяют значительно улучшить декодирование и коммуникативные способности студентов в процессе работы с материалом по созданию рекламных текстов туристических дестинаций и экскурсионных программ.

Материалы и методы. Экспериментальная проверка проводилась в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина с целью составления на ее основе фрагментов исследования, базирующегося на актуальности темы, обзора научной литературы (дефиниций и опубликованных в данной сфере знания экспериментальных данных), подбора библиографии и анализа результатов ее изучения. Формирующий эксперимент проводился на основе использования методики обучения иностранным языкам. Критериями отбора учебного материала послужили тексты, связанные с популяризацией и рекламой туристических дестинаций, и поэтапный тренинг, направленный на формирование soft skills в рамках игровой учебной деятельности.

Результаты исследования. Поэтапный тренинг показал свою успешность в решении ряда поставленных задач. Студенты стали более гибкими в процессе коммуникации, проявили правильные реакции в соответствии с ситуацией и целевой аудиторией, были развиты умения формулировки и реализации целей коммуникации (по таким аспектам, как информационная, информативная, нормативная), выбор и использование устоявшихся конструктов в рамках соответствующей ситуации, анализ и обобщение результатов ведения диалога.

Выводы. На основе результатов формирующего эксперимента сделан вывод о значимом дидактическом потенциале по формированию soft skills при обучении иностранному языку. Выявлены когнитивный и аффективный аспекты подготовки студентов, способствующие формированию мягких навыков. Предложены конкретные этапы работы по их формированию, сочетающие различные формы подачи информации, профессиональной компетентности и поддержания успешного диалога с разными лингвокультурными группами на иностранном языке.

Об авторах

Т. Г. Бортникова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Бортникова Татьяна Геннадиевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 



М. И. Долженкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 



Список литературы

1. Бейсенова А.Ж., Шапиева Г.Е., Жассулан Е. Обучение английскому языку как средство общения путем построения практических целей // Наука и мир. 2015. № 5-2 (21). С. 43-44. https://elibrary.ru/twnwdp

2. Вовси-Тилье Л.А. Современные цели обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3А. С. 132-137. https://elibrary.ru/xymndn

3. Букарова А.В., Абдрафикова А.Р. Дискурсивная компетенция как цель в обучении иностранному языку // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 31-32. https://elibrary.ru/vonskd

4. Лушникова И.И. Обучение студентов неязыковых факультетов иностранному языку для общих целей: специфика, проблемы, решения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1-1 (67). C. 204-206. https://elibrary.ru/xelttd

5. Алмабекова О.А. Изменение целей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в условиях нового социального заказа // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 548- 552. https://elibrary.ru/pazbbh

6. Фомина Т.П., Кузнецова Е.В. Soft skills («мягкие навыки») студентов в работе с научной литературой // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сб. избр. ст. 6 Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Курск: Курск. гос. ун-т, 2022. С. 262-266. https://elibrary.ru/bhjuig

7. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-194-196, https://elibrary.ru/rtnnim

8. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363, https://elibrary.ru/ybjiff

9. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89, https://elibrary.ru/sqyixp

10. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Изд-во «Языки славянской культуры», 2005. 544 с. https://elibrary.ru/pvxtnd


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Бортникова Т.Г., Долженкова М.И. Формирование soft skills студентов образовательного направления «Туризм» в процессе обучения иностранному языку. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):368-377. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-368-377

For citation:


Bortnikova T.G., Dolzhenkova M.I. Soft skills development in the process of teaching “Tourism” students a foreign language. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(2):368-377. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-368-377

Просмотров: 171


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)