Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 24, № 181 (2019)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-16 44
Аннотация

Обоснована необходимость разработки и реализации инновационной модели непрерывного педагогического образования в регионе. В качестве такой модели рассмотрен многоуровневый образовательный комплекс, созданный на базе Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, деятельность которого направлена на реализацию ряда федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование». Позиция авторов статьи заключается в том, что разработанный комплекс обладает рядом несомненных преимуществ в сравнении с изолированными учебными заведениями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, и способен эффективно разрешить имеющиеся проблемы в непрерывном педагогическом образовании региона. Обоснована структура многоуровневого образовательного комплекса, представляющая собой иерархию стадий-этапов, в которой предыдущий этап последовательно обеспечивает функционирование последующих. Каждый из пяти уровней (дошкольное образование, допрофессиональная педагогическая подготовка, среднее профессиональное образование, высшее и постдипломное образование) подробно описан: рассмотрены основные механизмы их функционирования, проанализирован имеющийся опыт реализации, представлены перспективы дальнейшего развития. Определены результаты влияния деятельности образовательного комплекса непрерывного педагогического образования на развитие Тамбовского региона.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

17-25 51
Аннотация

Основная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что предполагает развитие речевых умений и навыков. В методике существуют разные подходы к преподаванию иностранного языка, одним из которых является лексический подход. Несомненно, лексический подход подразумевает сконцентрированность на обучении лексике изучаемого языка. Однако существуют разные точки зрения на то, какие методы и формы работы являются наиболее эффективными. Овладение лексикой происходит путем изучения сочетаемости слов, фраз и сочетаний слов. Коллокации – это обособленное понятие, означающее определенные слова в языке, имеющие тенденцию употребляться вместе. Работа с коллокациями является существенным компонентом формирования лексических навыков, соответственно, следует говорить о включении коллокационной компетенции в коммуникативную компетенцию. Анализ методической литературы показал, что вопрос роли коллокаций в формировании лексических навыков речи не очень хорошо раскрыт в отечественной и зарубежной методической литературе и требует более подробного изучения. В представленной статье: 1) проведен анализ работ отечественных и зарубежных ученых по лексическому подходу в обучении иностранному языку; 2) доказано, что процесс освоения лексики идет путем освоения определенных сочетаний слов и умения с ними обращаться; 3) выведено определение коллокаций на основе изученных определений и классификаций ученых; 4) определено ключевое место коллокаций в изучении лексики.

26-33 26
Аннотация

Акцентировано внимание на наличии двух противоборствующих тенденций внутри каждого функционального стиля; отмечено терминологическое разнообразие в названии публицистического стиля; проанализированы прагмасемантические особенности языка массовой информации и обоснована целесообразность использования информационно-аналитических текстов СМИ в качестве языкового материала на занятиях со слушателями магистратуры Дипломатической академии МИД России по направлению подготовки «Международные отношения»; акцентировано внимание на профессиональных и коммуникативных компетенциях, которыми должны овладеть слушатели в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык профессиональной деятельности», подчеркнута необходимость соблюдения содержательных и лингвистических критериев при отборе аутентичных текстов для магистрантов. На примере статей из журнала “The Economist” рассмотрена система упражнений и заданий для формирования навыков профессионально-ориентированного чтения у слушателей для более эффективного обучения чтению; разграничены понятия «упражнение» и «задание», а также «ознакомительное» и «изучающее» чтение; обоснована целесообразность методической обработки текстов СМИ в соответствии с языковым уровнем магистрантов; доказана необходимость соблюдения системы предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий и упражнений на материале текстов по теме: «Миграция: причины, проблемы и пути их разрешения»; приведен примерный перечень заданий и упражнений с учетом трехступенчатой системы.

