Том 21, № 12 (2016)
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Марина Сергеевна Чванова,
Марина Викторовна Храмова,
Игорь Алексеевич Слетков,
Ирина Александровна Киселева,
Анатолий Анатольевич Молчанов,
Наталия Александровна Котова
7-25 67
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью в изучении вопросов, связанных с влиянием сети Интернет на социальные потребности пользователей. Целью данного социологического исследования представлено изучение влияния сети Интернет на различные социальные потребности пользователей. Основные задачи исследования заключены в анализе теоретических подходов к определению информационного общества, виртуализации общества, компьютерно-сетевой коммуникации; в определении социального портрета типичного российского пользователя сети Интернет; в изучении специфики влияния интернет-среды на различные аспекты жизнедеятельности человека. Для решения поставленных задач использовались следующие методы сбора информации: социологическая анкета, подготовленная с использованием ресурса Google Forms; вторичная информация, предоставленная на своих порталах крупными агентствами и фондами изучения общественного мнения; метод наблюдения и анализ документации, посвященной данной проблематике. Приведены результаты опроса современных пользователей сети разного возраста, жителей разных по величине городов и населенных пунктов, разных сфер деятельности с целью выявления их оценки изменения социальных потребностей под воздействием Интернет. Рассмотрено влияние Интернета на общение, ощущение опасности и риска, ощущение власти и чувства господства над другими людьми, принадлежность к определенной группе, трудовую деятельность, социально-экономическую активность, популярность, выбор услуг, признание, образование. Результаты опроса выявляют сохранение разнообразия точек зрения с превалированием существенного изменения социальных потребностей пользователей под влиянием Интернета.
26-34 47
Аннотация
Рассмотрено описание технологии использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации, которая условно разбита на четыре этапа: 1) констатирующий - формирование экспериментальной и контрольной группы, мониторинг и анализ начального уровня саморазвития студентов, а также составление алгоритма действий, направленных на изменение уровня саморазвития в положительную сторону в процессе самостоятельной работы с ЭОР с элементами автодидактики; 2) проектирующий - отбор ресурсов для проведения эксперимента на основе ранее сформированных параметров; 3) конструктивный - поэтапное внедрение ресурсов в процесс саморазвития студентов в урочное и внеурочное время; 4) контрольно-коррекционный - анализ полученных результатов, составление рекомендаций по дальнейшему использованию результатов исследования. Сопоставлены полученные результаты контрольной и экспериментальной групп как в начале, так и в конце эксперимента. Приведен и обоснован процентный прирост каждого из показателей по сравнению с данными констатирующего эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Сделан вывод об изменении уровня саморазвития личности студентов профессиональной образовательной организации в положительную сторону в ходе использования ЭОР с элементами автодидактики.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
35-41 44
Аннотация
В наше время возможного работодателя интересует не столько диплом претендента на определенную должность, сколько ему важно видеть то, что он умеет и сможет ли он трудиться в команде. Обоснована необходимость развития творчества студентов методом проектов для успешной реализации себя в современном мире. Именно метод проектов, реализуемый в образовательном процессе, способствует развитию творчества, свободе мысли у студентов. Рассмотрен метод проекта, разработанный и реализованный кафедрой педагогики со студентами Липецкого государственного педагогического университета на одну из актуальных тем современности - здоровый образ жизни. На первом этапе проекта было проведено анкетирование «Социологический опрос на тему ЗОЖ». Полученные результаты четко продемонстрировали плохую информированность об основных факторах здорового образа жизни среди детей обычных дворов города. На втором этапе был организован социальный проект «Всем двором за ЗОЖ», реализованный студентами 1 курса факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «ЛГПУ» в рамках изучения курса «Педагогика». Цель проекта: пропаганда ЗОЖ, повышение мотивации детей занятиями в спортивных секциях, привлечение внимания общественности к важности дворовых игр для развития детей и необустроенности дворов. Результатом проекта стал спортивный праздник, проведенный в одном из дворов г. Липецк.
