Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 24, № 182 (2019)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-13 31
Аннотация

Рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в процессе профессионализации студентов первого года обучения. С опорой на современные образовательные стандарты и базовые положения компетентностного подхода обоснована необходимость специальной работы с первокурсниками на этапе их вхождения в профессию по таким направлениям, как: понимание личностных особенностей, формирование умений использовать собственные ресурсы и резервы; раскрытие психологического контекста выбора и дальнейшего развития в рамках профессии; предупреждение негативных последствий профессионализации; использование рекреативных инструментов поддержания психологического и социального здоровья; разработка позитивного жизненного сценария с учетом профессиональных особенностей. Выявлены противоречия в сопровождении процесса личностно-профессиональной адаптации студентов по рассмотренным направлениям. Обоснована необходимость разработки специальной технологии, ориентированной на разрешение выявленных противоречий.

14-20 17
Аннотация

В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, на базе которого открыто региональное отделение Российской Ассоциации Чтения (руководитель местного отделения – доктор социологических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина Н.А. Стефановская), в течение нескольких лет реализуется актуальный проект «Школа читательского самообразования». Занятия в данной школе – необходимость для всех сотрудников вуза: проект удовлетворяет потребности учебной работы студентов, научно-исследовательской и педагогической практики аспирантов и преподавателей, а также интеллектуальные любительские запросы в освоении познавательной и художественной литературы всех желающих совершенствовать навыки чтения. Изложен опыт организации работы с читателями-студентами на кафедре теории и методики дошкольного и начального образования ТГУ им. Г.Р. Державина, раскрыты средства и методы читательской деятельности будущих педагогов, вопросы формирования круга чтения и читательских интересов. Особое внимание уделено исследованию по проблеме развития мотивации детского и подросткового чтения, что является одним из основных умений будущего учителя. Названы источники современного литературного образования студентов и их преподавателей. Выводы связаны с преобразованием учебного чтения в процесс повышения читательской культуры на всех уровнях читательской деятельности.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

21-31 25
Аннотация

Современная тенденция интенсивного развития высшего образования при помощи инновационных подходов систематизации обусловливает необходимость создания системы организационно-педагогических условий для достижения максимального эффекта обучения иностранному языку. Дано авторское определение данной системы в качестве совокупно связанных между собой компонентов, необходимых для формирования навыков письменного академического дискурса. Данная система включает в себя следующие компоненты (условия): а) мотивацию; б) сформированность у студентов и преподавателей лингвокомпьютерной компетенции; в) уровень владения языком у студентов и преподавателей не ниже уровня С1 по Общеевропейским компетенциям владения языком; г) реализацию технологии «Обучение в сотрудничестве»; д) сочетание видов аудиторной и внеаудиторной форм работы. Отмечена общность методических функций различных видов самостоятельной внеаудиторной работы и умений письменного академического дискурса и разработан перечень видов внеаудиторной формы работы и развиваемых с их помощью умений письменного академического дискурса: написание эссе по заданной тематике, составление Curriculum Vitae, написание реферата, написание рецензии на прочитанное произведение, написание текста выступления на научной конференции, написание научной статьи, оформление заявки на участие в научном мероприятии, написание аннотации к научной статье, написание доклада, написание текста к стендовому докладу. Также предложено авторское определение термина «лингвокомпьютерная компетенция», которое трактуется как набор языковых компетенций и навыков владения современными информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для овладения коммуникативными умениями в изучении иностранного языка.

32-42 36
Аннотация

В связи с общей концепцией информатизации общества и образования, как неотъемлемой его составляющей, к знаниям и умениям основных участников образовательного процесса предъявляются новые требования. Положительное влияние развития информационно-коммуникационных технологий на образование отмечено во многих исследованиях и в ряде официальных документов. Проектная деятельность отвечает запросам общества по прагматическому использованию образовательных ресурсов в целях интенсификации образования. Реализация иноязычных интернет-проектов позволяет формировать у студентов грамматические навыки речи. Однако подобного результата можно достичь при учете ряда психолого-педагогических условий. Поставлен вопрос выявления и обоснования психолого-педагогических условий, которые должны учитываться при разработке методической системы и технологии формирования грамматических навыков речи учащихся в процессе реализации иноязычных интернет-проектов. Обозначена актуальность проблемы и обоснован учет следующих психолого-педагогических условий: а) баланс теоретической составляющей и практической значимости; б) мотивация студентов при формировании грамматических навыков; в) владение иностранным языком на уровне Intermediate-Upper-Intermediate; г) сформированная у студентов информационно-коммуникационная компетенция; д) сформированная у преподавателя информационно-коммуникационная компетенция; е) наличие технологии обучения. Автор обосновывает и подробно описывает каждое из выделенных условий. 

