Особенности творческого саморазвития подростков с нарушением интеллекта средствами театрального искусства
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-699-707
Аннотация
Актуальность. Проблема творческого саморазвития подростков с ОВЗ является очень актуальной, поскольку социальная адаптация таких подростков подразумевает сложность взаимодействия с окружающими, характеризуется несформированностью навыков самопознания, самоорганизации, саморегуляции, других механизмов саморазвития. В частности, творческое саморазвитие подростков с нарушениями интеллекта связано с развитием мышления, моторики, коммуникативных функций. Это возможно посредством любительского театра как формы социально-педагогической работы с молодыми людьми с инвалидностью. Цель исследования – определить роль и педагогические возможности любительского театрального искусства как средства творческого саморазвития подростков с ОВЗ с учетом специфики подростков с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).
Методы исследования. Использовались такие теоретические методы, как обобщение, сравнение и др., изучались отечественные психолого-педагогические труды в области театральной педагогики, применялись эмпирические методы – осмысление опыта работы с участниками психотерапевтического театра «Мы».
Результаты исследования. Выявлено и обосновано, что любительский театр является средством творческого развития и саморазвития личности, то есть той средой, где в полной мере может реализоваться деятельность, направленная на личностное становление подростков с ОВЗ на основе имеющегося личностного потенциала в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и культурологическим контекстом. Педагогические возможности театрального искусства, реализуемые в конкретных формах работы (тренинги, этюды, действенный анализ пьесы, постановочная работа и др.) и используемые на различных этапах организационно-творческой деятельности любительского театрального коллектива, способствуют развитию соответствующих навыков самопознания и самоорганизации, мышления, коммуникативных способностей подростков с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).
Выводы. Применение результатов исследования способствует развитию новых методов и средств педагогической работы с молодыми людьми с ОВЗ, формированию эффективной творческой среды для их творческого саморазвития и социальной адаптации.
Об авторах
Е. В. КондрашкинаРоссия
Кондрашкина Елена Владимировна, научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
И. А. Шаршов
Россия
Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М.: Медицина, 1976. 262 с.
2. Афонин А.Б. «Особый театр» как жизненный путь. М.: Городец, 2017. 156 с.
3. Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 68-80. https://doi.org/10.17759/chp.2017130107, https://elibrary.ru/zbbtxf
4. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Изд-во «Магистр», 1998. 430 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Федоров, 2009. 414 с. https://elibrary.ru/qxypqz
6. Сатир В. Коммуникация в психотерапии. М.: Ин-т общегум. исследований, 2011. 80 с. https://elibrary.ru/qybzgr
7. Сельченко К.В. Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. 166 с.
8. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. Москва; Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2003. 146 с.
9. Грачева Л.В. Психотехника актера. СПб.: Лань; Планета музыки, 2015. 381 с.
10. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов средствами любительского театрального искусства. Москва; Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2006. 152 с.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Кондрашкина Е.В., Шаршов И.А. Особенности творческого саморазвития подростков с нарушением интеллекта средствами театрального искусства. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(3):699-707. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-699-707
For citation:
Kondrashkina E.V., Sharshov I.A. Features of creative self-development of adolescents with intellectual disabilities by means of theatrical art. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(3):699-707. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-699-707