42-49 41
Аннотация
Рассмотрены проблемы сохранения национальной культуры через включение передачи опыта мастеров народных ремесел в содержание художественного образования. Описано значение образования, его функций по сохранению, воспроизводству и развитию культуры. Аргументирована мысль о том, что возможности, заложенные в народном искусстве, обогащают содержание художественного образования и требуют сохранения и развития. Приведены примеры положительного опыта сохранения и развития народных ремесел из практики Иркутской области. К вопросам сохранения и развития русских народных ремесел необходимо пристальное внимание и постоянная планомерная поддержка народного творчества в том числе как части художественного образования в России. Исследование содержит теоретическое обоснование и проектирование направлений развития художественного образования в области декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Проанализированы вопросы сохранения традиций декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, начиная с начального художественного образования, и дальнейшего развития данных направлений в сузах и вузах.
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
50-58 39
Аннотация
Обоснована необходимость определения педагогических условий повышения эффективности профессионального воспитания молодежи в ходе организации студенческого самоуправления (ССУ) в вузе с триединых позиций: на основе теоретико-методологического анализа сущности исследуемых понятий, на основе выделенных педагогических противоречий профессионального воспитания в ходе организации ССУ в вузе, а также на основе анализа недостатков реализации данного процесса на практике. Представлен констатирующий этап эксперимента, характеризующий начальный уровень сформированности исследуемого понятия в соответствии с выделенными ранее критериями и показателями, принимая во внимание характерные особенности профессионального воспитания студентов. Охарактеризованы методы исследования, представлены специальные методики диагностики показателей разработанных критериев, а также процедура определения уровня сформированности показателей и критериев исследуемого феномена, а также уровня сформированности профессионального воспитания в целом. Проанализированы недостатки формирования каждого показателя в отдельности, а также возможные причины их возникновения. Полученные эмпирическим путем данные подтверждают сделанные нами теоретические выводы о необходимости профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих. Важным фактором является участие студентов в студенческом самоуправлении, в ходе которого будут сформированы выделенные профессионально-личностные качества. Определена совокупность педагогических условий формирования профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе студенческого самоуправления как совокупность педагогических обстоятельств, способствующих повышению эффективности данного процесса в вузе: создание установки субъектов на профессиональное воспитание в процессе участия в ССУ; активизация и развитие механизмов рефлексии, профессиональной самоидентификации в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности и условиями ССУ; увеличение доли самостоятельных видов деятельности в ССУ, соответствующих будущим профессиональным обязанностям; развитие субъект-субъектных отношений в студенческом самоуправлении как основы профессиональных взаимоотношений, обеспечивающих необходимый уровень личностной и деловой коммуникации; создание в рамках ССУ модели профессионального сообщества для освоения патриотических ценностей, этических правил и традиций госслужбы.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
59-68 23
Аннотация
Подготовлен алгоритм обучения научному иноязычному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода. В результате исследования а) проведен анализ исследований, посвященных реализации проектной методики в обучении иностранному языку в целом и обучении на основе тандем-метода в частности, б) разработан алгоритм обучения научному иноязычному дискурсу аспирантов на основе преподавательского тандема. Тандем-метод - это способ овладения, обучения или преподавания, основанный на партнерстве участников образовательного процесса, которыми могут выступать обучающиеся (ученик-ученик), обучающийся и преподаватель (обучающийся-преподаватель) и преподаватели (преподаватель-преподаватель). На основе анализа методических работ разработан алгоритм обучения иноязычному письменному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода (преподавательский тандем), включающий следующие этапы: 1) вводный; 2) объяснение структуры конкретного научного документа; 3) отработка написания структурных элементов письменного научного документа в тренировочных упражнениях; 4) обсуждение на родном и изучаемом языках содержания и структуры тренировочной письменной работы; 5) составление тренировочной письменной работы; 6) оценка тренировочных письменных работ студентов; 7) обсуждение результатов написания тренировочных письменных работ студентов; 8) постановка задачи по написанию индивидуальных научных письменных работ по проблематике научных исследований студентов; 9) написание студентом научной работы; 10) оценка письменной работы и ее обсуждение с каждым студентов; 11) рефлексия.
