ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность. Современный этап информационного и технологического развития цивилизации характеризуется динамичным появлением технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) и разработкой на их основе инструментов, которые все глубже и глубже проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Система образования в целом и иноязычного образования в частности не является исключением. В настоящее время существует несколько десятков инструментов ИИ, которые активно используются обучающимися и преподавателями-практиками в развитии иноязычных речевых умений и формировании языковых навыков. В научной литературе имеется достаточно объемный корпус исследований, посвященных раскрытию лингводидактического потенциала современных инструментов ИИ. Вместе с тем большинство исследований носит пилотный характер. В центре внимания ученых находятся частные методики развития конкретных речевых умений или формирования определенных языковых навыков обучающихся на основе отдельных инструментов ИИ. Системное рассмотрение интеграции технологий ИИ в процесс лингвометодической подготовки студентов языковых специальностей – будущих учителей иностранного языка – не выступало предметом специального исследования. Цель работы – разработать матрицу инструментов ИИ, используемых в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе метода экспертной оценки, что позволило авторам: а) выделить лингводидактический и методический потенциал, а также ограничения наиболее распространенных инструментов ИИ; б) обобщить и классифицировать имеющиеся знания в виде матрицы инструментов ИИ, используемых в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка. В качестве материалов для проведения исследования использовались статьи из научных журналов, входящих в перечень ВАК РФ (К1, К2), RSCI, а также индексируемых в международных наукометрических базах Web of Science и Scopus.
Результаты исследования. Разработана матрица инструментов ИИ в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка. Матрица представлена по шести видам обратной связи от генеративного ИИ, используемого в обучении иностранному языку и методике преподавания. В качестве основных и наиболее доступных для педагогов и обучающихся инструментов ИИ, обеспечивающих обратную связь каждого вида, выступают следующие: а) Replika, LingvoBot, Multitran_bot, Slavaribot, WorldContextBot, ChatGPT, Google Assistant, EGEEnglish.ru (учебно-социальная обратная связь); б) ChatGPT, YandexGPT и GigaChat (информационно-справочная обратная связь); в) ChatGPT 4.0, YandexGPT, GigaChat, Twee (методическая обратная связь); г) ChatGPT, YandexGPT, GigaChat, Turnitin, система «Антиплагиат» (аналитическая обратная связь); д) Grammarly, PaperRater, Pigai, ChatGPT 4.0, YandexGPT, GigaChat, Criterion (оценочная обратная связь); е) ChatGPT, YandexGPT, GigaChat, AI Poem Generator, Midjourney, Suno, Sora, Runway (условно творческая обратная связь).
Выводы. Новизна исследования состоит в разработке матрицы инструментов ИИ в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка. Перспективы дальнейшей работы заключаются в разработке методик обучения аспектам языка, видам речевой деятельности, а также профильным дисциплинам на основе конкретных инструментов ИИ. В своей совокупности данные частные методики позволят создать целостную систему лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка на основе инструментов ИИ.
Актуальность. Технологии искусственного интеллекта находят широкое практическое применение в журналистике и маркетинговых коммуникациях (реклама, связи с общественностью). В сфере продвижения искусственный интеллект задействован на совершенно разных этапах: от изучения целевой аудитории и планирования коммуникационной кампании до разработки медиапродуктов и последующей оценки эффективности реализованной кампании. В связи с этим интеграция медиапродуктов на основе технологий искусственного интеллекта в качестве предметного содержания курса по иностранному языку представляется целесообразной.
Методы исследования. Исследование опирается на современные разработки в сфере применения технологий искусственного интеллекта в образовании, в частности, при обучении иностранному языку, учитывает существующий опыт, отражающий векторы и принципы применения технологий искусственного интеллекта в иноязычной подготовке студентов вузов.
Результаты исследования. Представлены варианты использования нейросетей ChatGPT и Midjourney при разработке медиатекстов и рекламных продуктов в рамках курса иностранного языка для будущих специалистов медиасферы.
Выводы. Использование нейросетей при разработке медиатекстов и рекламных продуктов в рамках дисциплины «Иностранный язык» способствует формированию навыков по основным видам речевой деятельности; формированию способности использовать изучаемый иностранный язык как средство профессионального общения в сфере медиакоммуникаций; развитию профессиональных компетенций в сфере медиакоммуникаций.
Актуальность. Исследование посвящено коммуникативному аспекту изучения иностранных языков и одной из наиболее острых проблем на пути к овладению устной иноязычной речью – языковым барьерам. Актуальность исследования состоит в том, что в последние десятилетия коммуникативная компетенция стала зачастую вытесняться из занятий иностранным языком в нелингвистических вузах, даже несмотря на актуальный компетентностный подход, уступая место грамматике и лексике, а также профессиональному иностранному языку. Вследствие этого студенты испытывают все больше проблем при устной коммуникации, большинство из которых связаны с языковым барьером. Несмотря на множество научных работ на данную тему, их авторами затрагиваются теоретические аспекты проблемы и, как правило, не предлагаются конкретные методики развития коммуникативной компетенции с преодолением языкового барьера.
Материалы и методы. Использованы методы анализа как отечественных, так и зарубежных исследований, эмпирические методы многолетнего наблюдения, системного анализа, опроса и педагогического эксперимента.
Результаты исследования. Основные трудности, с которыми сталкиваются студенты при развитии коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, можно разделить на три группы: непосредственно лингвистические, психосоциальные и организационные. Предложенная схема развития коммуникативных компетенций «Презентация – Воспроизведение – (Полу)контролируемые задания – Коммуникация» позволяет предупреждать возникновение и преодолевать языковой барьер у студентов на разных этапах изучения языка.
Выводы. Принципы, лежащие в основе обучения с преодолением языкового барьера, состоят в естественности коммуникации в рамках учебных занятий, постепенности усложнения и актуальности для студентов образовательных материалов для развития устной коммуникации.