34-42 81
Аннотация

Содержание обучения иностранным языкам претерпевает неизбежные изменения в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий. Образование как неотъемлемая часть жизни общества должно отвечать критериям, обеспечивающим качественный процесс обучения, при этом проектная методика позволяет выполнить социальный заказ общества в более практико-ориентированном подходе к обучению. Место изучения грамматики в процессе обучения иностранным языкам не всегда было однозначным: были случаи чрезмерного занижения или превознесения ее роли в образовательном процессе. Однако стоит понимать, что без хорошо сформированных грамматических навыков иноязычного общения никакая из самых современных информационно-коммуникационных технологий не способна дать качественный результат. Рассмотрены проблемы адекватного использования интернет-проектов в целях формирования грамматических навыков студентов в процессе обучения в языковом вузе, а также вопросы соответствующего содержания обучению грамматики. Обучение иностранному языку студентов как языкового вуза, так и других высших учебных заведений направлено на формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Проектная деятельность, а именно, основанные на ней учебные интернет-проекты позволяют вывести данный процесс обучения на более высокий качественный уровень. Автором проведены и разработаны: а) анализ научных работ, посвященных понятию «грамматика» и ее роли в истории; б) анализ исследований, посвященных отбору предметного содержания в целях формирования грамматических навыков речи учащихся; в) авторское предметное содержание обучения грамматике студентов языковых вузов на основе реализации иноязычных интернет-проектов.

43-54 16
Аннотация

Интегрированное предметно-языковое обучение является одним из современных подходов к обучению иностранному языку для профессионального общения студентов неязыковых специальностей. Реализация подхода подразумевает учет специфики каждого конкретного профиля обучения в рамках направления подготовки при отборе предметного содержания обучения иностранному языку, а также при выборе системы упражнений и заданий, направленных на формирование аспектов иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся. Разработка соответствующей методики обучения будет зависеть от учета ряда психолого-педагогических условий, под которыми понимается комплекс взаимосвязанных возможностей образовательной среды, направленных на количественные или качественные изменения характеристик личности. В рамках данного исследования обучение иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения будет эффективным при учете следующих психолого-педагогических условий: 1) мотивации студентов обучаться иноязычному профессиональному общению на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения; 2) владении студентами иностранным языком на уровне В1 и выше; 3) компетентности преподавателя иностранного языка в профильной специальности; 4) учете специфики профиля обучения при отборе предметного содержания обучения иностранному языку для профессионального общения; 5) учете специфики профессиональной деятельности при разработке комплекса учебных коммуникативных заданий. В работе подробно обосновано и описано каждое из условий.

55-67 47
Аннотация

Методическая модель – это совокупность взаимосвязанных компонентов, которые образуют единую систему, направленную на достижение общей цели – формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметно-языкового обучения. Система обучения строится на основе системного, компетентностного, личностно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного подходов, а также интегрированного предметно-языкового обучения. Эти подходы реализуются на практике с помощью ряда дидактических и методических принципов. Подробно описаны методические принципы интегрированного предметно-языкового обучения: принцип 4 «С», принцип когнитивности, принцип единства мыслительной и речевой деятельности, принцип интеграции иностранного языка и предметного содержания, принцип постепенного усложнения содержания, принцип дуальности опоры на родной и иностранный языки, принцип оптимальности, принцип персонализации знаний, принцип интерактивности и принцип языковой адаптации. Интегрированное предметно-языковое обучение студентов осуществляется на основе следующих методов обучения: интерактивных, коммуникативных, информационно-репродуктивных, продуктивных, тандем-метода, методов профессионального обучения и методов контроля. Содержание обучения на основе интегрированного предметно-языкового моделирования отражает специфику профиля подготовки специалистов в рамках конкретной специальности. Средства обучения представляют комплекс инструментов педагога с целью развития, обучения и воспитания. В работе представлены и подробно описаны все компоненты методической модели. 

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

68-75 46
Аннотация

Показана возможность оптимизации психологодидактического обеспечения процесса социально-педагогической адаптации учащихся с нарушением слуха к обучению в профессиональных образовательных учреждениях среднего профессионального образования путем использования адаптированного, применительно к аудиально депривированным учащимся, инновационного авторского курса групповой психопрофилактики и коррекции. Раскрыта тематика и основное содержание занятий. Акцентировано внимание на необходимости освоения неслышащими выпускниками профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования гибких, высокоэффективных адаптивных методов и приемов, направленных на повышение их социально-психологической компетентности. Эффективность предложенных и проведенных мероприятий подтверждают результаты мониторинга психологической сферы личности глухих учащихся профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Анализ среднегрупповых данных показал улучшение психологических показателей психолого-педаго-гической адаптации: значительное повышение уровня нервно-психической устойчивости на фоне снижения уровня личностной тревожности, повышение величины личностного адаптационного потенциала и его составляющих, повышение коммуникативных качеств и уровня поведенческой регуляции при практически неизменных значениях моральной нормативности. Полученные результаты указывают на наличие положительной динамики психологических показателей социально-педагогической адаптации у обследуемых после прохождения курса групповой психопрофилактики и коррекции.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