69-74 50
Аннотация
Рассмотрены ошибки, которые возникают при переводе английской военной терминологии в сериале по военной тематике. Спрос на высокое качество перевода таких сериалов объясняется непрерывным развитием киноиндустрии и вечной популярностью упомянутого выше жанра в нашей стране. «Тихий океан», американский телевизионный сериал производства HBO, стал материалом для анализа в данной работе. Сериал посвящен действиям морской пехоты Соединенных Штатов на Тихоокеанском театре военных действий в рамках более масштабной Тихоокеанской войны. Данный сериал сосредоточивается на опыте трех морских пехотинцев (Юджина Следжа, Роберта Леки и Джона Бейзилона), которые принадлежали к разным полкам 1-й дивизии морской пехоты. Предоставлена строгая методология для дифференциации категорий наиболее распространенных ошибок. Для этой цели были приведены определения перевода и сериала, а также классификация ошибок перевода с четырьмя отличительными категориями, которая используется для сортировки примеров наиболее распространенных ошибок, сделанных в процессе перевода военной терминологии в этом сериале. Было продемонстрировано, что некоторые категории содержат большее число предложений с ошибками, и были разъяснены примеры наиболее распространенных ошибок перевода. Финалом работы является заключение, в котором сделан вывод, что людям, занимающимся переводом сериалов по военной тематике, как правило, не хватает обучения как английскому, так и русскому языку, а также базовых знаний в области перевода английской военной терминологии.
75-85 41
Аннотация
Рассмотрены цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ, которые были сформулированы на основании требований общества и государства к компетенциям современных специалистов. К целям были отнесены: 1) формирование иноязычной коммуникативной компетенции; 2) развитие межкультурной коммуникативной компетенции; 3) обучение иностранному языку для специальных целей. В качестве задач были определены: 1) обучение английскому языку как средству международного общения; 2) развитие умения общаться на иностранном языке в определенной профессиональной сфере; 3) формирование специальных профессиональных компетенций на иностранном языке; 4) развитие интеллектуальной, психологической и социальной компетенций; 5) создание положительной мотивации к изучению иностранного языка; 6) интенсификация обучения иностранному языку. Также были обозначены необходимые компетенции, формируемые в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (владение специальной терминологией, умение общаться на общеэкономические и специализированные темы, умение делать презентации и вести переговоры, вести деловую переписку и т. д.), определены качества, необходимые профессионалу для успешного выполнения своей деятельности (критическое мышление, творчество, умение работать с большим объемом информации, самостоятельно решать профессиональные проблемы, умение переносить знания из одной области в другую и т. д.). Для достижения поставленных целей и задач были выделены следующие подходы и технологии обучения: междисциплинарный подход, личностно-ориентированное обучение, технология «развития критического мышления», технология проблемного или проектного обучения, применение компьютерных интерактивных программ, контекстное обучение иностранному языку, корпоративные формы обучения, создание в компании иноязычной корпоративной среды.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
86-92 55
Аннотация
Закончив вуз, начинающие учителя технологии сталкиваются с тем, что их работа предполагает наличие у них большого разнообразия трудовых двигательных навыков. Это становится заметно во время выполнения практических работ, предусматривающих использование острых инструментов. В этой связи повышение эффективности формирования двигательной деятельности будущих учителей технологии имеет несомненную значимость. Основной целью исследования является повышение эффективности формирования двигательной деятельности будущих учителей технологии. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением практических задач обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов исследования (теоретические методы: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, физиологической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, сравнения, сопоставления, абстрагирование, моделирование учебного процесса; эмпирические методы: педагогический эксперимент, целенаправленное прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, опросы, хронометраж). Проанализированы особенности эффективного формирования двигательной деятельности будущих учителей технологии; реализация общедидактических принципов в данном русле; представлены выявленные педагогические условия и средства, позволяющие интенсифицировать данный процесс, критерии сформированности двигательной деятельности будущего учителя технологии. На основе этих и других исследований был сделан вывод об обязательности расширения спектра анализаторов контроля за правильностью выполнения движений. Кроме того, перед практической работой необходимо проводить вводную гимнастику, подбор заданий и последовательность формируемых умений и навыков осуществлять на основе разработанных требований, в процессе обучения обеспечивать связь теории с практикой и т. д.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
93-98 49
Аннотация