Актуальность. Корпусные технологии на протяжении многих лет зарекомендовали себя в качестве эффективного инструмента в обучении иностранному языку. Современный этап технологического развития характеризуется внедрением технологий искусственного интеллекта во все сферы жизни общества. Одной из современных программ на основе генеративного искусственного интеллекта является ChatGPT, который создает ответы на основе огромного массива данных. Процессы, лежащие в основе функционирования ChatGPT, схожи с корпусными технологиями, что определяет возможность использования ChatGPT в качестве языкового корпуса.
Цель исследования – выявить преимущества и недостатки ChatGPT при использовании в качестве языкового корпуса.
Методы исследования. В ходе проведения исследования были использованы следующие теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и классификация концептуальных подходов ученых. В результате сравнения корпусных технологий и нейросети ChatGPT по девяти основным критериям были выявлены и описаны преимущества и недостатки каждой из программ.
Результаты исследования. Проведенное сравнение корпусных технологий и нейросети ChatGPT по девяти основным критериям показало, что корпусные технологии являются предпочтительным выбором в рамках формирования лексико-грамматических навыков; ChatGPT предпочтителен, когда преподавателю требуется быстрое решение для поиска тренировочных учебных материалов и при обучении обучающихся с более низким уровнем когнитивных способностей и владения иностранным языком.
Выводы. Нейросеть ChatGPT возможно использовать в процессе обучения иностранному языку в качестве языкового корпуса. Однако применение программы не всегда будет целесообразно и должно зависеть от поставленной задачи обучения. Результаты исследования можно использовать для разработки методик обучения аспектам языка на основе корпусных технологий искусственного интеллекта.
Актуальность. Повсеместное распространение технологий генеративного искусственного интеллекта оказывает влияние на все этапы педагогической деятельности, включая этап планирования. Учитывая лингводидактические особенности технологий искусственного интеллекта, такие как генеративность и способность персонализации учебного плана, необходимо отметить значительный рост учебной мотивации при обучении иностранному языку. Данное обстоятельство также объясняет активный всплеск использования технологий генеративного искусственного интеллекта обучающимися при подготовке домашнего задания или подготовке к аудиторным занятиям. Со стороны педагога иностранного языка наблюдается несколько иная картина ввиду отсутствия курсов повышения квалификации по использованию современных средств обучения иностранному языку либо банального нежелания изучать что-то новое, позволяющее отходить от традиционных методик обучения. Цель данной работы – определить пригодность технологий генеративного искусственного интеллекта для педагогического планирования занятия по иностранному языку.
Методы исследования. На первом этапе с целью проведения исследования по выявлению эффективности использования технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку были использованы следующие теоретические методы: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме интеграции современных технологий в методику обучения иностранным языкам, сопоставление и синтез изученной информации. Второй этап предполагал использование эмпирических методов исследования: наблюдение, описание, опрос и проведение контент-анализа, позволяющего изучить пригодность технологий генеративного интеллекта для педагогического планирования при подготовке к занятиям по иностранному языку.
Определение понятий. Основными понятиями в данной работе выступают «учебный план», «сценарий учебного занятия», «педагогическое планирование», «технологии генеративного искусственного интеллекта».
Результаты исследования. Проведенный опрос среди студентов позволил выявить статистические данные, на основе которых была определена пригодность определенного вида технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку. На основе анализа сгенерированного сценария были выявлены преимущества и недостатки данных технологий. К преимуществам относятся: а) развитие творческих способностей; б) доступ к аутентичным материалам; в) усиление наглядности и визуализации обучения; г) развитие междисциплинарных навыков; д) оперативность контроля за достижениями обучающихся. К возможным проблемам при планировании процесса обучения с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта следует отнести: а) низкий уровень ИКТ компетенции; б) низкий уровень методической компетенции; в) генеративность как лингводидактическое свойство технологий искусственного интеллекта; г) ограниченный функционал технологий и узконаправленное применение на практике.
Выводы. Использование технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку позволяет создавать основу или шаблонные заготовки учебного плана или сценария учебного занятия, которые впоследствии обрастают методическими компонентами при непосредственном участии педагога. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в методике обучения иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта.
Актуальность. Рассмотрено развитие технологий геймификации в практике педагогической деятельности. Проанализирован процесс становления и развития концепций геймификации в отечественной и зарубежной педагогике, выявлены основные подходы к спецификации термина «геймификация», подчеркнуто, что геймификация, в отличие от многих игровых практик, имеет неимитационный характер, где на основе определенных правил достигается учебный результат.
Материалы и методы. Представлен обзор результатов зарубежных эмпирических исследований геймификации, показаны выявленные положительные эффекты применения технологии и перспективные направления ее изучения.
Результаты исследования. Выделены структурный и содержательный виды геймификации, включающие основные элементы и механизмы данной педагогической технологии. Подчеркнут потенциал педагогической технологии в области мотивационной направленности, вовлечения и погружения обучаемых в образовательный процесс. Выявлены отличительные черты и возможные негативные тенденции применения геймификации в образовательном процессе.
Выводы. Технологии геймификации позволяют реализовать большинство дидактических принципов и реализовать социокультурную, коммуникативную, саморазвития, терапевтическую, коррекционную и развлекательную педагогические функции.
Актуальность. Владение профессиональным иностранным языком на современном этапе выступает одним из ключевых требований, определяющих конкурентоспособность на рынке труда. Сформированность профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции медицинских специалистов открывает им доступ к профильным исследованиям и журналам, поскольку большая их часть публикуется исключительно на английском языке. Однако на практике при получении медицинского образования в ординатуре основное внимание уделяется изучению естественнонаучных дисциплин, в то время как изучение иностранного языка носит второстепенный характер. Используя интегрированный подход в обучении, становится возможным организовать более эффективный учебный процесс через комплексное изучение предметной дисциплины и иностранного языка в едином образовательном пространстве. Цель исследования – выявить психологические и педагогические условия обучения ординаторов иноязычной профессиональной коммуникации на основе интегрированного подхода.