76-85 49
Аннотация

Рассмотрено понятие педагогического дизайна как инструмента, позволяющего осуществить управление коммуникацией обучающихся. Второй основной задачей представленной публикации является подбор диагностического инструментария, позволяющего оценить педагогическую результативность этого управления. Позиция авторов заключается в том, что педагогический дизайн должен опираться на обоснованные технологические решения (то есть именно на формализованные, репродуцируемые способы деятельности), а также допускать управление с не-педагогическими (или частично-педагогическими) объектами и феноменами. Одним из таких феноменов авторы полагают понятие коммуникации. Представлено обоснование критериев характера участия и роли младших школьников в коммуникационных отношениях, которые соответствуют особенностям педагогического дизайна – в первую очередь технологичности и комплексности. Описан комплекс диагностики коммуникации младших школьников и приведены данные о его апробации. Представлен анализ полученных экспериментальных данных, в том числе дан анализ взаимосвязи компонентов коммуникативных навыков младших школьников специфичных для педагогического дизайна.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

86-95 39
Аннотация

Актуальность исследования состоит в необходимости анализа условий учебной деятельности студентов с целью выявления проблем, негативно влияющих на состояние здоровья студентов. В исследовании проанализирована проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения в студенческие годы и в начале профессиональной деятельности. Обращено внимание на необходимость системного подхода к организации учебного процесса в высших учебных заведениях с учетом сохранения физического потенциала студентов. Рассмотрены условия организации учебного процесса высших учебных заведений. Представлены и обоснованы компоненты валеологического сопровождения учебного процесса, включающие в себя: информационный блок в лекционном курсе по предмету «Физическая культура», включающий в себя сведения о деятельности основных функциональных систем организма человека, понятие о физических качествах человека и способах их развития, принципы формирования рациона питания, основы адаптационных процессов организма человека, мониторинг физического состояния студентов в течение всего периода обучения. Предложена схема взаимосвязи рассмотренных компонентов в структуре образовательного процесса в высшей школе. Рассмотрены результаты пролонгированного исследования физического состояния студентов по показателям физиологических проб Летунова, Штанге, выявлена динамика исследуемых показателей, характеризующих работу основных функциональных систем организма в течение учебного периода.

96-103 32
Аннотация

Актуальность исследования состоит в необходимости эффективного построения подготовки студенческих спортивных команд по командно-игровым видам спорта. Командно-игровые виды спорта требуют особого подхода к построению круглогодичной подготовки, так как в рамках единого тренировочного процесса необходимо решать задачи индивидуального, группового и командного спортивного совершенствования. Различный уровень исходной подготовленности студентов-спортсменов диктует необходимость создания системы мониторинга уровня подготовленности и текущего состояния каждого из занимающихся, сочетающих занятия гандболом с напряженной учебной деятельностью. В связи с высоким уровнем академической загруженности, высоким физическим и психическим напряжением в сессионный период у студентов для тренировочной деятельности остается немного времени. Даже при отсутствии существенных различий с соревновательной деятельностью профессиональных спортивных команд подготовка студентов-спортсменов имеет схожие общие черты структуры и содержания тренировочного процесса. Поэтому целью нашего исследования явилось выявление оптимальной структуры и содержания подготовки студенческой команды по гандболу. В исследовании проанализированы особенности построения макроцикла подготовки студенческой команды по гандболу к соревнованиям. Обращено внимание на основное содержание и структуру каждого из периодов годичного макроцикла. Представлены и обоснованы общие и парциальные показатели объема и динамика интенсивности тренировочных нагрузок, предложена схема применения средств восстановления и повышения спортивной работоспособности студентов-гандболистов. В данном исследовании приведен вариант наиболее эффективного распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки студенческой мужской команды по гандболу.