В основе инноваций инфокоммуникационных технологий лежат достижения современной науки. Обсужден вопрос о роли курса физики для развития кадрового потенциала в сфере инфокоммуникаций. Анализ проблемы показал, что модернизация физического образования должна быть направлена на эффективное сочетание освоения фундаментальных знаний и формирования практико-ориентиро-ванных видов познавательной деятельности обучающихся. Значение физики для специалистов в сфере инфокоммуникационных технологий обусловлено тем, что работу любой информационной системы неизбежно сопровождает появление технических каналов утечки информации, имеющих физическую природу. Формирование готовности к защите информации составляет задачу профессионализации физического образования. Данный феномен способствует высокому уровню овладения общепрофессиональными компетенциями при изучении инженерных дисциплин и может быть реализован в учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Рассмотрены физические основы передачи информации как результат приема и анализа электромагнитных излучений. Выявлена роль электромагнитного поля как носителя информации. Раскрыты дидактические функции преподавания темы «Электромагнитное поле» курса физики при подготовке специалиста в области телекоммуникационных систем. Материалы подтверждают, что развитие положительной мотивации к активному и осознанному изучению дисциплины «Физика» в техническом вузе может решаться путем изменения содержания отдельных учебных вопросов, приближением их изложения к задачам специальных профессиональных дисциплин. Синтез фундаментальности и профессионализации физического образования выступает необходимым условием организации учебного процесса в техническом вузе как целенаправленной системы по подготовке специалиста в области инфокоммуникационных технологий.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
99-106 41
Аннотация
Рассмотрен комплекс содержательных и методологических проблем, относящихся к переходу преподавания учебного предмета «История» в школе по линейной системе. Начало этого процесса связано с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по истории, включающего в себя Историко-культурный стандарт. Стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. В связи с отсутствием федеральных рекомендаций по организации перехода на новую модель школьного исторического образования каждый российский регион был вынужден разрабатывать собственную нормативную базу. В Тамбовской области основой для перехода стало письмо управления образования и науки Тамбовской области от 21.04.2016 г. № 1.01-23/1498 «О направлении методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Тамбовской области по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения учебного предмета «История». Оно содержит принципиальные положения по организации системы мероприятий, сопровождающих кардинальные изменения в преподавании данного предмета в школе.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
107-114 56
Аннотация
Актуальность историко-демографических исследований заключается в изучении чрезвычайно сложной области в истории аграрных (традиционных) обществ - динамике изменения численности населения и влияния этого процесса на весь строй социально-экономической жизни. Поэтому исследуются изменения численности и сословного состава населения губерний и уездов юга Центральной России в 1810-1830-е г. Выявлены разночтения в статистических данных разных источников, невозможность точного установления колебаний в сословном составе населения и зависимость колебания численности крестьянского населения от размеров барщины. В ходе исследования выявлены особенности демографических процессов в разных губерниях и уездах большого региона - юга Центральной России. Они проявились главным образом в том, что в районах старого заселения - Орловской, Рязанской и Тульской губерниях, смежной с ними Нижегородской губернии - темпы роста числа жителей несколько уменьшились. В самых южных губерниях региона - Воронежской и Тамбовской - эти темпы оставались высокими. Особенно заметным явлением стало почти повсеместное сокращение числа мужчин в Черноземных губерниях (за исключением Тамбовской) после войны 1812 г. Неравномерно происходили подъемы и спады числа жителей в отдельных селах региона. Но везде высоким оставался коэффициент корреляции темпов роста населения и величины барщины.
115-120 41
Аннотация
Народные училища - образовательные учреждения дореволюционной России. Согласно Уставу о народных училищах для всех городов Российской империи от 5 августа 1786 г. были организованы Главные и Малые народные училища. Во время школьной реформы 1804 г. Главные народные училища преобразованы в гимназии, а Малые в Уездные училища. Начальные народные училища были созданы в 1864 г. и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы. Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 г. В условиях колонизации Северного Кавказа постоянно ощущалась необходимость кадрового обеспечения во всех сферах общественной жизни и государственного управления, включая просвещение, а также стремление обеспечить поддержку политики власти со стороны местных жителей. Одной из попыток решения этой проблемы было развитие народных училищ, ориентированных не только на подготовку мальчиков к писарским должностям, но и просвещение населения. Эта задача приобретала особую важность в контексте потребностей образования и воспитания населения региона в традициях православной культуры через познание Закона Божия. С привлечением широкого круга источников проведен анализ положения священнослужителей в начальных школах Северного Кавказа, определен их статус в решении вопросов образовательного процесса и участие в управлении.