Методы исследования. Исследование проводилось с применением теоретических и эмпирических методов, позволяющих изучить и проанализировать научно-методическую литературу на тему организации обучения иностранному языку на основе интегрированного предметно-языкового подхода. Анализ литературы позволил выявить определенные закономерности, актуализирующие необходимость соблюдения ряда психологических и педагогических условий при обучении ординаторов иноязычной профессиональной коммуникации на основе интегрированного подхода. С опорой на имеющиеся исследования были обобщены внешние и внутренние факторы, лежащие в основе психологических и педагогических условий, направленных на оптимизацию учебного процесса.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования были выявлены следующие психологические и педагогические условия обучения ординаторов иноязычной профессиональной коммуникации на основе интегрированного подхода: 1) мотивация ординаторов к изучению профессионального английского языка; 2) владение ординаторами профессиональной иноязычной компетенцией на уровне Advanced Mid по шкале ACTFL; 3) сформированность у преподавателя интегрированного курса профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и компетенции в сфере профессионального общения; 4) методической доминантой в учебном процессе выступают профессионально-ориентированные кейсы.
Выводы. Процесс обучения ординаторов иноязычной профессиональной коммуникации не является аксиоматичным явлением, поэтому находится в непосредственной зависимости от ряда психологических и педагогических условий. Выявленные психологические и педагогические условия носят рекомендательный характер и выступают отправной точкой для обучения ординаторов иноязычной профессиональной коммуникации на основе интегрированного подхода. Результаты исследования могут быть использованы в методике обучения иностранным языкам студентов медицинских направлений подготовки и ординаторов.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Актуальность. Закономерное обращение к возможности определить некие типологические особенности, которые способствовали бы дифференциации и упорядочиванию педагогических ситуаций, приводит к необходимости определенной систематизации получаемых знаний и опыта. Актуальным представляется рассмотрение и сравнение оснований типологий, поскольку определенности в том, как должна описываться педагогическая ситуация до сих пор нет.
Методы исследования. Сравнительный анализ, контент-анализ, метод интерпретации и контекстуальный анализ.
Результаты исследования. Проанализированные типологии педагогических ситуаций в отечественной литературе по педагогике различаются по типологическим основаниям, принципам, по пониманию сущности педагогических ситуаций, что делает систематизацию педагогических ситуаций неоднозначной, сложной и практически невозможной для использования в повседневной педагогической практике. Зарубежные типологии педагогических ситуаций строятся на принципиально других основаниях, исходя из понимания сущности образовательного процесса, участников, происходящих изменений. Все проанализированные типологии не только не упрощают создание и использование педагогических ситуаций, но будучи построенными на разных основаниях, вносят определенную путаницу в понимание и оперирование ими.
Выводы. Многообразие описаний и неоднозначность определений педагогических ситуаций затрудняет создание полной типологии и выбор четкого основания. Исходя из нашего определения педагогической ситуации, мы посчитали возможным предложить более четкое и системное основание для типологии и выделить 3 типа педагогических ситуаций. Таким логическим основанием может стать способность педагогической ситуации достигать решения педагогической задачи. В отличие от всех проанализированных ситуаций, предлагаемая типология базируется на четком системном типологическом основании, позволяет дифференцировать и упорядочить педагогические ситуации, удобна в использовании.
Актуальность. Изменения в социуме влекут за собой предъявление новых требований к педагогу, как к специалисту и личности. Сегодня обучение интернет-зависимых, не нуждающихся в общении студентов является особым искусством, требующим эмоционально насыщенного коммуникативного мастерства педагога, направленного на вовлечение их в продуктивный коллективный учебный процесс. Коммуникативное мастерство педагогахореографа должно способствовать формированию эмоционально-эстетического опыта студентов. Данный опыт формируется в процессе взаимодействия преподавателя и студента при условии коррекции возрастных, индивидуальных социально обусловленных деформаций личности обучающихся. Цель исследования – обосновать необходимость формирования коммуникативного мастерства педагога-хореографа как эффективного средства развития эмоционально-эстетического опыта студентов.
Методы исследования. Использованы: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и сравнение, обобщение авторского опыта, наблюдение, которое позволило обосновать эмоционально и эстетически насыщенный коммуникативный компонент деятельности педагога, как ведущий в процессе формирования эмоционально-эстетического опыта студентов и танцевального коллектива. На базе основных положений системного, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов показано формирование в эмоционально насыщенном коммуникативном процессе обучения взаимосвязанных блоков качеств и свойств личности: когнитивных, психологическо-динамических и нравственно-содержательных.
Результаты исследования. Обосновано, что коммуникативное мастерство педагога – это искусство получения высоких образовательно-воспитательных результатов в результате использования вариативных методов организации взаимодействия со студентами, эффективных для коррекции их социально-психологических, личностных деформаций. Установлена прямая зависимость результатов образовательно-воспитательного процесса от уровня умений педагога в эмоционально-эстетическом наполнении коммуникативного взаимодействия со студентами. Для педагогов-хореографов разработан спецкурс, который способствует формированию у них эмоционально-эстетического коммуникативного компонента мастерства, в состав которого входят психолого-динамические и нравственно-содержательные свойства личности.
Выводы. По результатам теоретического и эмпирического исследования разработана структура эмоционально насыщенного, эстетичного коммуникативного компонента педагогического мастерства педагога-хореографа. Успехи в формировании эмоционально-эстетического опыта современных студентов достижимы при условии наличия высокого уровня коммуникативного мастерства педагога, становлению которого способствует разработанный спецкурс «Совершенствование коммуникативного мастерства педагога-хореографа».
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Профессиональная ориентация по педагогическим специальностям является эффективным инструментом развития системы образования. Важным компонентом проектирования и организации дифференцированной профессиональной ориентации старшеклассников является диагностика. Проблема осознанного выбора педагогической профессии связана с аксиологическим компонентом в ориентировании подростков и молодежи, а также с реализацией принципа индивидуализации и дифференциации в образовании. Набор диагностических методов дифференцированной профориентации старшеклассников в современных условиях, с учетом педагогического направления и его аксиологического потенциала, все еще не определен. Возрастает потребность образовательных практик и научного обоснования разработки комплекса методов дифференцированной профориентации, включая диагностические, для привлечения обучающихся к педагогическим специальностям. Цель исследования – теоретическое обоснование и представление результатов разработки диагностического инструментария для организации дифференцированной профессиональной ориентации старшеклассников по педагогическим специальностям. Спроектированный на основе системного, прогнозно-проектного, индивидуально-дифференцированного и аксиологического подходов к профессиональному ориентированию диагностический инструментарий может быть полезен для отбора в педагогические классы, проведения системы дифференцированной профориентации в современной образовательной организации, а также для организаторов приемной кампании, участвующих в подготовке и реализации профориентационных мероприятий в сфере педагогического образования.
