Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Метод рецензирования в методике обучения письменной речи на иностранном языке

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-38-48

Аннотация

Метод рецензирования выступает одним из методов проблемного обучения, направленный на взаимную оценку обучающимися письменных работ друг друга на предмет их соответствия изучаемой структуре, а также в содержательном, стилистическом, пунктуационном, лексико-граммати-ческом аспектах с целью их дальнейшей доработки с учетом высказанных рекомендаций. Данный метод предполагает обмен обучающимися как краткими неофициальными, так и более развернутыми комментариями, способствующими улучшению качества конечного продукта. Приводит анализ научной литературы, посвященный использованию метода рецензирования в обучении иноязычной письменной речи. Анализ представлен по аспектам, свидетельствующим о лингводидактическом потенциале метода рецензирования. Каждый из аспектов формулируется в виде лингводидактических функций, под которыми автор понимает внутреннюю организацию и регулирование процесса обучения иностранному языку на основе данного метода. В результате, к лингводидактическим функциям метода рецензирования при обучении учащихся и студентов иноязычной письменной речи автор предлагает относить следующие: а) перенос доли ответственности за результат овладения учебным материалом с преподавателя на самих обучающихся; б) роль учителя / преподавателя заключается в мониторинге учебно-познавательной деятельности учащихся и студентов; в) организация взаимодействия обучающихся в процессе выполнения учебных заданий; г) создание дидактических условий для увеличения доли внеаудиторной работы и ее сочетания с аудиторной формой работы; д) создание дидактических условий для обучающихся осознать свои сильные и слабые стороны во владении учебным материалом; е) сокращение сроков проверки письменных работ обучающихся. В работе подробно описана каждая их лингводидактических функций метода рецензирования.

Об авторе

Кирилл Андреевич Мерзляков
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1988.

2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. М., 2010.

3. Мильруд Р.П. Методика обучения английскому языку. М., 2005.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения английскому языку: базовый курс лекций. М., 2002.

5. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 3.

7. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.

8. Hedgecock J.S., Lefkowitz N. Collaborative oral / aural revision in foreign language writing instruction // Journal of Second Language Writing. 1992. № 1 (3). P. 255-276.

9. Rollinson P. Thinking about Peer Review. Oxford, 2004.

10. Caulik N. Using peer feedback in the writing class // ELT Journal. 1994. № 59 (1). P. 23-30.

11. Berg Z. Facilitating computer conferencing. Recommendation from the field // Educational Technology. 1999. № 35 (1). P. 22-30.

12. Harmer J. How to teaching writing. Essex: Pearson Education, 2004.

13. Al-Jamal D. The importance of peer response in enhancing ninth grader’s writing skills // Journal of Educational and Psychological Sciences. 2009. № 1 (1). P. 13-40.

14. Nelson G., Murphy J. Peer response groups: Do L2 writers use peer comments in revising their drafts? // TESOL Quarterly. 1993. № 27 (1). P. 135-142.

15. Guamgwei H. Using peer review with Chinese ESL student writers // Language Teaching Research. 2005. № 9 (3). P. 321-342.

16. Srichanyachon N. An investigation of university EFL students’ attitudes towards teacher and peer review feedback // Educational Research and Review. 2012. № 7 (26). P. 558-562.

17. Ferris D., Hedgecock J. Teaching ESL composition: Purpose, process, and practice. Mahwah, 2005.

18. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.

19. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов на Дону, 2010.

20. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М., 2013.

21. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.

22. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.

23. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.

24. Павельева Т.Ю. Развитие умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2010.

25. Ильина Е.А. Методика развития умений письменной речи учащихся на основе интернет-технологий (английский язык, средняя школа): автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2014.

26. Dippold D. Peer feedback through blogs: Student and teacher perceptions in an advanced German class // RECALL: The Journal of EUROCALL. 2009. № 21 (1). P. 18-36.

27. Hyland F. ESL writers and feedback: Giving more autonomy to students // Language Teaching Research. 2000. № 4 (1). P. 33-54.

28. Reuse-Durham N. Peer evaluation as an active learning technique // Journal of Instructional Psychology. 2005. № 32 (4). P. 328-345.

29. Li L., Liu X., Steckelberg A. Assessor or assessee: How student learning improves by giving and receiving peer feedback // British Journal of Educational Technology. 2010. № 41 (3). P. 525-536.

30. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 12-15.

31. Bransford J., Brown A., Cocking R. How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, 2000.

32. Horowitz M. What professors actually require: Academic tasks for the ESL classroom // TESOL Quarterly. 1986. № 20 (3). P. 445-462.

33. Amores M. A new perspective on peer editing // Foreign Language Annals. 1997. № 30 (4). P. 513-523.

34. Johnson R. Learning together and alone: Cooperative, competitive, and individual learning. Boston, 1999.

35. Davies P. Peer assessment: Judging the quality of students’ work by comments rather than marks // Innovations in Education and Teaching International. 2006. № 43 (1). P. 69-82.

36. Mendonca C., Johnson K. Peer review negotiations: Revision activities in EST writing instruction // TESOL Quarterly. 1994. № 28. P. 745-769.

37. Nelson G., Murphy J. Writing groups and the less proficient ESL student // TESOL Journal. 1992. № 2. P. 23-25.

38. Nilson L. Improving students peer feedback // College Teaching. 2003. № 51 (1). P. 34-51.


Рецензия

Для цитирования:


Мерзляков К.А. Метод рецензирования в методике обучения письменной речи на иностранном языке. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(3-4):38-48. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-38-48

For citation:


Merzlyakov K.A. PEER REVIEW IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE WRITING. Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(3-4):38-48. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-38-48

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)