104-112 32
Аннотация

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В то же время анализ реальной практической работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников. Физическая подготовленность детей, определяемая уровнем физических качеств, создает основу всей двигательной деятельности дошкольников. Развитие физических способностей определяет процесс совершенствования двигательной сферы ребенка и представляет собой важнейшую составляющую его здоровья. В многообразии средств физического воспитания дошкольников особое место в силу своей доступности, универсальности и эмоциональности занимает ритмическая гимнастика. В последнее время она широко используется в основных формах физического воспитания в ДОУ. Целенаправленные занятия ритмической гимнастикой равномерно вовлекают в работу все группы мышц, суставы, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К настоящему времени опубликован ряд исследований, в которых рассмотрены вопросы повышения эффективности физического воспитания детей на основе применения ритмической гимнастики. В практике физического воспитания детей дошкольного возраста ритмическая гимнастика используется достаточно часто, до настоящего времени остаются открытыми некоторые организационно-методические особенности применения комплексов ритмической гимнастики. В целом ряде публикаций имеются противоречивые мнения, связанные с продолжительностью использования отдельных комплексов ритмической гимнастики. По мнению многих специалистов, комплекс упражнений так же, как и его музыкальное сопровождение, меняется по мере необходимости, так как один из критериев – потеря интереса детей к упражнениям. Средняя продолжительность использования отдельного комплекса ритмической гимнастики при двухразовых занятиях в неделю варьируется, по данным литературных источников, от полутора до трех с половиной месяцев. В связи с вышеизложенным назрела необходимость специальных исследований для решения актуальных проблем, существующих в практике физического воспитания дошкольников.

113-119 33
Аннотация

Актуальность исследования интервальных тренировок обусловлена особенностями подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД), которые обязаны иметь высокий уровень физической подготовки и быть готовыми к длительному периоду физической активности. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности зачастую требуют от сотрудника немалых физических усилий, так как есть необходимость в преследовании и задержании правонарушителя, преступника, в том числе применении боевых приемов борьбы. Для всего вышеперечисленного необходимо быть не только подготовленным технически, тактически, но и физически развитым, обладающим такими качествами, как сила, быстрота и ловкость. Это обусловливает необходимость разработки интервальных тренировок и показывает их преимущества в развитии данных качеств в обучении сотрудника органов внутренних дел. Целью представленного исследования является анализ особенностей интервальных тренировок и их преимуществ в развитии физической силы, скорости и ловкости в обучении сотрудников органов внутренних дел. Методическую основу исследования составляет методика физической подготовки сотрудников органов внутренних дел на основании содержания Приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450, которым утверждено наставление по порядку организации занятий с сотрудниками ОВД РФ в целях повышения их уровня физической подготовки, а также результаты наблюдений за ходом применения методики интервальных тренировок для наиболее качественного повышения уровня физического развития в силовых и скоростных показателях на протяжении трех месяцев. Авторами обращается внимание на порядок отработки ряда силовых качеств, таких как: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (подтягивание), жим гири и т. д., а также на методику выполнения упражнений на скорость, быстроту и ловкость, различные виды челночного бега на разнообразные дистанции, на интервалы, установленные для выполнения данных упражнений. Новизной исследования является объединение упражнений по повышению физической выносливости в единый комплекс, включающий в себя упражнения разнонаправленного характера и временные рамки, в период которых выполняются упражнения в различных темповых задачах и учитывается корректное время для восстановления. Немаловажным фактом является и то, что время на данные интервальные тренировки выделяется не более 15 минут, а объем выполнения весьма значительный.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