Методы исследования. Анализ научных исследований и состояния вопроса о профессиональной ориентации, профориентационной диагностике, обобщение ее инструментов, параметров инструментария. Логика исследования выстроена в векторе: от организации профессиональной ориентации школьников, профориентационной диагностики к разработке диагностического инструментария (примерных вопросов для проведения диагностического интервью) для дифференцированной профессиональной ориентации по педагогическим специальностям как ценностному ориентированию.
Результаты исследования. Рассмотрено понятие «профессиональная ориентация» как в России, так и за рубежом, представлены конкретные примеры реализации профориентационной деятельности в образовании. Важным направлением профессиональной ориентации является ценностное ориентирование на педагогические специальности. Профориентационная диагностика включает анализ ценностей, ценностного отношения к профессии, интересов, способностей, направленности учащихся, необходимых для прогнозирования развития качеств личности в выбранной области подготовки по педагогическим специальностям, организации дифференцированной профориентации. В ходе исследования разработан авторский диагностический инструментарий – диагностическая матрица «Профориентационное интервью для будущего педагога».
Выводы. Проблема дифференцированной профессиональной ориентации на педагогические специальности среди подростков и молодежи является актуальной и требует особого внимания государства, общества и образовательной системы. Профессиональная ориентация старшеклассников на педагогические специальности включает диагностику ценностей, ценностного отношения к выбранной профессии, индивидуальным интересам и способностям, улучшает образовательные результаты и помогает увидеть перспективы и возможности каждого в будущей профессиональной сфере – сфере образования. Кроме того, она снижает риск для личности выбора неподходящей профессии и помогает в будущем успешно интегрироваться в профессиональное педагогическое сообщество.
Актуальность. Проблема творческого саморазвития подростков с ОВЗ является очень актуальной, поскольку социальная адаптация таких подростков подразумевает сложность взаимодействия с окружающими, характеризуется несформированностью навыков самопознания, самоорганизации, саморегуляции, других механизмов саморазвития. В частности, творческое саморазвитие подростков с нарушениями интеллекта связано с развитием мышления, моторики, коммуникативных функций. Это возможно посредством любительского театра как формы социально-педагогической работы с молодыми людьми с инвалидностью. Цель исследования – определить роль и педагогические возможности любительского театрального искусства как средства творческого саморазвития подростков с ОВЗ с учетом специфики подростков с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).
Методы исследования. Использовались такие теоретические методы, как обобщение, сравнение и др., изучались отечественные психолого-педагогические труды в области театральной педагогики, применялись эмпирические методы – осмысление опыта работы с участниками психотерапевтического театра «Мы».
Результаты исследования. Выявлено и обосновано, что любительский театр является средством творческого развития и саморазвития личности, то есть той средой, где в полной мере может реализоваться деятельность, направленная на личностное становление подростков с ОВЗ на основе имеющегося личностного потенциала в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и культурологическим контекстом. Педагогические возможности театрального искусства, реализуемые в конкретных формах работы (тренинги, этюды, действенный анализ пьесы, постановочная работа и др.) и используемые на различных этапах организационно-творческой деятельности любительского театрального коллектива, способствуют развитию соответствующих навыков самопознания и самоорганизации, мышления, коммуникативных способностей подростков с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).
Выводы. Применение результатов исследования способствует развитию новых методов и средств педагогической работы с молодыми людьми с ОВЗ, формированию эффективной творческой среды для их творческого саморазвития и социальной адаптации.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Актуальность. Обучение иностранных студентов инженерно-технического профиля сложным специфическим текстообразующим структурам научного стиля речи представляет собой трудоемкий процесс. Выявление причин и механизмов возникновения ошибок, отмеченных в структуре сложного предложения, их анализ (идентификация, устранение, коррекция) облегчает процесс изучения указанных важных грамматических единиц. Цель исследования – разработать новый подход (эрратологический) к изучению сложного предложения, основанный на анализе ошибок. Предлагается его структурное и содержательное описание.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. Материалом исследования явился корпус «отрицательного материала», полученного в результате экспериментального исследования речи студентов инженерно-технического профиля. Корпус нарушений в сложном предложении лег в основу разработанного нами подхода, получившего название «эрратологический подход». Исследование также основано на анализе и обобщении научных работ по эрратологии.
Результаты исследования. Разработан эрратологический подход к изучению сложных структур научного стиля речи, включающий шесть основных взаимосвязанных этапов – отбор грамматического материла, организация грамматического материала (его логическое расположение), введение грамматического материала (презентация на занятиях по языку специальности), тренировка, практика, контроль, которые позволяют сформировать не только русскоязычные профессиональные компетенции, но и навыки по всем видам речевой деятельности.
Выводы. Использование эрратологического подхода, а именно комплексная работа с собственными ошибками в аудитории обеспечит несомненный интерес студента к изучению нового языка, будет способствовать интенсификации учебного процесса, обогащению его новыми технологиями, приемами обучения, новой системой заданий, сформирует как языковую, так и профессиональную компетенцию.
Актуальность. Активное овладение иностранным языком, в том числе русским как иностранным, остается желанием тех, кто изучает язык. Интенсификация образовательного процесса ставит задачу поддержания у обучающихся мотивации к изучаемому материалу. Игровые механики помогают стимулировать мышление, усиливать инициативность в обучении. Цель исследования – определить эффективность использования игровых механик для повышения мотивации студентов при изучении русского языка как иностранного.
