Том 21, № 11 (2016)
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
7-13 38
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к изучению современных общественных организаций как системообразующего института гражданского общества. Цель исследования состоит в выявлении эвристического потенциала ключевых категорий социологической концепции Ф. Тённиса в осмыслении бытия и функционирования современного гражданского общества. Основано на общих принципах системного, структурного и деятельностного подходов. Были использованы как работы классиков социологической мысли, так и труды современных социологов, занимающихся проблематикой гражданского общества. Результатом исследования стал комплексный анализ социологической концепции Ф. Тённиса в контексте становления классической социологической теории. Охарактеризованы общность и общество как полярные социальные типы и этапы социальной эволюции. Выявлены общие и особенные черты сущностной и избирательной типов воли. Проанализирована логика исторического процесса, заключающаяся в постепенном переходе от солидарности общностного типа к солидарности общественной. Обоснован тезис о возможности использования понятий «общность» и «общество» для описания и анализа механизмов генезиса и эволюции институтов современного гражданского общества. Представлен новый взгляд на сущность общественных организаций как естественно-искусственных структур. Сквозь призму социологической концепции Ф. Тённиса рассмотрен процесс институционализации общественных организаций как трансформация естественных спонтанных компонентов под воздействием искусственных факторов.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
14-21 32
Аннотация
Рассмотрен преподаватель вуза как субъект педагогической деятельности с позиции акмеологического подхода. Проанализирована важность субъектного развития педагога, способного осуществлять саморегуляцию и саморазвитие в процесс личностно-профессионального становления. Обосновано, что активность педагога проявляется в постоянном разрешении противоречия между той высокоорганизованной живой системой, которую представляет он сам (как интегральная индивидуальность) и объективными условиями профессиональной деятельности. Конструктивность его профессионально-педагогической деятельности неотделима от его субъективной активности, благодаря которой педагог самореализует себя как личность. Необходимо создать обстоятельства, благодаря или вопреки которым преподаватель принимает решение действовать активно и самостоятельно. Обоснована актуальность проблемы установления взаимосвязи между индивидуально-психическими различиями преподавателей вузов и соответствующими им типами личности. Подробно проанализированы сложности, возникающие при выявлении индивидуально-типологических особенностей педагога высшей школы. Рассмотрены существующие стратегии к выявлению типов личности: конституционально-антропометрическая, факторная, блочная, социоцентрическая, мотивационно-динамическая, выявлены их преимущества и ограничения. Обосновано понятие «тип индивидуальности преподавателя вуза». Рассмотрено применение теории интегральной индивидуальности к выявлению индивидуально-типологических особенностей преподавателя вуза.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
22-35 39
Аннотация
Рассмотрена тенденция повышения требований организаторско-управленческого компонента в деятельности военных специалистов по физической подготовке на основе ретроспективного анализа научных подходов к их функционально-должностным обязанностям, а также уточнена структура усложняющейся этапности формирования командно-методических и организаторских навыков у обучающихся военнослужащих как в учебных частях, так и в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации с точки зрения теории и организации физической подготовки войск (сил флота). Значительное увеличение объема функциональных задач специалистов физической подготовки Вооруженных Сил вызвано необходимостью подготовки военнослужащих в контексте введения новой концепции «выживания», в том числе в условиях горно-пустынной местности, в условиях Арктического шельфа, и целесообразным внедрением специфических военно-прикладных видов спорта: подводная стрельба, подводный рукопашный бой, модернизированная горная полоса препятствий и т. п.