43-51 39
Аннотация

Посвящено изучению методов заимствования в китайском языке и степени влияния английского языка на данные методы на примере терминологических единиц из сферы цифровой экономики. Цифровая экономика является одной из активно развивающихся отраслей экономики в мире, чем привлекает внимание большого количества специалистов из разных областей науки. С точки зрения лингвистики, интерес к указанной отрасли вызван следующим вопросом: какие методы заимствования используются для «поглощения» новой лексики в язык в то время, когда общество в самые короткие сроки получает огромное количество информации о новых предметах и явлениях со всего мира? Другими словами: успевает ли язык подобрать соответствующие эквиваленты или адаптировать фонетическую кальку для иностранных лексических единиц? Так, целью данной работы является изучение степени влияния английского языка на методы заимствования в китайском языке. Для достижения цели были поставлены задачи. Во-первых, изучить классификацию методов заимствования отечественных и зарубежных китаеведов. Среди множества научных трудов были отмечены работы таких ученых, как В.И. Горелов, А.Л. Семенас, В.Г. Буров, И.Д. Кленин, В.Ф. Щичко, Гао Минкай, Руйцин Мяо, Куй Чжу, Лю Юнцюань. Во-вторых, подробно рассмотреть и описать графический метод заимствования в китайском языке. Акцент на данный метод заимствования был сделан по причине того, что он подробно рассматривает лексические единицы, состоящие полностью или частично из греческих или латинских букв. В-третьих, проанализировать терминологическую базу китайского языка из сферы цифровой экономики, то есть распределить лексические единицы по группам, соответствующим способам заимствования.

52-60 21
Аннотация

В современном активно глобализирующемся мире, где государствам необходимо устанавливать контакты друг с другом, регулировать взаимоотношения и совместно решать задачи, возрастает необходимость в грамотном ведении диалога между ними. Поскольку большое количество связей между государствами являются военными, существует необходимость в специально обученных военных переводчиках, которые смогут лингвистически обеспечивать диалог с другими странами, не допуская грубых ошибок при выполнении своей деятельности, так как это является недопустимым. Поэтому, в связи с тем, что у Российской Федерации на данном этапе имеются стратегические партнеры среди стран-лузофонов, в данной статье речь будет идти о некоторых особенностях и трудностях перевода текстов военного характера с португальского языка на русский, с которыми может столкнуться военный переводчик в своей повседневной работе. Мы начнем с рассмотрения и раскрытия понятий, с которыми мы будем работать в этой статье. Также будут рассмотрены причины появления и развития португальского военного подъязыка, его характерные особенности. Отдельно будет выполнено терминологическое сравнение португальского военного подъязыка с английским военным подъязыком, подкрепленное наглядными примерами. Во второй части статьи мы перейдем к непосредственному рассмотрению особенностей перевода на русский военный подъязык, будут приведены примеры предложений на португальском языке и их перевод на русский с комментариями. В этой же части будет рассмотрен большой терминологический пласт португальского военного подъязыка – сленгизмы, будут приведены примеры и их переводы с комментариями.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

61-69 27
Аннотация

Отмечено, что формирование и сохранение социального здоровья детей является актуальной проблемой педагогической теории и практики. Тенденции в воспитательных системах, междисциплинарный анализ понятия, возрастной подход позволили рассматривать социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности. Рассмотрены взаимосвязь педагогического и управленческого результата воспитательной деятельности, примеры уровней, критериев и показателей социального здоровья личности ребенка с учетом возраста. Сделан вывод о том, что результативность воспитательной деятельности в направлении формирования социального здоровья личности ребенка является базой для обеспечения социальной безопасности личности и общества, воспитания новой культуры взаимодействия, обеспечивающей успешность детей в разных деятельностных сферах с перспективой их в будущей профессии. Социальное здоровье личности ребенка проявляется в социальных, «мягких» навыках (soft skills) (эмоциональный интеллект, критическое мышление, креативность, стрессоустойчивость и др.). Пилотажное исследование подтвердило гипотезу о том, что повышение результативности воспитательной деятельности связано с интенсивным включением тренингов по развитию социальных навыков ребенка, проведением мониторинга и активных семинаров для воспитателей по освоению инновационных технологий обеспечения социального здоровья личности ребенка.