Материалы и методы. Материалом исследования послужил учебно-методический комплекс для изучения русского языка как иностранного Л.В. Московкина и Л.В. Сильвиной «Русский язык. Учебник для иностранных студентов». Проанализирована научно-методическая литература, раскрывающая аспекты игровых механик при обучении русскому языку. Проведен эксперимент по выявлению роли игровых механик на уроке. Были использованы методы включенного наблюдения, опроса, обобщения.
Результаты исследования. Представленный теоретический материал дает понять, что игровые механики не являются ни игрой, ни ролевой симуляцией. Они управляют мотивацией и поведением обучающихся в процессе обучения. Такая модель постепенно погружает обучающихся в определенную деятельность, развивает коммуникативные навыки. Приведены авторские результаты проведенного исследования, включающие описание игровых механик.
Выводы. Доказано, что игровые механики способствуют запуску высшего уровня активности и мотивации при обучении русскому языку у иностранных студентов. Интегрированное обучение благотворно влияет на образовательный процесс, является действенным методом изучения русского языка как иностранного и залогом для успешного освоения будущего направления подготовки.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Актуальность. Одним из методов повышения уровня преподавания физического воспитания является внедрение элективных дисциплин. Элективные дисциплины позволяют студенту удовлетворить свои профессиональные интересы и личностные наклонности, а преподавателю дают возможность наиболее эффективно организовать учебный процесс.
Материалы и методы. Одной из проблем преподавания является проведение постоянного контроля и учета успеваемости, правильное распределение баллов за выполнение заданий. Непрерывный контроль позволяет преподавателю определить недостатки и проблемы, возникающие при преподавании элективных дисциплин, и своевременно скорректировать учебный процесс.
Результаты исследования. Используя педагогические принципы спортивно-ориентированного физического развития, нами была разработана система критериев, позволяющая эффективно оценить подготовку студентов в процессе их обучения элективной дисциплины «Настольный теннис». Система оценок ориентирована на содержание учебного материала в модуле и учитывала такие основные направления подготовки, как специально-техническая подготовка, теоретико-методические основы тенниса, общая физическая подготовка. Оценка уровня подготовки студентов по специально-технической подготовке осуществлялась путем проверки навыков выполнения некоторых технических приемов. Качество и скорость выполнения данных приемов переводились в баллы. В процессе обучения комплекс технических приемов усложняется или возрастают требования к скорости и качеству его выполнения.
Выводы. Представленная система оценки позволила эффективно оценить уровень подготовки студентов при изучении элективной дисциплины «Настольный теннис».
Актуальность. Стремительный рост количества студенческих спортивных команд за последнее время предопределил проблему совмещения спортивной деятельности и учебной. В этой связи рассматриваемые аспекты процессов утомления и восстановления в любительском спорте становятся актуальными и требуют анализа и систематизации взглядов отечественных и зарубежных ученых на вопросы локализации и механизмов развития утомления, а также закономерности и времени восстановления организма спортсмена в процессе тренировочной деятельности. Цель исследования: анализ и систематизация научных статей по проблеме утомления и восстановления организма спортсмена после физических нагрузок, определение принципиальной схемы формирования содержания и направленности тренировочных занятий на основе анализа теоретической составляющей проблемы утомления и восстановления при физических нагрузках различного характера, направленности и величины в различных видах спорта.
Материалы и методы. Исследование проводилось на материале исследований, касающихся проблемы взаимодействия жизнеобеспечивающих систем организма в развертывании механизмов утомления, опубликованных в научных журналах, монографиях известных ученых-физиологов с охватом большого временного периода. В основе исследования лежит системно-структурный подход, позволяющий в ходе анализа научных публикаций выделить основные закономерности формирования механизмов и локализации утомления, выдвинуть гипотезы относительно перспектив разработки целесообразной схемы формирования содержания и направленности тренировочных занятий, определить круг вопросов, требующих инструментального подтверждения сроков восстановления организма спортсмена при комбинировании различных характерных сторон нагрузок в тренировочном процессе. В рамках данного исследования были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, систематизация, педагогическое наблюдение, обобщение.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования были выявлены основные факторы, влияющие на механизмы развития утомления при работе различной величины и направленности, в различных зонах интенсивности; раскрыты взаимосвязи различных систем локализации и механизмов развития утомления, а также энергообеспечения обеспечения жизнедеятельности спортсмена при физических нагрузках. Предпринята попытка обоснования стратегии целесообразного комбинирования видов тренировочной деятельности, содержания и направленности тренировочных занятий в подготовительном периоде предсезонной подготовки студентов, занимающихся хоккеем в Хоккейном клубе «Держава».
Выводы. К перспективам исследований отнесены вопросы экспериментального обоснования построения системы тренировочных занятий с учетом регистрации основных показателей жизнеобеспечивающих систем, позволяющих тренеру целесообразно распределить и оперативно регулировать тренировочные нагрузки и обеспечить эффективность процессов восстановления в исследуемом периоде.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Актуальность. В XVII–XVIII веках происходило развитие и укрепление торговоэкономических связей между народами Восточного Кавказа и Русским государством, которые приобрели систематический характер со второй половины XVI века. Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения данных взаимоотношений, определения путей, по которым происходили торгово-экономические связи. Цель исследования – рассмотреть взаимоотношения народов Восточного Кавказа с Россией, отобразить роль городов, селений, выступавших центрами торговли между народами.
Материалы и методы. Объектом исследования явились торгово-экономические связи народов Восточного Кавказа с Россией. К основным научным методам можно отнести метод описания, синтеза, анализа, принцип объективности и др.
Результаты исследования. Отмечен рост роли городов как центров торговли, через которые проходили торговые пути в разные страны. Так, Терский город являлся связующим звеном в торговле народов Восточного Кавказа с Русским государством. Местным феодалам за верность России предоставлялась беспошлинная торговля, что свидетельствовало о дальнейшем развитии производительных сил края и внешнеэкономических связях. Народы Восточного Кавказа вели торговлю с горожанами и купечеством Астрахани, из г. Терки в Астрахань шли товары и изделия кавказского производства, а из Астрахани горцам доставлялись российские, западноевропейские и восточные товары. В XVIII веке на Восточном Кавказе существовали торговые центры, где товарообмен велся между равнинной и горной частями.
