Preview

Tambov University Review. Series: Humanities

Advanced search

PUBLIC TRANSPORT IN THE PROVINCIAL (REGIONAL) CENTERS OF RUSSIA IN XIX-XX CENTURIES: THE FORMATION AND DEVELOPMENT (ON MATERIALS OF PENZA, RYAZAN, TAMBOV)

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-96-103

Abstract

Рассмотрено становление и развитие общественного транспорта в губернских (областных) центрах России в ХIХ-ХХ вв. Актуальность темы обусловлена необходимостью учета опыта предыдущего развития в процессе организации транспортного обеспечения населения в российских городах на современном этапе. Проанализирован процесс зарождения системы городского транспорта в губернских и областных центрах страны. До середины XIX столетия в городах типа Пензы, Рязани и Тамбова практически не существовало потребностей в общественном транспорте. Только в середине 1920-х гг. в региональных центрах стали предприниматься попытки к устройству автобусного сообщения. Несмотря на появление первых автобусов, весь довоенный период характеризуется отсутствием регулярных общественных перевозок горожан. Время интенсивного количественного и качественного развития городского транспорта начинается в послевоенные годы. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в Рязани, Пензе, Тамбове появляются первые троллейбусные маршруты, заметно увеличивается количество автобусов. Вторая половина ХХ в. - время активного развития массового общественного транспорта в областных центрах, создания разветвленной маршрутной сети, роста пассажирооборота. Период наивысшего подъема приходится на 1970-1980-е гг. В условиях социально-экономического кризиса конца ХХ в. городским властям пришлось решать крайне сложные и принципиально новые для них проблемы управления транспортом. Актуальной стала проблема экологического воздействия транспорта на городскую среду. Тем не менее, в 1990-е гг. рынок пассажирских перевозок не испытал кризиса, принципиально по-новому структурировался, гибко отреагировал на городские потребности. Обоснован вывод о том, что продолжалось противоречивое, разбалансированное, но поступательное развитие, свойственное «догоняющей» урбанизации.

About the Author

Alexey Yuryevich Ilyin
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Russian Federation


References

1. Журналы Тамбовской городской думы за 1881 год. Тамбов: Тип. Губернского правления, б. г. 203 с.

2. Баранова Е.В. Транспорт как часть социально-культурной инфраструктуры г. Тамбова во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 10 (78). С. 161-168.

3. Дворжанский А.И. Улица Московская // Пензенский временник любителей старины: научно-популярный сборник. Пенза, 2000. Вып. 12. С. 1-66.

4. Кашаев П.В. Пенза: от пролетки до троллейбуса // Городское пространство в исторической ретроспективе: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 350-летию основания Пензы. Пенза: Изд-во «ГУМНИЦ ПГУ», 2013. С. 46-48.

5. Города России в 1904 году / Центральный статистический комитет МВД. Спб.: Паровая типовая литог. Ныркина, 1906. 907 с.

6. Пензенские губернские ведомости. 1883. № 267.

7. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 1288. Оп. 9. Д. 88.

8. Баранова Е.В. Динамика социально-куль-турной инфраструктуры г. Тамбова во второй половине XIX - начале ХХ в.: автореф. дис.. канд. ист. наук. Тамбов, 2010.

9. Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советской системы жилищно-коммуналь-ного хозяйства (1917-1941 гг.). М.: НИУ ВШЭ, 2015. 600 с.

10. Пензенская городская дума: история и современность: посвящается 350-летию основания города Пензы. Пенза: Изд-во ППИ им. В.Г. Белинского, 2013. 280 с.

11. Трудовая Пенза. 1926. № 51, 102; 1928. № 87, 220.

12. Муравьева И.И. Город Тамбов в 1930-е гг. (по материалам Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области) // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: материалы Общерос. науч. конф., посвящ. 375-летию основания г. Тамбова. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 179-186.

13. Города и районы Тамбовской области. (Экономико-статистический справочник). Тамбов, 1940. 300 с.

14. История Рязанской власти: руководители Рязанского края, 1778-2008 / ред.-сост. П.В. Акульшин. Рязань: Рязанская областная типография, 2008. 519 с.

15. К 900-летию Рязани: стат. сб. Рязань, 1995. 110 с.

16. Послевоенное двадцатилетие. Превращение Рязани в крупный промышленный центр. URL: http://www.history-ryazan.ru/node/4736 (дата обращения: 18.05.2016).

17. Муравьева И.И. Благоустройство Тамбова в 50-е гг. XX в. // Тамбов. Исторический портрет российского города: материалы науч.-практ. конф. Тамбов: ООО «ТПС», 2014. С. 71-78.

18. Пензенский край в истории и культуре России: монография. Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 526 с.

19. Транспорт Пензы. URL: http://dmitry-pensa. narod.ru/Untitled-1.html (дата обращения: 25.05.2016).

20. Чумакова Надежда Николаевна. Биография. URL: http://admrzn.ru/gorod-ryazan/pochetnye-grazhdane/:5850 (дата обращения: 24.05.2016).

21. Город Рязань в цифрах. 1960-1975 гг.: стат. сб. Рязань, 1976. 52 с.

22. Тамбову 370 лет: юбилейный историко-стат. сб. Тамбов: ООО «Изд-во Юлис». 2006. 320 с.

23. Города и районы Тамбовской области: стат. сб. Тамбов, 2005. 330 с.

24. Города Тамбовской области: стат. сб. Тамбов, 1998. 258 с.


Review

For citations:


Ilyin A.Yu. PUBLIC TRANSPORT IN THE PROVINCIAL (REGIONAL) CENTERS OF RUSSIA IN XIX-XX CENTURIES: THE FORMATION AND DEVELOPMENT (ON MATERIALS OF PENZA, RYAZAN, TAMBOV). Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(10):96-103. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-96-103

Views: 52


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)