36-45 39
Аннотация
Современное состояние лыжного спорта в соответствии с социально-экономическими требованиями современного общества определяют динамику роста спортивных результатов и предъявляют высокие требования к спортсменам, что отражается более ранней специализацией юных спортсменов. Лыжные гонки очень популярны в нашей стране и являются массовым видом спорта. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция к снижению посещаемости детско-юношеских спортивных школ по специализации «Лыжные гонки». Это объясняется, во-первых, снижением уровня профессиональной подготовки тренерского состава; во-вторых, снижением уровня финансирования массового спорта; в-третьих, снижением популярности циклических видов спорта, требующих развития выносливости. При этом по-прежнему велико значение подготовки спортивных резервов основных команд в системе детско-юношеского спорта. Предложено много различных концепций организации тренировочного процесса, начиная от младшего возраста до сборных команд, спланированы и реализованы вариативные сочетания средств и методов тренировки. Вместе с тем научно-технический прогресс в области разработок технических средств передвижения и средств восстановления оказывают влияние на возрастающие результаты. Двигательные качества в ходе естественного развития имеют период ускоренного формирования (сенситивный). В данный период конкретное качество юных спортсменов наиболее чувствительно к воздействию физической нагрузки. Следовательно, для полной реализации закономерностей развития организма юных спортсменов необходимо делать акцент на тренировке качеств, вступивших в сенситивный период. Первым в такое состояние вступает быстрота, и происходит это в возрасте от 7 до 16 лет. Далее скоростно-силовые качества - 9-18 лет. Затем сила - 12-19 лет. И после всех выносливость - 14-20 лет. Тренировочная программа, построенная по иной схеме, не сможет полностью реализовать биологические закономерности развития организма юных лыжников. Не сделав акцентов на развитии качеств в обозначенные периоды, мы не сможем впоследствии получить желаемый эффект. Ведущее двигательное качество для лыжников - выносливость. Оно последним вступает в период интенсивного естественного развития, и начинается это с 14 лет. В связи с этим в возрасте 11-13 лет есть смысл рассматривать данное качество наравне с остальными как средство ОФП. Такой подход дает возможность достаточного воздействия на быстроту, скоростно-силовые качества и силу. При этом не следует забывать, что возраст лыжников мировой элиты находится в диапазоне от 21 года до 30 лет. Следовательно, приступив к активному формированию выносливости с 14 лет, мы имеем 7-8 лет для его развития. При этом следует отметить, что в настоящее время существуют достаточно противоречивые мнения на предмет реализации тренировочных планов и методики подготовки юных лыжников-гонщиков. Вместе с тем вопросы индивидуализированной подготовки юных лыжников на основе их морфологического статуса не освещены в полной мере в научной литературе.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
46-51 44
Аннотация
Несмотря на тот факт, что первая типологическая классификация словарей была проведена более 65 лет назад, малый жанр словаря-разговорника все еще находится на периферии отечественной теории лексикографии, и в работах известных лексикографов отсутствуют какие-либо данные о словарях-разговорниках. Существующие же немногочисленные исследования, направленные на изучение произведений этого жанра, относятся в основном к советскому периоду и рассматривают их лишь как памятники древней или старинной лексикографии. Среди разновидностей жанра словаря-разговор-ника особенно интересен для нас поджанр военного словаря-разговорника. Отсутствие интереса к военным разговорникам, в частности, советским, со стороны военных историков наравне с равнодушием лингвистов препятствует пониманию механизмов создания этих памятников своей эпохи, равно как и пониманию их назначения и принципов их работы. Рассмотрена история развития малого литературного жанра военного словаря-разговорника на примере как отечественных, так и зарубежных изданий. Были выделены основные этапы развития данного малого литературного жанра, для каждого из которых представлены наиболее специфичные образцы произведений. На рассматриваемых примерах были проанализированы основные изменения данного малого жанра, включая самые современные издания.
