Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Общественный транспорт в губернских (областных) центрах России XIX-XX вв.: становление и развитие (на материалах Пензы, Рязани, Тамбова)

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-96-103

Аннотация

Рассмотрено становление и развитие общественного транспорта в губернских (областных) центрах России в ХIХ-ХХ вв. Актуальность темы обусловлена необходимостью учета опыта предыдущего развития в процессе организации транспортного обеспечения населения в российских городах на современном этапе. Проанализирован процесс зарождения системы городского транспорта в губернских и областных центрах страны. До середины XIX столетия в городах типа Пензы, Рязани и Тамбова практически не существовало потребностей в общественном транспорте. Только в середине 1920-х гг. в региональных центрах стали предприниматься попытки к устройству автобусного сообщения. Несмотря на появление первых автобусов, весь довоенный период характеризуется отсутствием регулярных общественных перевозок горожан. Время интенсивного количественного и качественного развития городского транспорта начинается в послевоенные годы. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в Рязани, Пензе, Тамбове появляются первые троллейбусные маршруты, заметно увеличивается количество автобусов. Вторая половина ХХ в. - время активного развития массового общественного транспорта в областных центрах, создания разветвленной маршрутной сети, роста пассажирооборота. Период наивысшего подъема приходится на 1970-1980-е гг. В условиях социально-экономического кризиса конца ХХ в. городским властям пришлось решать крайне сложные и принципиально новые для них проблемы управления транспортом. Актуальной стала проблема экологического воздействия транспорта на городскую среду. Тем не менее, в 1990-е гг. рынок пассажирских перевозок не испытал кризиса, принципиально по-новому структурировался, гибко отреагировал на городские потребности. Обоснован вывод о том, что продолжалось противоречивое, разбалансированное, но поступательное развитие, свойственное «догоняющей» урбанизации.

Об авторе

Алексей Юрьевич Ильин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал
Россия


Список литературы

1. Журналы Тамбовской городской думы за 1881 год. Тамбов: Тип. Губернского правления, б. г. 203 с.

2. Баранова Е.В. Транспорт как часть социально-культурной инфраструктуры г. Тамбова во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 10 (78). С. 161-168.

3. Дворжанский А.И. Улица Московская // Пензенский временник любителей старины: научно-популярный сборник. Пенза, 2000. Вып. 12. С. 1-66.

4. Кашаев П.В. Пенза: от пролетки до троллейбуса // Городское пространство в исторической ретроспективе: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 350-летию основания Пензы. Пенза: Изд-во «ГУМНИЦ ПГУ», 2013. С. 46-48.

5. Города России в 1904 году / Центральный статистический комитет МВД. Спб.: Паровая типовая литог. Ныркина, 1906. 907 с.

6. Пензенские губернские ведомости. 1883. № 267.

7. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 1288. Оп. 9. Д. 88.

8. Баранова Е.В. Динамика социально-куль-турной инфраструктуры г. Тамбова во второй половине XIX - начале ХХ в.: автореф. дис.. канд. ист. наук. Тамбов, 2010.

9. Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советской системы жилищно-коммуналь-ного хозяйства (1917-1941 гг.). М.: НИУ ВШЭ, 2015. 600 с.

10. Пензенская городская дума: история и современность: посвящается 350-летию основания города Пензы. Пенза: Изд-во ППИ им. В.Г. Белинского, 2013. 280 с.

11. Трудовая Пенза. 1926. № 51, 102; 1928. № 87, 220.

12. Муравьева И.И. Город Тамбов в 1930-е гг. (по материалам Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области) // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: материалы Общерос. науч. конф., посвящ. 375-летию основания г. Тамбова. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 179-186.

13. Города и районы Тамбовской области. (Экономико-статистический справочник). Тамбов, 1940. 300 с.

14. История Рязанской власти: руководители Рязанского края, 1778-2008 / ред.-сост. П.В. Акульшин. Рязань: Рязанская областная типография, 2008. 519 с.

15. К 900-летию Рязани: стат. сб. Рязань, 1995. 110 с.

16. Послевоенное двадцатилетие. Превращение Рязани в крупный промышленный центр. URL: http://www.history-ryazan.ru/node/4736 (дата обращения: 18.05.2016).

17. Муравьева И.И. Благоустройство Тамбова в 50-е гг. XX в. // Тамбов. Исторический портрет российского города: материалы науч.-практ. конф. Тамбов: ООО «ТПС», 2014. С. 71-78.

18. Пензенский край в истории и культуре России: монография. Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 526 с.

19. Транспорт Пензы. URL: http://dmitry-pensa. narod.ru/Untitled-1.html (дата обращения: 25.05.2016).

20. Чумакова Надежда Николаевна. Биография. URL: http://admrzn.ru/gorod-ryazan/pochetnye-grazhdane/:5850 (дата обращения: 24.05.2016).

21. Город Рязань в цифрах. 1960-1975 гг.: стат. сб. Рязань, 1976. 52 с.

22. Тамбову 370 лет: юбилейный историко-стат. сб. Тамбов: ООО «Изд-во Юлис». 2006. 320 с.

23. Города и районы Тамбовской области: стат. сб. Тамбов, 2005. 330 с.

24. Города Тамбовской области: стат. сб. Тамбов, 1998. 258 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ильин А.Ю. Общественный транспорт в губернских (областных) центрах России XIX-XX вв.: становление и развитие (на материалах Пензы, Рязани, Тамбова). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(10):96-103. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-96-103

For citation:


Ilyin A.Yu. PUBLIC TRANSPORT IN THE PROVINCIAL (REGIONAL) CENTERS OF RUSSIA IN XIX-XX CENTURIES: THE FORMATION AND DEVELOPMENT (ON MATERIALS OF PENZA, RYAZAN, TAMBOV). Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(10):96-103. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-96-103

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)