Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-120-127
Аннотация
Представлены основные подходы зарубежных и отечественных ученых к проблеме развития творческой активности детей в современных условиях. Проанализировано несколько определений «творческой активности». На основе анализа нормативных документов в сфере образования и культуры, а также теоретических источников по проблеме исследования обоснована актуальность поддержки развития творческой активности подрастающего поколения. В исследовании определены предпосылки и функции творческой активности. Приведен пример определения «творческой активности» с точки зрения психологических условий, определяющих развитие личности ребенка как показателя успешного присвоения культурно-досугового опыта. Творческая активность проявляется во включении детей в креативную, созидательную деятельность, направленную на реализацию потенциала личности, ее саморазвитие. Творческая активность распространяется на продуктивные процессы, необходимые для скорейшего выхода из проблемных ситуаций, возникающих в управленческой среде, секторах образования и политике, области культуры, при осуществлении инновационной деятельности, а также в случае практической реализации новых форм творческого взаимодействия. Подобное явление объясняется огромным потенциалом творческой активности в таких социальных отношениях, как «человек – человек», «человек – общество», «человек – природа», «человек – знаковые системы», «человек – техника», «человек – художественный образ».
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ДмитриеваРоссия
Дмитриева Александра Валериевна, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности института культуры и искусств
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1
Список литературы
1. Ганьшина Г.В. Методика преподавания специальных дисциплин. М., МГПУ, 2017.
2. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга студенческой молодежи: историко-культурологический опыт 1970–1980 гг. М.: ГГТУ, 2017.
3. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В. Творческая самореализация молодежи средствами социально-куль-турной анимации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы 10 Междунар. форума. М., 2017. С. 76-79. ISBN 978-594778-473-2
4. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта, 2015.
5. Маслоу А.Г. Мотивация личности. СПб.: Евразия, 1999.
6. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
7. Фромм Э. Человек для себя. М.: Изд-во АСТ, 2018.
8. Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009.
9. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 1976.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
11. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003.
12. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. История педагогики в России. М., 1999.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
14. Двоеглазова М.Ю. Психологические условия развития креативности дошкольников // Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2017. С. 27-32. ISBN 978-5-94809-934-7
15. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
16. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград: Учпедгиз, 1935.
17. Ганьшина Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского // Российские регионы: взгляд в будущее. 2014. № 1 (1). С. 4-23.
18. Володин Б.В. Мендель. М.: Молодая гвардия, 1968.
Рецензия
Для цитирования:
Дмитриева А.В. Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(181):120-127. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-120-127
For citation:
Dmitrieva A.V. Theoretical and methodological bases of children’s creative activity development. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(181):120-127. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-120-127