52-62 38
Аннотация
Исследован вопрос обучения иностранному языку студентов аспирантуры на основе тандем-метода. В результате исследования: а) проведен анализ исследований, посвященных использованию тандем-метода в обучении; б) уточнено определение термина «тандем-метод»; в) разработаны основные положения тандема «преподаватель-преподаватель» в обучении иностранному языку в аспирантуре. Под тандем-методом предлагается понимать способ овладения, обучения или преподавания, основанный на партнерстве участников образовательного процесса, которыми могут выступать обучающиеся (ученик-ученик), обучающийся и преподаватель (обучающийся-преподаватель) и преподаватели (преподаватель-преподаватель). Сформулированы основные положения обучения иностранному языку для профессиональных целей в целом и иноязычному научному письменному дискурсу в частности аспирантов на основе преподавательского тандема: а) целью обучения иностранному языку для профессиональных целей в аспирантуре студентов неязыковых направлений подготовки на основе преподавательского тандема является дальнейшее формирование одновременно иноязычной коммуникативной компетенции и профессиональных компетенций обучающихся в рамках одной дисциплины; б) участниками преподавательского тандема выступают два специалиста: преподаватель английского языка и преподаватель профильной специальности, работающие вместе со студентами в рамках одной дисциплины в аспирантуре; в) разделение обязанностей работающих в тандеме преподавателей основывается в основном на содержании обучения; г) разделение сферы деятельности каждого работающего в тандеме преподавателя не является фиксированным и статичным; д) участие в обучении иностранному языку на основе преподавательского тандема предъявляет особые требования к компетенции преподавателей.
63-72 34
Аннотация
Рассмотрены особенности корпоративных языковых курсов, основной целью которых является индивидуализация обучения в соответствии с потребностями корпоративных обучающихся и повышение эффективности данного обучения. Подчеркнута актуальность непрерывного образования взрослых и, как следствие, важность корпоративного обучения, определено, что такое корпоративное обучение, и обозначены его основные характеристики, стратегические цели и тактические задачи. На основании данной информации выделены характеристики корпоративных языковых курсов и дано определение тому, что такое языковая корпоративная учебная программа, где подчеркнута важность адаптации данных программ к потребностям компаний-заказчиков. Также рассмотрены формы, методы и технологии корпоративного обучения в целом и представлены их различные классификации, на основе анализа которых определены наиболее оптимальные формы, методы и технологии языкового корпоративного обучения. При этом особое внимание уделено таким формам обучения, как «компактное» и «рассредоточенное» обучение, выделяются преимущества и недостатки каждой из этих форм, в результате чего «компактное» обучение определяется как наиболее эффективное для языковых корпоративных курсов. Также выделены традиционные и инновационные формы, методы и технологии языкового корпоративного обучения в соответствии с его целями и задачами. Также рассмотрен вопрос мотивации корпоративных обучающихся, где подчеркнуто преобладание у них внешней мотивации к обучению и важность формирования внутренней мотивации.
73-81 36
Аннотация
Современные ФГОС ВО предъявляют требования увеличивать долю самостоятельной работы студентов и активно внедрять интерактивные формы обучения, желательно на базе инструментов Веб 2.0. Одним из таких инструментов является вики-технология, дидактические свойства и функции которой позволяют выполнить эти требования и повысить эффективность обучения иностранному языку за счет интерактивного характера и реализации принципов метода проектов. Исследована возможность использования вики-технологии для организации совместной работы по созданию вики-глоссария, то есть словаря терминов специальности студентами неязыковых вузов, что является важным при учете профиля и направления обучения. Задание «Вики-глоссарий» основано на принципах задания вики-словарь, развивает и углубляет их. Приведен подробный алгоритм работы студентов и преподавателя, шаблон оформления словарной статьи, критерии оценивания выполнения задания. Проанализированы современные интернет-ресурсы, дан список рекомендуемых открытых образовательных ресурсов для организации работы над вики-глоссарием биологических терминов. Описаны требования к квалификации преподавателя в соответствии с Профессиональным стандартом профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Перечислены методические преимущества и возможные трудности использования вики-технологии для составления совместного глоссария.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
82-88 71
Аннотация
Актуальность обусловлена необходимостью обобщения и обоснования опыта и перспективных направлений функционирования современных ночных клубов, а также явления «клаббинг». Раскрыты социально-педагогические и культурологические аспекты социально-культурных процессов, связанных с клубной культурой. Рассмотрена сущность клаббинга как особой субъектной культуры. Представлены определения понятий «клаббинг» и «клабберы», раскрыты структурные и содержательные компоненты клаббинга, определены специфические особенности клубной жизни, клубной музыки и клубной танцевальной культуры. Дана типологизация современных клубов, а также проводимых ими клубных вечеринок. В частности, выделены «попсовые», «статусные» и «андеграундные» клубы, показаны особенности танцевальных, музыкальных, элитных, кофейных и концептуальных ночных клубов, выявлены социально-психологические особенности «клубной атмосферы», охарактеризованы коммуникативные процессы в клубной среде. В частности, представлены некоторые особенности клубного этикета и клубных правил, определяющих требования фейс-контроля, дресс-кода и правил поведения в клубе. Охарактеризованы наиболее востребованные вечеринки ночных клубов: пати, тематические вечеринки Military Party, New Year Party; Fashion Party, White Party, Flower Party, Beach Party, Гавайская вечеринка, пижамная вечеринка, «приват пати», опэн эйр и др.