120-127 32
Аннотация

Представлены основные подходы зарубежных и отечественных ученых к проблеме развития творческой активности детей в современных условиях. Проанализировано несколько определений «творческой активности». На основе анализа нормативных документов в сфере образования и культуры, а также теоретических источников по проблеме исследования обоснована актуальность поддержки развития творческой активности подрастающего поколения. В исследовании определены предпосылки и функции творческой активности. Приведен пример определения «творческой активности» с точки зрения психологических условий, определяющих развитие личности ребенка как показателя успешного присвоения культурно-досугового опыта. Творческая активность проявляется во включении детей в креативную, созидательную деятельность, направленную на реализацию потенциала личности, ее саморазвитие. Творческая активность распространяется на продуктивные процессы, необходимые для скорейшего выхода из проблемных ситуаций, возникающих в управленческой среде, секторах образования и политике, области культуры, при осуществлении инновационной деятельности, а также в случае практической реализации новых форм творческого взаимодействия. Подобное явление объясняется огромным потенциалом творческой активности в таких социальных отношениях, как «человек – человек», «человек – общество», «человек – природа», «человек – знаковые системы», «человек – техника», «человек – художественный образ».

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

128-136 28
Аннотация

В последние годы в исторических исследованиях значительную актуальность приобрело изучение консервативной идеологии. В связи с этим целью исследования является анализ образа Петра Великого у А.С. Шишкова, для достижения которой выяснена направленность и причины изменений эволюции взглядов лингвиста на реформатора. Использован преимущественно проблемно-хронологический метод, исторические факты исследованы на основе принципов историзма и объективности. Положительным Петр I предстает в основном в легендах и преданиях, что указывает на поверхностное знание А.С. Шишковым истории правления реформатора. Адмирал более благосклонен к Петру I в открытой печати. Утверждено, что он восхищался моральными качествами Петра I. А.С. Шишков использовал имя Петра I в политической аргументации, в льстивых выражениях. Восхищаясь методами реформ царя, его административными реформами, он часто видел в нем исторический пример. Вместе с тем доказано, что А.С. Шишков осуждает проводимую Петром I европеизацию, призывая петровскими же методами с ней бороться. Показано, что А.С. Шишков отмечал обеднение лингвистической сферы. Он выступал против проектов Петра I в крепостном вопросе. Филолог обвинял Петра I в попрании народных обычаев и традиций, насаждении чужеродного просвещения, моральной капитуляции перед западным влиянием. Выявлено, что, по А.С. Шишкову, Петр I в ущерб самобытности русского народа заимствовал чужие обычаи. Сделан вывод о том, что в личности и реформах Петра I А.С. Шишков видел как положительные, так и отрицательные стороны.

137-143 36
Аннотация

Актуальность исследования обусловливается необходимостью восполнения историографического пробела в изучении деятельности общедоступных библиотек дореволюционной России как элементов провинциальной культурной среды. Рассмотрена история образования и деятельности Тамбовской публичной библиотеки (открыта в г. Тамбов в 1833 г.). Новизной работы служит введение в оборот ранее не использовавшихся при характеристике публичных библиотек исторических источников. Предметом исследования выступают особенности штатного расписания, характер использования фонда, способы функционирования акционерной компании в библиотеке, специфика выпуска и реализации акций, социальный состав читателей. Важным элементом исследования является изучение проблем упадка Тамбовской публичной библиотеки в пореформенное время, причины недостаточности материальных средств и попытки передать учреждение на баланс тамбовского городского бюджета. Отмечена роль частной инициативы в деле обустройства библиотеки на разных этапах ее развития. Дана оценка выпускавшихся при учреждении каталогов книг, являющихся одними из первых печатных библиографий публичных библиотек России. В рамках изучения читательских пристрастий пользователей рассмотрены оценки директора гимназии и ректора духовной семинарии Тамбова, в задачи которых входил надзор за чтением учащихся и выполнением библиотекарями циркуляров и постановлений министра народного просвещения. Теоретический и конкретно-исторический анализ работы Тамбовской публичной библиотеки позволил сделать выводы о значительном влиянии деятельности библиотечного учреждения на местную культурную среду. Подчеркивается, что образование библиотеки сближало структуру провинциального общества, способствовало качественным социально-культурным трансформациям в среде местного населения.

