Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Индивидуальность и типология преподавателя вуза: возможности взаимосвязи

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-14-21

Аннотация

Рассмотрен преподаватель вуза как субъект педагогической деятельности с позиции акмеологического подхода. Проанализирована важность субъектного развития педагога, способного осуществлять саморегуляцию и саморазвитие в процесс личностно-профессионального становления. Обосновано, что активность педагога проявляется в постоянном разрешении противоречия между той высокоорганизованной живой системой, которую представляет он сам (как интегральная индивидуальность) и объективными условиями профессиональной деятельности. Конструктивность его профессионально-педагогической деятельности неотделима от его субъективной активности, благодаря которой педагог самореализует себя как личность. Необходимо создать обстоятельства, благодаря или вопреки которым преподаватель принимает решение действовать активно и самостоятельно. Обоснована актуальность проблемы установления взаимосвязи между индивидуально-психическими различиями преподавателей вузов и соответствующими им типами личности. Подробно проанализированы сложности, возникающие при выявлении индивидуально-типологических особенностей педагога высшей школы. Рассмотрены существующие стратегии к выявлению типов личности: конституционально-антропометрическая, факторная, блочная, социоцентрическая, мотивационно-динамическая, выявлены их преимущества и ограничения. Обосновано понятие «тип индивидуальности преподавателя вуза». Рассмотрено применение теории интегральной индивидуальности к выявлению индивидуально-типологических особенностей преподавателя вуза.

Об авторе

Людмила Николаевна Макарова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Харченко Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель. М., 2014.

2. Макарова Л.Н. Развитие стиля педагогической деятельности преподавателя вуза // Педагогика. 2005. № 6. С. 72-80.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект. М., 2012.

5. Русалов В.М. О природе темперамента // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 20-26.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

8. Никитюк Б.А. Психологическая антропология как пограничная область антропологии и психологии // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990.

9. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

11. Белоус В.В. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981.

12. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Л.Н. Индивидуальность и типология преподавателя вуза: возможности взаимосвязи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(11):14-21. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-14-21

For citation:


Makarova L.N. INDIVIDUALITY AND TYPOLOGY OF A LECTURER OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: INTERACTABILITY. Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(11):14-21. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-14-21

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)