Выводы. Изначально торговля народов Восточного Кавказа с соседними народами носила меновой характер. Постепенно стал наблюдаться переход к развитию товарно-денежных отношений, который был характерен для внешнеторговых операций. В торговых отношениях в основном принимала участие местная феодальная верхушка, которая руководила процессом через своих людей, в дальнейшем в этот процесс стали вовлекаться и средние слои населения.
Актуальность. Рассмотрен ряд факторов: возможность предоставления актуальной исторической информации широкой аудитории, применение современных технологий анализа и распространения исторической информации, значительный интерес историков к работе в рамках использованной методологии. Цель исследования – предложить ресурс для популяризации церковной истории региона. Основные источники, использованные в работе, – планы города Тамбова и документы фондов Тамбовской городской думы (16) и Межевой канцелярии (29) Государственного архива Тамбовской области, некоторые справочные и визуальные материалы, а также вид города Тамбова 1799 г.
Методы исследования. Использованы как классические исторические методы, так и методология исторической информатики.
Результаты исследования. Обоснована актуальность применения современных информационных технологий в научной и просветительской деятельности. Проведен историографический анализ проблемы, что относится к теоретической части исследования. Описаны проблемы, связанные с локализацией утраченных объектов на современной картах, и варианты их решения, что возможно отнести к практической части. Предложены к рассмотрению варианты справок объектов церковной истории города Тамбова для интерактивной карты объектов церковной истории Тамбова конца XVIII – первой половины XIX века. Описан процесс сбора и систематизации информации для формирования исторических справок старинных культовых сооружений Тамбова: Знаменской церкви, Церкви во имя великомученицы Варвары и Церкви Животворящей Троицы. Основной результат исследования – демонстрация образов прикрепления к картам картографических, визуальных и описательных данных по истории конкретных памятников церковной истории.
Выводы. Основной результат исследования – демонстрация образов прикрепления к картам картографических, визуальных и описательных данных по истории конкретных памятников церковной истории.
Актуальность. Одним из основных вопросов переходного периода реформирования судебной системы России во второй половине 1860-х гг. является вопрос соединения палат уголовного суда и гражданского суда на губернском уровне. Цель исследования заключается, во-первых, в выявлении механизма соединения палат уголовного суда и гражданского суда в губерниях России во второй половине 1860-х гг., во-вторых, в анализе основных проблем, с которыми столкнулись судебные чиновники при соединении анализируемых учреждений.
Материалы и методы. Основными источниками исследования послужили следующие материалы: архивные дела из фондов Государственного архива Воронежской области (ГАВО); нормативно-правовые акты, сборники правил и законов; материалы периодической печати; статистические и справочные издания. Методологической основой исследования послужили как общие, так и частные методы научного познания: метод структурного анализа; историко-сравнительный метод; историко-системный метод; формально-логический метод; в статье также использовались иные методы научного познания.
Результаты исследования. Были проанализированы архивные материалы из фондов Государственного архива Воронежской области, по которым возможно восстановить механизм соединения палат уголовного суда и гражданского суда в губерниях Российской империи. На основе действующего имперского законодательства выявлены общие нормативные правила, которым следовали судебные чиновники при соединении рассматриваемых судебных учреждений во второй половине 1860-х гг. Выявлены и рассмотрены основные проблемы, с которыми столкнулись судебные чиновники при соединении палат уголовного суда и гражданского суда в Воронежской губернии.
Выводы. Механизм соединения палат уголовного суда и гражданского суда в губерниях Российской империи во второй половине 1860-х гг. конкретно нормативно прописан не был. С 26 ноября 1867 г. по 1 июля 1869 г. в Воронежской губернии судебная система находилась на переходном этапе. В этот период еще продолжали действовать дореформенные судебные учреждения, вместе с тем начинали работу новые суды: Воронежский и Острогожский окружные суды. Основной проблемой в функционировании судебных палат (в том числе объединенной палаты с 1 мая 1868 г.) на переходном этапе являлось отсутствие штатного количества судей.
Актуальность. Города в российской истории всегда отличались особым социальным, политическим, экономическим и культурным статусом, что проявлялось и во внутриорганизационных аспектах. Почти два с половиной века насчитывается отечественному городскому самоуправлению, которое прошло через многие модернизационные ступени и стало важным социально-политическим институтом на местах. В этой связи вопросы преемственности и традиций в его развитии сохраняют свою значимость. Целью исследования является выявление и анализ организационных особенностей проведения городской реформы 1870 г. в уездах Центрального Черноземья.
Материалы и методы. Источниковую основу исследования составили материалы Государственного архива Тамбовской области и опубликованные издания Тамбовского губернского статистического комитета. Для описания механизмов нормативного регулирования городского самоуправления привлекались различные правовые акты. Методологическую основу исследования составили принципы объективности, историзма и системности.
Результаты исследования. Процесс реализации реформы городского самоуправления 1870 г. в губерниях Центрального Черноземья растянулся на несколько лет и в основном был завершен только в 1873 г. Такая ситуация объяснялась рядом причин: во-первых, закон не содержал норм, ориентированных на переход от старой системы городского управления к новой, во-вторых, законодатель не устанавливал жестких временных рамок, связанных с осуществлением реформы, в-третьих, сами городские общества тормозили процесс реорганизации местного самоуправления, допуская многочисленные ошибки в процедурных порядках и внутренние разногласия в среде выборщиков.
Выводы. Формирование новой системы самоуправления в уездных городах Центрального Черноземья имело ряд общих узаконенных и произвольных особенностей. «Отложенный» порядок введения в действие закона позволил организовать выборы в губернских центрах и сформировать практику работы надзорных органов. В некоторых городах реализация реформы замедлялась из-за некомпетентности представителей городских обществ, причастных к модернизации органов самоуправления. Наконец, цензовая политика государства и неотлаженный механизм выдвижения кандидатов послужили основанием серьезной конкурентной борьбы и многочисленных жалоб, которые затягивали процесс.