144-148 27
Аннотация

Духовные учебные заведения появились в России в царствование Петра I. Во второй половине XIX столетия это были уже сложившиеся школы духовного образования и воспитания. За 20 лет реформирования духовных учебных заведений на Тамбовской кафедре пребывали авторитетные епископы, оказавшие большое влияние на церковную жизнь не только в Тамбовской губернии, но и в Российском государстве. Первым в этом ряду стоит святитель Феофан Затворник. Архипастыри Земли Тамбовской в этот период создали условия для развития духовной семинарии. Это касалось и образовательного процесса и духовно-нравственного воспитания. Их забота проявлялась в построении духовной школы, новых знаний, ими уделялось достаточное внимание и хозяйственным вопросам. Забота о семинаристах была неподдельной, выражалась в каждодневной неустанной заботе об их устроении. В свою очередь Тамбовская епархия проявляла заботу об устроении мужских и женских монастырей, приходской гимназии и других вопросах жизнедеятельности епархии.

149-155 27
Аннотация

Рассмотрен потенциал вотчинного делопроизводства имений российских помещиков как исторического источника для характеристики особенностей развития помещичьих хозяйств после отмены крепостного права. Изучены: судьба вотчинных архивов России в сравнительном аспекте с историей других стран, механизмы национализации ценностей из наиболее крупных тамбовских имений, ее последствия для документальных коллекций. Важным элементом работы стало рассмотрение историографических аспектов работы с документооборотом частных поместий. Рассмотрение позиций А.М. Анфимова, Л.П. Ковальченко, Л.П. Минарик относительно источниковых качеств вотчинного делопроизводства позволило выявить достоинства и недостатки использования вотчинных документов в исторических исследованиях. Конкретные характеристики делопроизводства помещиков рассмотрены на материале отдельного фонда Ново-Покровского имения в Тамбовской губернии (Государственный архив Тамбовской области). Фонд объединяет 1309 единиц хранения, отражающих историю поместья от момента его покупки в 1895 г. и до ликвидации имения в 1918 г. Разнообразие делопроизводственной документации показывает развитость и сложность административного управления конкретного поместья. В структуру архива входят распоряжения, циркуляры и инструкции Главной конторы управляющему, административные распоряжения главноуправляющего начальникам отдельных участков, дела о покупке графом А.В. Орловым-Давыдовым других имений в Тамбовской губернии, книги сводных бюджетов экономий, годовые отчеты, рефераты входящих бумаг, сводная производственная статистика по отдельным владениям, данные кредитования. Данные материалы являются надежными источниками для изучения экономических последствий модернизации крупных хозяйств.

156-163 70
Аннотация

Рассмотрена проблема изучения повседневной жизни торгово-предпринима-тельских слоев населения в провинциальном российском городе аграрного региона в дореформенный период. Проанализированы преимущественно особенности быта, хозяйство и домашний обиход, структура питания, жилище купеческих семей. Предпринята попытка на основе судебно-следственных материалов проследить практику приобретения и наследования имущества, формирование повседневной культуры в купеческой среде в провинциальном российском городе. Актуальность работы определена важностью изучения наиболее экономически успешных семей предпринимателей в уездном городе в дореформенный период. Изучение источников позволило обобщить территориальные особенности повседневной жизни провинциального городского купечества аграрного региона. Новизна исследования определена микроисторическим подходом к комплексному изучению культуры повседневной жизни и быта как одной из форм проявления имущественной и сословной дифференциации горожан. Микроанализ позволяет представить конкретные причины и мотивы формирования крупной собственности, владения недвижимым и движимым имуществом, накопительства, улучшения жилищных условий, питания торгово-предпринимательских слоев городского населения на примере его отдельных представителей и семей.

