Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Преодоление языкового барьера у студентов при развитии коммуникативной компетенции в иностранном языке

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-596-607

Аннотация

Актуальность. Исследование посвящено коммуникативному аспекту изучения иностранных языков и одной из наиболее острых проблем на пути к овладению устной иноязычной речью – языковым барьерам. Актуальность исследования состоит в том, что в последние десятилетия коммуникативная компетенция стала зачастую вытесняться из занятий иностранным языком в нелингвистических вузах, даже несмотря на актуальный компетентностный подход, уступая место грамматике и лексике, а также профессиональному иностранному языку. Вследствие этого студенты испытывают все больше проблем при устной коммуникации, большинство из которых связаны с языковым барьером. Несмотря на множество научных работ на данную тему, их авторами затрагиваются теоретические аспекты проблемы и, как правило, не предлагаются конкретные методики развития коммуникативной компетенции с преодолением языкового барьера.

Материалы и методы. Использованы методы анализа как отечественных, так и зарубежных исследований, эмпирические методы многолетнего наблюдения, системного анализа, опроса и педагогического эксперимента.

Результаты исследования. Основные трудности, с которыми сталкиваются студенты при развитии коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, можно разделить на три группы: непосредственно лингвистические, психосоциальные и организационные. Предложенная схема развития коммуникативных компетенций «Презентация – Воспроизведение – (Полу)контролируемые задания – Коммуникация» позволяет предупреждать возникновение и преодолевать языковой барьер у студентов на разных этапах изучения языка.

Выводы. Принципы, лежащие в основе обучения с преодолением языкового барьера, состоят в естественности коммуникации в рамках учебных занятий, постепенности усложнения и актуальности для студентов образовательных материалов для развития устной коммуникации. 

Об авторе

С. Ю. Дронова
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия

Дронова Светлана Юрьевна, кандидат политических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации по научной работе и международной деятельности

125167,  г. Москва, просп. Ленинградский, 49/2



Список литературы

1. Брем Н.С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне ее // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 3. С. 250-257. https://doi.org/10.17816/snv202093302, https://elibrary.ru/ipxfso

2. Абрамова О.В., Бекренева М.П. Исследование коммуникативно-языковых и психологических барьеров при изучении иностранного языка в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 6-11. https://elibrary.ru/ivavxx

3. Атякшева Д.А. Преодоление лингвоэтнического барьера при помощи внедрения геймификации в учебный процесс // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 100-103. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-100-103, https://elibrary.ru/wbvcxx

4. Bubnova N., Stepanenko V. Psychological barrier of teaching foreign language // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. 2019. № 2 (43). С. 57-60. https://elibrary.ru/hryhre

5. Мороз И.Н. Психолого-педагогические условия преодоления коммуникативных трудностей, возникающих у студентов при изучении иностранного языка // Высшее образование сегодня. 2020. № 11. С. 53-57. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.11.P.53, https://elibrary.ru/aeujfx

6. Павлюкевич Л.В., Максимова О.И. Формирование компенсаторной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. № 16. С. 261-265. https://elibrary.ru/pbnblv

7. Ахметова А.Ж., Гампер Я., Дальбергенова Л.Е. Проблема преодоления языкового барьера при изучении иностранного языка в высших учебных заведениях // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. 2020. Т. 100. № 4. С. 104-114. https://doi.org/10.31489/2020Ped4/104-114, https://elibrary.ru/ksldxy

8. Alcoba S. La expresión oral. Barcelona: Editorial Ariel, 2000. 203 p.

9. Brown M., Lee K. Beyond language barriers: Addressing the nonverbal communication gap // Journal of Intercultural Communication Research. 2019. Vol. 48. Issue 4. P. 321-342. https://doi.org/10.1080/17475759.2019.1667710

10. Di Virgilio A. Translenguaje: derribando barreras en el aula de lenguas extranjeras // Revista Digital de Políticas Lingüísticas. 2020. № 13. P. 1-28.

11. Kramsch C. The multilingual subject // Applied Linguistics. 2011. Vol. 32. Issue 1. P. 113-116. https://doi.org/10.1093/applin/amq046

12. Lou N.M., Noels K.A. Promoting growth in foreign and second language education: a research agenda for mindsets in language learning and teaching // System. 2019. Vol. 86. P. 102-126. https://doi.org/10.1016/j.system.2019.102126

13. Cabrera M.P.M. The challenge of learning EFL teaching // Babel A.F.I.A.L.: Aspectos de filología inglesa y alemana. 2004. № 13. P. 55-76.

14. Hidayati A.N., Dewi N.S.N., Nurhaedin E., Rosmala D. Foreign language listening anxiety in an academic listening class // J-SHMIC: Journal of English for Academic. 2020. Vol. 7. № 2. P. 1-9. https://doi.org/10.25299/jshmic.2020.vol7(2).5241

15. Васильева Ю.С., Швайкина Н.С. Методологические средства преодоления языкового барьера студентов неязыковых направлений подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 69-72. https://elibrary.ru/iskyai

16. Апишева О.В. Англицизмы как инструмент преодоления языкового барьера у студентов неязыкового вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-3 (106). С. 21-30. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.067, https://elibrary.ru/hruujb

17. Иксанова М.Г., Красильникова Е.В., Воробьева Н.В. Особенности языковой тревожности и психологических барьеров студентов нелингвистических направлений в процессе изучения английского языка и способы их преодоления // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81). С. 83-88. https://doi.org/10.24158/spp.2021.1.14, https://www.elibrary.ru/jooxfj


Рецензия

Для цитирования:


Дронова С.Ю. Преодоление языкового барьера у студентов при развитии коммуникативной компетенции в иностранном языке. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(3):596-607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-596-607

For citation:


Dronova S.Yu. Overcoming the language barrier among students in the development of communicative competence in a foreign language. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(3):596-607. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-596-607

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)