Актуальность. Реформирование системы государственного управления невозможно без анализа и учета исторического опыта деятельности карательных органов власти. Революционные трибуналы, созданные как орудие борьбы с противниками большевистского режима, стали формой легимитизации государственного насилия. Изучение механизма функционирования этих органов советской системы имеет важное эвристическое значение наряду с потребностью общественного осмысления роли репрессий в борьбе с социальным протестом. О внимании исследователей к данной проблеме свидетельствуют современные научные публикации. Анализ историографии вопроса дает основание утверждать, что перспективным направлением в изучении темы «революционного правосудия» является анализ деятельности губернских ревтрибуналов, а также выяснение характера их взаимоотношений с другими репрессивными органами власти.
Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили материалы, выявленные в фондах центральных и местных архивов и введенные в научный оборот, в большинстве своем впервые. Использованные документы позволили изучить процесс организации и практическую деятельность революционных трибуналов в Тамбовской губернии периода 1918–1922 гг. Фактический материал, связанный с борьбой этих органов с крестьянским протестом, был извлечен из материалов местной периодики. Был использован системный подход, а также общенаучные и исторические методы исследования.
Результаты исследования. Осуществлен анализ процесса создания революционных трибуналов в Тамбовской губернии. Установлено их место и функционал в системе управления, а также критерии кадрового отбора их сотрудников. Изучена роль военного революционного трибунала в борьбе с массовым дезертирством. Выяснен характер взаимоотношений губревтрибунала и местной ЧК. На основе следственных материалов и приговоров установлены характер обвинений и меры наказания, примененные к крестьянам, участникам сельских «мятежей», а также к продовольственным работникам, осуществлявшим насилие в ходе изъятия хлеба. Рассмотрена репрессивная деятельность Тамбовского губернского РВТ и его выездных сессий по борьбе и уголовному преследованию как вооруженных повстанцев, так и оказывающего им помощь мирного населения села.
Выводы. На основе широкого круга архивных и иных источников установлено, что деятельность революционных трибуналов Тамбовской губернии периода 1918–1922 гг. носила карательный характер и была направлена на подавление антиправительственного протеста.
Актуальность. В 2024 году исполнится 120 лет Г.Х. Бумагину, секретарю Ленинградского и Новгородского областных комитетов ВКП(б), который сыграл очень важную роль во многих событиях битвы за Ленинград, а также в восстановлении Новгородской области в первые послевоенные годы и активном изучении деятельности партизан и подпольщиков Ленинградской области в последние годы своей жизни. На данный момент не существует биографических фундаментальных трудов о нем, а в книгах и статьях исследователи чаще всего описывали его работу во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Цель исследования заключается в подробном рассмотрении его жизненного пути. Его задачами является установление жизненных периодов и их хронологических рамок, определение критериев выбора хронологических рамок, описание каждого жизненного периода и его особенностей, установление результатов и вклада Г.Х. Бумагина в события, которых принимал участие.
Материалы и методы. Исследование основано на архивных материалах Центрального государственного архива историко-политических документов г. Санкт-Петербург и Новгородского музея-заповедника. Для него были применены описательно-повествовательный, биографический методы, анализ и периодизация.
Результаты исследования. На основе архивных материалов удалось описать становление Г.Х. Бумагина как партийного руководителя Ленинградской области перед началом Великой Отечественной войны и развитие его карьерного пути. Кроме этого, описана его работа по формированию движения Сопротивления в первые месяцы битвы за Ленинград, руководству Комиссией восточными районами Ленинградской области и руководству Новгородской областью в первые послевоенные годы. В итоге удалось выделить шесть периодов его жизни.
Выводы. У Г.Х. Бумагина сложилась непростая судьба. Парень из бедной семьи, которая жила почти впроголодь, приложил все свои усилия, чтобы выбиться в люди. Он решил это сделать путем службы в Красной армии. Благодаря этому он смог развить политическую карьеру в Ленинграде и стать секретарем Ленинградского, а затем Новгородского областного комитета партии. Его имя пытались очернить в ходе Ленинградского дела. Несмотря на то, что его посадили в тюрьму без каких-либо доказательств, он перенес невзгоды вместе с семьей и после реабилитации наладил свою жизнь. Когда он вышел на пенсию, у него появился другой фронт работы – изучение движения Сопротивления, которым он руководил в первые месяцы войны. Накопленный им материал и опыт работы впоследствии пригодился для составления воспоминаний и докладов по истории партизанского и подпольного движений Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Он оставил после своей смерти ценные материалы, которые легли в основу не только данного исследования, но и других исторических трудов.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Актуальность. История женщин, интерес к которой в отечественной и иностранной историографии не ослабевает, является актуальным направлением для историков, изучающих Фронду во Франции (1648–1653). Во время гражданской войны активные женщиныаристократки имели возможность проявить себя как политики и даже как военные деятели наравне с мужчинами, а порой и заслонить их. Пример этому – Мадемуазель де Монпансье, которая оставила подробный рассказ о своих предприятиях в «Мемуарах». Они являются основным источником исследования и дополняются сведениями из «Мемуаров» другого участника Фронды – кардинала де Реца. Цель исследования – оценка ее действий в политике и в военных событиях во время Фронды, выяснение причин, по которым герцогиня смогла стать политической и военной деятельницей в то время, когда женщины не имели права быть министрами или генералами.
Методы исследования. Для изучения материалов воспоминаний применялись методы социальной истории, изучения источников личного происхождения, историко-сравнительный.
Результаты исследования. Анализ источников показал, что принцесса де Монпансье отнюдь не была типичной фрондеркой – ее цели, средства, мотивация отличались от тех, за которыми гнались многие другие «бунтовщики» и «бунтовщицы». Многие аристократки становились «оппозиционерками» по экономическим причинам – они вступали в партии ради того, чтобы добиться личных целей, которые часто были корыстными. Принцесса же – молодая, активная, физически сильная и здоровая – получила внушительное наследство и решала во время Фронды политические и военные задачи. Сочетание личных качеств, богатства и высокого положения в обществе дали ей возможность стать наиболее известной и деятельной фрондеркой.