164-172 52
Аннотация

Рассмотрено социально-правовое положение, семейный статус и сословные трансформации солдатского потомства во второй половине XIX века. Великие реформы 60–70-х гг. XIX века фактически не коснулись своей регламентацией детей нижних чинов и запасных солдат. В этом контексте вполне очевидными являются совершенно незначительные изменения в положении таких детей по сравнению с периодом рекрутчины. Солдатские дети в XIX веке продолжали пополнять люмпенизированные группы населения Российской империи, а их положение оставалось шатким, неустойчивым и неопределенным. Выявлены историко-правовые аспекты динамики социально-сословного статуса детей представителей «военного сословия»: солдатских детей, детей запасных солдат, детей рекрутов. Уточнены особенности организации призрения и попечения о семьях, призванных на службу, солдат в период Крымской 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Привлечение достаточно широкого круга архивных источников и опубликованных материалов позволило вполне успешно реконструировать как сложившуюся социально-правовую регламентацию, так и собственно практику призрения «военного потомства» нижних воинских чинов. Выявлены особенности «отражения» положения солдатских в первичных архивных документах и законодательных актах, в том числе социально-правовые коллизии и тенденции, которые определяли жизнь и судьбу «военных детей». Дана источниковедческая оценка изучения правового положения солдатских детей и их повседневной жизни в военные и мирные годы второй половины XIX века, выявлены исследовательские лакуны в работах отечественных и зарубежных историков по заявленной проблематике. Сделаны выводы о перспективах изучения пореформенных этно-социальных, социокультурных и сословно-правовых особенностей солдатского потомства, которое до сих пор пребывает «в тени» исследовательского интереса в историческом сообществе. Доказано, что «солдатские дети» являлись и оставались особым социальным институтом в Российской империи во второй половине XIX века. Выявлены особенности изучения этой категории «военного сословия» в дореформенной и пореформенной России.

173-184 29
Аннотация

Рассмотрены региональные особенности системы социальной защиты «морально-дефективных» детей в Тамбовской губернии в первое десятилетие советской власти (1918–1928 гг.). На основе привлечения и обработки широкого комплекса первичных архивных источников и других материалов были репрезентативно и комплексно исследованы различные малоизученные аспекты заявленной научной проблемы. Выявлены типично региональные особенности формирования системы социального воспитания в отношении беспризорников и детей с криминальными наклонностями в период становления нового социалистического государства на губернском и уездном уровнях, отличавшихся от столичных проектов и наставлений. Выявлена спонтанность и спешность в поиске различных форм и методов организации призрения таких социально-запущенных детей. Уточнены основные воспитательные практики и организационные мероприятия по возможностям и потребностям провинциальных учреждений социального воспитания. Выявлены основные пути и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями в рассматриваемый период. Сделаны выводы о результатах и особенностях поддержки таких «особых» детей и подростков на уровне губернии и уезда, что позволило реконструировать систему социальной защиты постреволюционной России. Особое внимание уделялось социальной защите детей работниц женсоветов и других региональных общественных организаций. Обращено внимание на важность учета региональной специфики и конкретно-исторических общественно-политических, социокультурных и этноконфессиональных особенностей системы социального воспитания. Уточнены факторы, оказывавшие наиболее сильное влияние на кадровый состав, финансирование детских социальных учреждений, а также тенденции их развития в советскую эпоху. Выявлено катастрофическое воздействие новой экономической политики на региональную систему социального воспитания и собственно работу детских домов, куда собирались беспризорные дети, у которых отсутствовали другие возможности для социализации и выживания.

185-191 23
Аннотация

Зачастую в повседневной жизни приходится сталкиваться с разными приметами и суевериями, которые достаточно живучи, несмотря на их несовместимость с православием. Под суевериями обычно понимаются рассказы о водяном, домовом, лешем, русалках, знахарях, колдунах, и так далее, а также о разных сверхъестественных существах и необъяснимых явлениях. К суеверию можно также отнести различные обереги, амулеты, наузы и так далее, так как все вышеперечисленное является атрибутом ведовства. Возникли эти явления, скорее всего, из-за недостатка просвещения, образования и православной культуры. Суеверия оживают в привычных пословицах, поговорках, приметах. Многие бытующие обряды и обычаи – свадьбы, крестины, похороны и даже православные праздники переплелись с более древними ритуалами. Их невозможно уничтожить, они из века в век передаются одним поколением другому со всеми мелочами. Поэтому народно-бытовое язычество постоянно привлекает пристальное внимание исследователей, а также всех, кто хотел бы разобраться в духовных истоках нашей сегодняшней культуры. Феномен двоеверия – это, к тому же, одна из разновидностей неоязычества. Рассмотрены суеверия и народные обряды в Самарской, Саратовской и Пензенской губерниях.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