89-94 56
Аннотация
Рассмотрены проблемы культурной адаптации иностранных студентов. Подчеркнуто увеличение доли иностранных студентов в российских вузах и тенденция роста их количества в следующие годы, что определяет исследования проблем адаптации студентов-иностранцев как приоритетные. Проведен краткий обзор новых исследований, связанных с различными проблемами адаптации студентов-иностранцев в российских вузах и сделан вывод, что одной из основных проблем является именно культурная адаптация. Особое внимание отводится описанию проведенного опроса студентов-иностранцев Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. На основе ответов реципиентов сделан вывод, что, несмотря на то, что значительная часть иностранных студентов открыта для новой культуры и для общения, а также квалифицирует отношение преподавателей, русских студентов и жителей города в целом как доброжелательное, опыт вхождения в новое лингвокультурное сообщество явился для нее достаточно сложным. Опрошенные студенты относятся положительно к культурному многообразию и признают, что освоение основ межкультурной коммуникации в теории и на практике необходимо, но их знание этого жизненного аспекта ограничено. Было определено присутствие определенного «замыкания» в своих этнокультурных группах. Реципиенты указали на положительное влияние досугового общения, которое, на их взгляд, является хорошим фундаментом для преодоления барьеров культурной адаптации к принимающей культуре.
95-102 40
Аннотация
Методики исследования материалов современных средств массовой информации (СМИ) различны в зависимости от целей и задач, которые поставлены перед каждым конкретным исследованием. Однако сложившуюся на постсоветском пространстве систему методов изучения массмедиа нельзя считать совершенной, поскольку недостаточно разработана методология исследования так называемых «новых» СМИ, а также конвергентных медиа. В частности, существующие методы нередко оставляют на периферии научной мысли обращение к конкретной тематике и проблематике средств массовой информации. Предлагаемый метод позволяет изучить культурные ценности и поведенческие приоритеты аудитории потребителей контента массмедиа в отношении конкретной ситуации или проблемы. Достоинством предлагаемой методики является возможность проведения исследования в максимально короткие сроки. Кроме того данная методика наиболее актуальна для исследования материалов конвергентных массмедиа, а также «новых» СМИ, получивших наибольшее распространение в начале XXI века в эпоху всеобщей информатизации и интернетизации. Применение методики продемонстрировано на конкретном примере. Аудиторию изучаемого СМИ составила студенческая молодежь. Метод может быть использован для анализа различных по своим характеристикам медиаматериалов, в том числе при исследовании сообщений в «новых» и конвергентных массмедиа.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
103-108 51
Аннотация
Предпринята попытка проследить влияние миграций на изменение демографической структуры населения Дагестана в конце XIX - начале XX века. Разработка проблемы истории миграционных процессов в Дагестане XIX - начала XX века - неотъемлемой части историко-демографического изучения региона - является актуальной и важной задачей. Такого рода исследования необходимы для реконструкции социально-экономической и демографической истории края, создания научно-обоснованной концепции миграционной политики не только в таком трудоизбыточном регионе, как Дагестан, но и региональной демографической политики в Российской Федерации в целом. Основная часть населения находилась в очень стесненных жизненных условиях с ограниченным питанием, и любые неурядицы, перебои в урожайности хлебов, падеж скота и т. п. стихийные бедствия вызвали массовый отток в основном мужского населения за пределы Дагестана в поисках заработка. Это отрицательно сказывалось на уровне рождаемости и в конечном итоге на естественном приросте населения области. Поставленная проблема имеет как научный интерес, так и политическую значимость в контексте демографического кризиса в России и связанных с ним трудностей сохранения суверенитета и территориальной целостности ряда пограничных регионов Российской Федерации, откуда происходит отток населения. Исследование выполнено на основе ежегодных отчетов губернаторов Дагестанской области, изданных в виде «Обзоров о состоянии Дагестанской области» и других статистических и литературных источников.