Выводы. Подводя итог, необходимо отметить, что мемуаристка целенаправленно стремилась к участию в политической жизни Франции середины XVII века и добилась успеха. Она стала более значимым политиком, чем ее отец, Гастон Орлеанский, приняла заметное участие в деятельности партии принца де Конде и в походах его армии.
Актуальность. Цель исследования заключается в выявлении особенностей регулирования товарного сообщения в отношении нескольких предметов торговли. Исследование направлено на всестороннее изучение ограничений германского таможенного договора 1833 г., которые коснулись внутренней и внешней торговли. Проведенный анализ выявил комплекс причин, способствовавших введению особых распоряжений в отношении важных товаров. Изучение частных аспектов таможенных преобразований открывает новые перспективы в исследовании этой тематики и дополняет картину торговых взаимоотношений на германском пространстве в 1820/30-е гг.
Материалы и методы. Основным источником исследования стал «Договор о таможенном объединении» от 22 марта 1833 г. Также были привлечены многочисленные заметки коммерческой прессы того времени, освещавшей торговлю и таможенные преобразования. Методы анализа и синтеза позволили всесторонне изучить источники и обозначить основные тенденции в отношении торговых ограничений этого периода.
Результаты исследования. Детальный анализ источников выявил наиболее важные предметы торговли на германском пространстве, представлявшие интерес для большинства правительств. Это были предметы государственных монополий или источники больших таможенных сборов, многие годы наполнявших казну немецких стран. Возникшая угроза потери этого стабильного дохода из-за учреждения Германского таможенного союза и обобществления таможенных доходов привела к принятию компромиссных мер в отношении нескольких товаров. Игральные карты, соль, табак и алкогольная продукция подлежали особо тщательному контролю, их торговля регламентировалась отдельными положениями.
Выводы. Ограничения торговли стали компромиссной мерой договора о таможенном объединении, принятой с целью сохранения государственных доходов. Они были также обусловлены различными локальными законами в отношении рассматриваемых товаров и направлены на защиту немецкой промышленности от внешней конкуренции.
Актуальность. С 1915 по 1917 г. в г. Кирсанов Тамбовской губернии функционировал лагерь для австро-венгерских военнопленных итальянской национальности, которые приняли предложение Итальянского правительства об отправке в Италию и последующем вступлении их в ряды ее вооруженных сил. Итальянское правительство решило тщательно отбирать военнопленных на основе их политико-национальной благонадежности, тем самым задерживало репатриацию. Военнопленные стали писать в ирредентистские ассоциации в Италии и национальную прессу, тем самым оказывая давление на правительство Италии. В результате этих действий правительство Италии изменило курс на скорейшую отправку военнопленных. Деятельность военнопленных недостаточно освещена в современной историографии. Цель исследования – воздействие средств массовой информации на правительство Италии, которое оказывали военнопленные австро-венгерской армии итальянской национальности в Тамбовской губернии в годы Первой мировой войны, направленных на ускорение репатриации в Итальянское королевство.
Материалы и методы. Источниковой базой послужили архивные материалы, а также ряд опубликованных исследований. Был использован ретроспективный метод, который позволил воссоздать по отдельным деталям и более поздним источникам действия итальянского правительства по отношению к австро-венгерским военнопленным итальянской национальности.
Результаты исследования. Показано, что отправка военнопленных в Италию задерживалась по инициативе итальянского правительства. Военнопленные, находившиеся в кирсановском лагере, смогли при помощи средств массовой информации произвести давление на итальянское правительство. Весной 1916 г. правительство, поняв возможные негативные последствия, дало согласие в пользу всех военнопленных, согласившихся вступить в вооруженные силы Италии, а не ограничено несколькими офицерами, способными оплатить поездку.
Выводы. В период ожидания отправки в Италию группа военнопленных солдат и офицеров обращалась в национальную прессу и ирредентистские ассоциации. Целью этих обращений было давление на итальянское правительство, которое должно было ускорить репатриацию военнопленных.
Актуальность. Цель исследования – рассмотрение состояния проблем войны и мира в динамике нарастания внешних угроз суверенитету РФ в 2012–2022 гг. Особый интерес среди них к войне – как феномену, который вновь стал радикальным инструментом ведения межгосударственных отношений.
Методы исследования. Исследование основано на принципах историзма, единства объективного и субъективного. Наряду с общенаучными методами, такими как анализ, диалектический метод, case-study, использованы элементы децизионного, историко-сравнительного, ретроспективного и других методов из междисциплинарного знания.
Результаты исследования. Отмечено, что главная причина эскалации «горячей фазы» войны – фактический отказ Запада закончить холодную войну. Дано различие в особенностях понимания современной войны и ее инструментов в целях и методах международной политики, проводимой США на примерах действий администраций Б. Обамы и Д. Трампа, РФ под руководством Президента В.В. Путина. Показано, что наметившийся было тренд на отказ от унилатерализма изменениями внутри и во внешней среде трансформировался в радикальный политический курс США при Б. Обаме. Укрепление США как государства, несмотря на противоречия между фракциями истеблишмента, и его роли как центра Запада, при наличии острого межпартийного дискурса, при Трампе – инструмент борьбы за его глобальную гегемонию. При категорическом неприятии агрессивных действий Вашингтона и НАТО руководство России не исключает возможность мирного сосуществования с США.
Выводы. Рассмотренный период стал не только фиксацией запущенных Западом тенденций, но и серьезным образом трансформировал понимание Россией национальной безопасности. Концепция «гибридной войны» представляется наиболее продуктивной для описания нынешнего этапа. Для построения более стабильной системы международной безопасности в XXI веке необходимо будет учесть изменения в характере целого ряда фундаментальных проблем международных отношений, относящихся к проблемам войны и мира.
ПЕРСОНАЛИИ
Представлено краткое сообщение, посвященное юбилею доктора исторических наук, профессора Юрия Александровича Мизиса. Освещены главные научные достижения, реализованные Ю.А. Мизисом за годы профессорско-преподавательской деятельности, а также работа, проводимая им в сфере научных интересов.
ISSN 2782-5825 (Online)