Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13
Аннотация
Рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в процессе профессионализации студентов первого года обучения. С опорой на современные образовательные стандарты и базовые положения компетентностного подхода обоснована необходимость специальной работы с первокурсниками на этапе их вхождения в профессию по таким направлениям, как: понимание личностных особенностей, формирование умений использовать собственные ресурсы и резервы; раскрытие психологического контекста выбора и дальнейшего развития в рамках профессии; предупреждение негативных последствий профессионализации; использование рекреативных инструментов поддержания психологического и социального здоровья; разработка позитивного жизненного сценария с учетом профессиональных особенностей. Выявлены противоречия в сопровождении процесса личностно-профессиональной адаптации студентов по рассмотренным направлениям. Обоснована необходимость разработки специальной технологии, ориентированной на разрешение выявленных противоречий.
Об авторах
И. А. ШаршовРоссия
Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
А. В. Королева
Россия
Королева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Ю. П. Прокудин
Россия
Прокудин Юрий Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. № 4-5. С. 258-269.
2. Игтисамова Г.Р., Шабалин О.А. Концепция профессионального образования в современной отечественной науке // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 2012. 312 с.
4. Эннс Е.А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке // Психологические науки: теория и практика. М.: Буки-Веди, 2018. С. 127-129.
5. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 59-64.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
7. Рябикина З.И. Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.
8. Стюарт Й., Джойнс В. Жизненный сценарий: как мы пишем историю своей жизни // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев), 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/ stewj01/index.htm (дата обращения: 04.06.2019).
9. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. СПб.: Питер, 2003. 416 с.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
11. Бодичева Л.В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении // Инновационные педагогические технологии. Казань: Бук, 2015. С. 101-103.
Рецензия
Для цитирования:
Шаршов И.А., Королева А.В., Прокудин Ю.П. Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(182):7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13
For citation:
Sharshov I.A., Koroleva A.V., Prokudin Y.P. Problematic aspects of personal and professional adaptation of university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(182):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13