121-128 46
Аннотация
Источниками в подобном исследовании служат общероссийские и региональные электронные базы просопографических данных, включающие в совокупности более 20 млн человек обоего пола 1830-х - 1944 гг. рождения со всех российских (советских) географических и социально-сословных срезов. Количественная и качественная полнота источников обеспечивает в данном случае формирование длинных (до 100 лет) непрерывных рядов репрезентативных социографических данных, обеспечивающих комплексный анализ многих частей подвижного социального синергизма, включая динамику миграций на всех популяционных уровнях. В качестве базового фактора миграции как формы реализации социальной активности принято действие популяций в причинно-следственной парадигме «перенаселение - массовый и индивидуальный стресс - массовая и индивидуальная агрессия», осложненной факторами государственной экономической и социальной политики, а также производными в виде социальных катастроф первой половины XX века. Обработка массовых источников социографической информации раскрывает, как механизм длительных природно-демографических циклов регулировал подъемы и снижения социальной активности (агрессии), выстраивая совпадающие с рисунками циклов волны эмиграции из родных регионов. В общем смысле миграции с их взлетами и падениями были и есть частью социоестественной системы регулировки (сброса) демографического давления в традиционных и переходных популяциях вместе с явными и скрытыми компонентами этого синергизма (смертность и социальный распад через войны, голод, болезни, экзогенное и эндогенное бесплодие, модернистские факторы).
129-136 47
Аннотация
На основе архивных источников рассмотрены различные аспекты деятельности добровольных обществ Осоавиахим (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), Автодор (общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог), РОКК (Российское общество Красного Креста), ОДР (Общество друзей радио), их вклад в военное обучение молодежи как неотъемлемая часть укрепления обороноспособности страны. Показаны различные направления деятельности этих общественных организаций, такие как морально-политическая, военно-техническая, физическая подготовка допризывной и призывной молодежи. Перед добровольными обществами партийным руководством страны ставилась задача развернуть работу на военно-учебных пунктах, курсах, в школах, лагерях оборонных обществ, в различных кружках, домах обороны, музеях, библиотеках, избах-читальнях, красных уголках и др., помочь стране в ликвидации общей и военной безграмотности. Кроме того, требовалось перестроить работу массовых оборонных организаций и прежде всего Осоавиахима. Главное изменение состояло в разграничении сфер его деятельности, передаче ему некоторых функций военного ведомства. Необходимость перестройки диктовалась прежде всего реорганизацией и переоснащением армии, в связи с чем требовалось значительное улучшение учебно-материальной базы военной подготовки. Руководство военным обучением в организациях Осоавиахима осуществляли Реввоенсовет (Революционный военный совет) СССР и ЦС (Центральный Совет) Осоавиахима. Не оставались в стороне и другие организации: при Автодоре была организована военная секция, в ОДР проводилась подготовка радиолюбителей, в РОКК - подготовка военно-санитарных кадров в интересах обороны страны.