192-197 39
Аннотация

Проведен анализ публицистического материала британской газеты “The Times” на предмет выявления отношения Великобритании к политической деятельности Франца Иосифа I – последнего императора Австро-Венгрии. Изучение газетных статей позволило нам выявить объемный блок публикаций, в которых дается личностная оценка императора, а также комментируется ряд политических решений, принятых Францем Иосифом I. Несмотря на то, что “The Times” неоднократно жестко осуждала австрийское и венгерское правительство и парламенты за их неспособность сплоченно принимать важные политические решения и вовремя предотвращать внутригосударственные проблемы, критика не распространялась на личность императора. Согласно “The Times”, Франц Иосиф I являл собой авторитетного правителя и сильного лидера. Анализ газетного материала показал, что в британской газете наиболее часто поднимались и рассматривались следующие вопросы: 1) личностные качества императора Франца Иосифа I; 2) национальная политика императора; 3) место и роль Франца Иосифа I в политическом развитии Австро-Венгрии. Исследование публицистического материала позволило сделать вывод о том, что британские либералы весьма позитивно оценивали вклад Франца Иосифа I в образование двуединой монархии. Согласно “The Times”, Франц Иосиф I имел репутацию уравновешенного, тактичного, благожелательного монарха.

198-203 26
Аннотация

Проанализирован характер развития крупного землевладения в Галиции в 1848–1902 гг. Обоснована зависимость социально-экономического положения русино-украинского крестьянства от проведенной в Австрийской империи в 1848 г. аграрной реформы. Проанализирован национальный состав помещиков (в подавляющем случае поляков), охарактеризованы пережитки крепостнической системы в Галиции, в частности, проблемы сервитутов (прав на пользование помещичьими лесами, лугами, пастбищами). Рассмотрен порядок замены сервитутов на меньшие участки непахотной земли (в сравнении с имевшейся в праве пользования территории) в пользу крестьян. Проанализировано экономическое развитие владельческих земель во второй половине XIX века, приведен вывод об отстающей сравнительно с западными австрийскими землями степени механизации сельского хозяйства в связи с крестьянским перенаселением и связанной с ним дешевизной рабочей силы, а также дороговизной для обедневшей польской шляхты импортных машин. Рассмотрены уровень оплаты труда наемных работников в аграрной сфере, продолжительность рабочего дня. Снижение издольной оплаты объясняется применением современной сельскохозяйственной техники, благодаря которой снизился вклад наемного работника в сбор урожая. Охарактеризовано распределение налогов между помещиками и крестьянами.

204-214 45
Аннотация

Акцентировано внимание на исследовании развития образовательной системы Южно-Африканской Республики (ЮАР) во время режима апартеида и после его падения. Исходя из особенностей, присущих ЮАР на современном этапе становления государства, нами было выделено образование, как основополагающий элемент в укреплении позиций ЮАР на международной арене. Отмечена высокая активность современного правительства по решению образовательных трудностей, с которыми сталкиваются граждане ЮАР после падения режима апартеида. Рассмотрена правовая основа становления системы современного образовательного вектора, осуществляемого в ЮАР. Также рассмотрена государственно-образовательная политика ЮАР в сравнительно-международном аспекте, с использованием авторского инструментария расчетов, основанного на идеолого-образовательной логистике. Автор провел актуальное исследование по определению уровня образовательного потенциала ЮАР в международном аспекте, использовав квалиметрическую модель, основанную на идеолого-образовательной логистике. Исследована историческая и законодательная базисные основы, раскрывающие суть нынешней государственной политики в области образования и науки в ЮАР. Рассмотрены особенности демократических элементов, необходимых для формирования единой национальной образовательной траектории, вне зависимости от пола и расы. Таким образом, раскрыты реализуемые демократические подходы в системе образования. Внедренные в образовательную систему демократические ценности позволили всем гражданам получать доступное качественное образование. Результаты исследовательской деятельности могут быть использованы в работах педагогической, внешнеполитической, сравнительно-прогностической деятельностей, а также в работах, которые требуют определения успешности государственно-образовательной политики в международном аспекте.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)