109-115 44
Аннотация
Мировая война 1914-1918 гг. стала первым вооруженным конфликтом, где в боевых действиях начали применять отравляющие вещества. В 1915 г. немцы стали широко использовать химическое оружие против армий стран-участниц Антанты. От его действия страдали не только солдаты, но и мирное население, которое проживало в прифронтовых городах. Рассмотрена организация первых мероприятий противохимической защиты населения в России и во Франции во время Первой мировой войны. Проанализированы события химической войны в 1914-1918 гг., общеизвестные и хорошо изученные, изучены вопросы защиты населения от газовых атак, которые до сих пор остаются не исследованными. Используя архивный материал, публикации первого десятилетия XX века, современные исследования, а также иностранные источники, раскрыты основные меры защиты населения от отравляющих веществ, которые предпринимались государственными и военными органами, различными организациями. На основании представленного материала сделан вывод о том, что проводимые мероприятия сыграли свою роль в развитии зарождающейся в XX веке системы гражданской обороны, легли в основу ее становления.
116-122 43
Аннотация
Дана характеристика основных факторов, оказавших решающее влияние на формирование и специфику российского цивилизационного типа с его объективно повышенной ролью государства как компенсатора сложностей и трудностей существования российского народа. Отмечены неблагоприятные условия жизнедеятельности, детерминирующие модель государственного управления. Указана опасность либеральной теории денационализации экономики для стран, отягощенных какими-либо естественными трудностями, прежде всего климатом. Его влияние на формирование цивилизационного типа более значительно, чем это обычно считается. Обоснован тезис, что именно климат детерминировал такие отличительные черты россиян, как коллективизм и обостренное чувство социальной справедливости, общинный характер жизнедеятельности и повышенная роль государства в деле преодоления трудностей выживания в одной из самых холодных стран мира. Суровые природно-кли-матические условия увеличивают трудовые затраты и прочие расходы на жизнеобеспечение человека. Природный фактор вынуждал народ выбирать такие консолидирующие формы жизнедеятельности, как община, трудовой коллектив, государство. Национальное сознание было пронизано ощущением невозможности выживания без сильной государственной организации.
123-134 30
Аннотация
Религиозное возрождение, пережитое Россией в постсоветский период, является предметом пристального изучения и получает неоднозначную оценку исследователей. Данный феномен объединил в себе сложные процессы, имеющие разнонаправленный и противоречивый характер. Качественные и количественные показатели этого возрождения могут получить объективную оценку только при выяснении предшествующих им культурно-исторических предпосылок. Историко-сравнительный анализ, включающий сравнение основных проявлений религиозности в их пространственно-временном измерении, указывает на наличие в советской действительности условий, предопределивших «ревитализацию» религии в постсоветский период. Среди основных причин «религиозного возрождения» названы сохранение религиозности населения на уровне обрядов и бытовых традиций, воспроизводство практикующей религиозности в узком кругу глубоко верующих людей и рост интереса к религии в 1970-е гг. в различных слоях советского общества. Предпринят анализ данных по двум областям: Тамбовской и Свердловской, которые обнаруживают различия в характере религиозности населения, предопределенные историко-культурными процессами. Это позволило прийти к важным выводам о механизмах сохранения и воспроизводства религиозности. В исследовании использованы документы региональных архивов, воспоминания очевидцев описываемых событий, собранные в ходе полевых исследований.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)