Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13

Аннотация

Рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в процессе профессионализации студентов первого года обучения. С опорой на современные образовательные стандарты и базовые положения компетентностного подхода обоснована необходимость специальной работы с первокурсниками на этапе их вхождения в профессию по таким направлениям, как: понимание личностных особенностей, формирование умений использовать собственные ресурсы и резервы; раскрытие психологического контекста выбора и дальнейшего развития в рамках профессии; предупреждение негативных последствий профессионализации; использование рекреативных инструментов поддержания психологического и социального здоровья; разработка позитивного жизненного сценария с учетом профессиональных особенностей. Выявлены противоречия в сопровождении процесса личностно-профессиональной адаптации студентов по рассмотренным направлениям. Обоснована необходимость разработки специальной технологии, ориентированной на разрешение выявленных противоречий.

Об авторах

И. А. Шаршов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



А. В. Королева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Королева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Ю. П. Прокудин
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Прокудин Юрий Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. № 4-5. С. 258-269.

2. Игтисамова Г.Р., Шабалин О.А. Концепция профессионального образования в современной отечественной науке // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 2012. 312 с.

4. Эннс Е.А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке // Психологические науки: теория и практика. М.: Буки-Веди, 2018. С. 127-129.

5. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 59-64.

6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

7. Рябикина З.И. Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.

8. Стюарт Й., Джойнс В. Жизненный сценарий: как мы пишем историю своей жизни // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев), 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/ stewj01/index.htm (дата обращения: 04.06.2019).

9. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. СПб.: Питер, 2003. 416 с.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400 с.

11. Бодичева Л.В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении // Инновационные педагогические технологии. Казань: Бук, 2015. С. 101-103.


Рецензия

Для цитирования:


Шаршов И.А., Королева А.В., Прокудин Ю.П. Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(182):7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13

For citation:


Sharshov I.A., Koroleva A.V., Prokudin Y.P. Problematic aspects of personal and professional adaptation of university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(182):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)