137-150 50
Аннотация
На основе традиционных, новейших и оригинальных массовых источников социально-демографической информации, сведенной в управляемые электронные базы данных, исторично проанализированы некоторые главные стороны уникального социально-демографического феномена тамбовского порохового завода - Котовска. Сочетание факторов острейшего аграрного перенаселения Тамбовщины начала XX века, обеспечившего повышенную социальную агрессивность региональной популяции, максимально мультипопуляционного и многонационального состава первопоселенцев и первых поколений котовцев, сравнительно высокого жизненного уровня в новом городе при инерции традиционной семьи привело к формированию и поддержанию в межвоенный период в Котовске высших в стране показателей плодовитости, рождаемости и естественного прироста. В силу того же синергизма в межвоенный период котовская популяция явила один из высших в СССР уровней социальной активности (агрессии), маркируемой новейшими исследовательскими приемами. Накопление котовской популяцией количественно-качественных потерь и деформаций (людские потери в репрессиях и войнах, переход к преимущественной иммиграции из тамбовского села и ускорение эмиграции лучших сегментов популяции, нарастание экологических последствий химического производства при замедлении прогресса социокультурной инфраструктуры, переход к модернистской модели семьи) принципиально изменило жизненный синергизм города и довело котовские демографические показатели до одних из худших в нынешней городской России.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
151-167 44
Аннотация
Представлены результаты моделирования взаимодействия аграрного общества и природной среды. Данная научная проблематика является актуальной в контексте социоестественной истории. Объектом исследования являются восемь земледельческих губерний Европейской части России: Тамбовская, Рязанская, Пензенская, Воронежская, Курская, Орловская, Тульская, Саратовская. Хронологические рамки работы - вторая половина XIX века. Использована технология фрактального моделирования для реконструкции сценария развития и стратегии природопользования. Для формализации управляющих факторов модели использовался набор индикаторов. Индикаторы рассчитывались на основе объективных данных и экспертных оценок. Моделирование позволило сделать следующие выводы. Исследованные регионы отличались друг от друга только тем, что находились на разных этапах в рамках одной и той же закономерности. Разные губернии отличны лишь по степени приближения к границам выживания. Исследованные аграрные социумы находились в ловушке: ни один из вариантов изменений, приемлемых для данного типа систем, не вел к позитивному результату. Теоретически позитивные сценарии развития (в частности, сокращение нагрузки на природную среду) представлены исторически маловероятными в силу внутренних свойств аграрных обществ. Поэтому среди всех возможных стратегий социумы избрали сохранение статус-кво. Дальнейшее развитие возможно было только как качественное переформатирование всей системы отношений общество-природа, при условии внедрения современных агротехнологий и рационального природопользования.
ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ
168-172 75
Аннотация
Рассмотрена проблема оценки качества сетевой информации. Предлагается оценивать на достоверность и полноту три информационных объекта: сайт, автора и документ. Приведены и ранжированы факторы, определяющие достоверность и полноту информации. Качество сетевой информации определяется суммированием результатов оценки информационных объектов с учетом весовых коэффициентов. Разработанную методику оценки качества сетевой информации предлагается использовать в сфере образования в качестве учебной проектной деятельности.
173-177 109
Аннотация
Аннотациями сопровождаются тексты разного стиля и жанра: книги, статьи, рукописи и публикации. Аннотации нужны читателям, редакторам, составителям, рецензентам и самим авторам, чтобы получить представление о предстоящем чтении, помочь в выборе, классифицировать и не потерять статью среди других на похожие темы. Главная цель аннотации - передать тему и основную мысль статьи, ее важнейшие тезисы и отличия от других статей аналогичной тематики. Она должна продемонстрировать особенности статьи с точки зрения ее назначения и содержания, новизну, актуальность и уникальность, при этом не цитируя и не пересказывая текст. Аннотация выполняет поисково-информационную функцию: отражает релевантность статьи заданной теме. Это особенно важно в современном научном мире, где поиск информации осуществляется автоматическими компьютерными системами по заданным алгоритмам. Сотрудничество с зарубежными научными учреждениями и публикации в англоязычных изданиях требуют сопровождения статей англоязычными аннотациями. Аннотация на английском языке адресована читателям, не владеющим русским языком, поэтому должна быть максимально грамотной и адекватной тексту статьи.
178-184 89
Аннотация
Во всем мире к пристатейным спискам литературы предъявляются высокие требования. Научная статья с представительным списком литературы демонстрирует профессиональный кругозор и качественный уровень исследований ее авторов. Возможности Scopus и других БД позволяют учитывать публикации авторов, организаций, журналов, страны и определять их цитируемость, использовать эти данные для актуальности научных направлений и конкретных исследований. Чтобы ссылки «работали» как в РИНЦ, так и в зарубежных индексах цитирования, необходимо представлять отдельно Список литературы и пристатейный список литературы на латинице, называемый References , не смешивая их друг с другом.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)