Обеспечение социально-педагогической адаптации глухих учащихся в профессиональных образовательных учреждениях среднего профессионального образования
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-68-75
Аннотация
Показана возможность оптимизации психологодидактического обеспечения процесса социально-педагогической адаптации учащихся с нарушением слуха к обучению в профессиональных образовательных учреждениях среднего профессионального образования путем использования адаптированного, применительно к аудиально депривированным учащимся, инновационного авторского курса групповой психопрофилактики и коррекции. Раскрыта тематика и основное содержание занятий. Акцентировано внимание на необходимости освоения неслышащими выпускниками профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования гибких, высокоэффективных адаптивных методов и приемов, направленных на повышение их социально-психологической компетентности. Эффективность предложенных и проведенных мероприятий подтверждают результаты мониторинга психологической сферы личности глухих учащихся профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Анализ среднегрупповых данных показал улучшение психологических показателей психолого-педаго-гической адаптации: значительное повышение уровня нервно-психической устойчивости на фоне снижения уровня личностной тревожности, повышение величины личностного адаптационного потенциала и его составляющих, повышение коммуникативных качеств и уровня поведенческой регуляции при практически неизменных значениях моральной нормативности. Полученные результаты указывают на наличие положительной динамики психологических показателей социально-педагогической адаптации у обследуемых после прохождения курса групповой психопрофилактики и коррекции.
Об авторах
К. И. ЗасядькоРоссия
Засядько Константин Иванович, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы
398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42
Л. М. Тафинцева
Россия
Тафинцева Лилия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, директор Института психологии и образования
398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42
С. А. Маскалянова
Россия
Маскалянова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы
398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42
О. А. Данковцев
Россия
Данковцев Олег Александрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, заместитель директора по научной работе
398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42
Список литературы
1. Алексеевских Д.Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время. М.: ГИЦ «Владос», 2005. 295 с.
2. Басилова Т.А., Моисеева И.В., Саприна Е.А., Хохлова А.Ю. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 47-53.
3. Головчиц Л.А., Кулакова Е.В., Любимова М.М. Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений. М.: ГИЦ «Владос», 2013. 68 с.
4. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха). Вып. 7 / отв. ред. С.А. Войтас. М.: МГППУ, 2011. 278 с. ISBN 978-5-94051-093-2
5. Дворецкая М.А. Адаптивная образовательная среда как фактор обучения подростков с нарушением слуха в условиях инклюзии // Формирование доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС: материалы региональной науч.-практ. пед. конф. / под ред. И.Е. Говоровой. М., 2015. С. 31-35.
6. Федорченко Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушением слуха и речи // Формирование доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС: материалы региональной науч.-практ. пед. конф. / ред. И.Е. Говоровой. М., 2015. С. 76-79.
7. Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. М.: Просвещение, 2001. 53 с.
8. Багрова И.Г., Богданова Т.Г., Большакова Е.А. и др. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ГИЦ «Владос», 2004. 655 с.
9. Тараканова Л.Б. Социализация детей с нарушением слуха // Дефектология. 2012. № 6. С. 45-47.
10. Трофимова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. Самара: Современные образовательные технологии, 2011. 102 с.
11. Пеннин Г.Н. Кораблева, Л.В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. СПб.: КАРО, 2006. 496 с. ISBN 5-89815-687-9
12. Плахова Т.В., Дмитриева Л.В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей // Дефектология. 2004. № 2. С. 40-42.
13. Королева И.В., Янн П.И. Дети с нарушением слуха: Книга для родителей и педагогов. СПб.: КАРО, 2011. 240 с.
14. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 221 с.
15. Чермянин С.В., Федосенко Е.В., Туманов М.В. Особенности психического здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования // Современные проблемы гигиены труда / под ред. Ю.В. Лизунова. СПб.: ВМедА, 2005. C. 78-83.
Рецензия
Для цитирования:
Засядько К.И., Тафинцева Л.М., Маскалянова С.А., Данковцев О.А. Обеспечение социально-педагогической адаптации глухих учащихся в профессиональных образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(181):68-75. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-68-75
For citation:
Zasyadko K.I., Tafintseva L.M., Maskalyanova S.A., Dankovtsev O.A. Social and pedagogical adaptation development of deaf students in vocational educational institutions of secondary vocational education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(181):68-75. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-68-75