Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Педагогические условия повышения эффективности профессионального воспитания учащихся в ходе организации студенческого самоуправления

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-50-58

Аннотация

Обоснована необходимость определения педагогических условий повышения эффективности профессионального воспитания молодежи в ходе организации студенческого самоуправления (ССУ) в вузе с триединых позиций: на основе теоретико-методологического анализа сущности исследуемых понятий, на основе выделенных педагогических противоречий профессионального воспитания в ходе организации ССУ в вузе, а также на основе анализа недостатков реализации данного процесса на практике. Представлен констатирующий этап эксперимента, характеризующий начальный уровень сформированности исследуемого понятия в соответствии с выделенными ранее критериями и показателями, принимая во внимание характерные особенности профессионального воспитания студентов. Охарактеризованы методы исследования, представлены специальные методики диагностики показателей разработанных критериев, а также процедура определения уровня сформированности показателей и критериев исследуемого феномена, а также уровня сформированности профессионального воспитания в целом. Проанализированы недостатки формирования каждого показателя в отдельности, а также возможные причины их возникновения. Полученные эмпирическим путем данные подтверждают сделанные нами теоретические выводы о необходимости профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих. Важным фактором является участие студентов в студенческом самоуправлении, в ходе которого будут сформированы выделенные профессионально-личностные качества. Определена совокупность педагогических условий формирования профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе студенческого самоуправления как совокупность педагогических обстоятельств, способствующих повышению эффективности данного процесса в вузе: создание установки субъектов на профессиональное воспитание в процессе участия в ССУ; активизация и развитие механизмов рефлексии, профессиональной самоидентификации в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности и условиями ССУ; увеличение доли самостоятельных видов деятельности в ССУ, соответствующих будущим профессиональным обязанностям; развитие субъект-субъектных отношений в студенческом самоуправлении как основы профессиональных взаимоотношений, обеспечивающих необходимый уровень личностной и деловой коммуникации; создание в рамках ССУ модели профессионального сообщества для освоения патриотических ценностей, этических правил и традиций госслужбы.

Об авторах

Игорь Алексеевич Шаршов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Ирина Николаевна Борзых
Администрация Тамбовского района Тамбовской области
Россия


Список литературы

1. Шаршов И.А., Борзых И.Н. Интегральная модель профессионального воспитания личности в контексте студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 2 (26). С. 26-31.

2. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис. … д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

3. Шаршов И.А., Борзых И.Н. Квалиметрический инструментарий и процедура оценивания профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагоги-ческий журнал Гаудеамус. 2016. № 2. C. 79-85.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999. 103 с.

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2007. 286 с.

6. Ежова Н.Н. Новые тесты для отбора персонала. Ростов н/Д, 2008. 288 с.

7. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2006. 704 с.

8. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 110-116.

9. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.

10. Титова Л. Г. Технологии делового общения. М., 2008. 239 с.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2004. 576 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шаршов И.А., Борзых И.Н. Педагогические условия повышения эффективности профессионального воспитания учащихся в ходе организации студенческого самоуправления. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(12):50-58. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-50-58

For citation:


Sharshov I.A., Borzykh I.N. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY INCREASE AND PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS WHILE STUDENTS’ UNION ORGANIZATION. Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(12):50-58. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-50-58

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)