Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности интеллектуальной культуры студентов

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-14-19

Аннотация

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности будущего специалиста является основной целью современного обучения в учебном заведении. Система образования ориентирована на общественно-экономические нужды и обусловливается общественными потребности в специалистах, обладающих определенными компетенциями, навыками и умениями, которые постоянно пополняют и совершенствуют свои знания, интеллектуальные способности, культуру. Дано определение и рассмотрены основные подходы к пониманию понятия «интеллектуальная культура». Интеллектуальная культура личности указывает на уровень развития будущего специалиста и представляет собой четко организованный симбиоз образованности, умения самостоятельно мыслить, способности выделять приоритетные направления своей деятельности, а также умения и желания учиться и приобретать новые знания, оценивать и систематизировать их, подходить творчески к любому заданию и целенаправленно достигать поставленных целей в зависимости от сложившейся обстановки. Произведен анализ содержательного аспекта интеллектуальной культуры студентов. В ней рассмотрены основные подходы к определению сущности понятия «интеллектуальная культура», состоящие в выделении двух оснований для ее формирования и функционирования - аксиологического и деятельностного. Выделены и охарактеризованы основные взаимосвязанные структурные компоненты интеллектуальной культуры студентов: потребностно-мотивационный, когнитивный, организационно-деятельност-ный и эргономический.

Об авторе

Дмитрий Викторович Митрофанов
Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Россия


Список литературы

1. Вербицкий A.A. Противоречия образования и культуры // Психология образования: Проблемы и перспективы. М., 2004. С. 17-22.

2. Шилова О.В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2012.

3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Голушко Т.К., Немкова И.Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. Москва; Тамбов, 2005.

4. Зиновьев А. Высшее образование и логика интеллекта // Alma mater. 2004. № 5. С. 11-13.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2002.

6. Каган М.С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С. 6-14.

7. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.

8. Межуев В.М. Культура как деятельность: из истории отечественной культурологии // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1 (29). С. 37-59.

9. Иванова В.П. Развитие интеллекта как основание личностно-профессионального становления студента: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2013.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.


Рецензия

Для цитирования:


Митрофанов Д.В. Особенности интеллектуальной культуры студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(10):14-19. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-14-19

For citation:


Mitrofanov D.V. SPECIAL ASPECTS OF STUDENTS’ INTELLECTUAL CULTURE. Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(10):14-19. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-14-19

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)