70-76 32
Аннотация

Обозначены основные проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи в повседневной жизни. Проанализированы исследования в области значимости семьи и семейных ценностей для населения страны. В качестве одного из перспективных направлений повышения качества жизни современного общества отмечено педагогическое программирование. Описаны его методы. За основу для направлений деятельности и наполнения мероприятий с семьями по формированию у них ценностного отношения к родительству взяты основные направления государственной семейной политики Российской Федерации в рамках Десятилетия детства. На основе проведенного исследования были выделены и описаны уровни потребностей в разработке программ по формированию ценностного отношения к родительству, существующих в современном обществе. Выявлены и обозначены группы потребностей в разработке программ по формированию ценностного отношения к родительству. Отмечено, что выделенные группы потребностей, существующие на разных уровнях, взаимосвязаны друг с другом и подкреплены основными направлениями государственной семейной политики Российской Федерации. Сделан вывод, что, учитывая особенности современного общества, создание полноценной семьи, рождение детей и их должное воспитание невозможно без осознания истинных ценностей родительства и значимости этого статуса самими семьями, а также будущими родителями. Формирование у современного населения ценностного отношения к родительству представляется возможным путем привлечения семей и их членов к участию в мероприятиях программ по формированию ценностного отношения к родительству.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

77-87 25
Аннотация

Рассмотрены детерминанты (факторы, средства) становления профессионально-педагогической компетенции у будущих специалистов физической культуры и спорта в вузовском образовательном пространстве. Дана их классификация в зависимости от специфики воздействия на формирование профессионально-педагогической компетентности студентов-спортсменов. Представлены: 1) детерминанты, имеющие непосредственное влияние на студентов в образовательном процессе вуза; 2) факторы, влияющие на будущих специалистов физической культуры и спорта, опосредованно – через взаимодействие с другими субъектами в вузе в процессе учебной и воспитательной деятельности «в зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому); 3) детерминанты, влияющие на будущих специалистов через взаимоотношения в группах по интересам; 4) детерминанты-стимулы (конкуренция в учебной или спортивной деятельности); 5) субъективные детерминанты – гражданская позиция, духовно-нравственные ценности, мотивация увлечения спортом и выбора профессии, ответственность, самооценка, уровень притязания, направленность личности и т. д. Учитывается сила воздействия разных детерминант с учетом индивидуально-психологических и психолого-типологических особенностей студентов: сильно влияющих, со средней силой влияющих, слабое оказывающих воздействие. Раскрыто содержание, специфика и характер влияния на личность будущих специалистов. Представлены психологический механизм их влияния и способы и методы мониторинга становления у них профессионально-педа-гогической направленности.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

88-97 22
Аннотация

Раскрыта сущность и специфика гражданского воспитания молодежи в условиях функционирования культурозащитных и экологических инициатив. Выявлены особенности профильно ориентированной социально-воспитательной работы. Охарактеризованы способы включения молодежи в инновационную проектную деятельность, ориентированную на гражданское воспитание, экологию и защиту культурного наследия. Проектная деятельность позиционирована как особый вид социального творчества, стратегической целью которого является создание хорошо организованной общности инициативных граждан. Дана характеристика деятельности центров молодежных и гражданских инициатив; молодежных банков социальных инициатив и бизнес-инкубаторов. Показана роль некоммерческих организаций в развитии молодежного добровольчества. Проанализированы задачи и перспективы проведения фестивалей и конкурсов гражданских инициатив, ярмарок проектов и квестов. Обобщен опыт деятельности гражданских инициатив молодежи экологической и экокультурной направленности, а также работа виртуальных досуговых общностей по интеграции добровольцев (на примере московского и петербургского сообществ блогеров). Систематизированы данные о наиболее популярных экологических и экокультурных проектах, получивших широкое распространение в России. Проанализированы особенности реализации проектов «Экобег», «Плоггинг», «Том Сойер Фест»; выявлена их градозащитная ориентация, направленность на развитие здорового образа жизни и благотворительность.

98-106 22
Аннотация

Рассмотрены методы организации обучения дизайнеров художественно-проектной деятельности, включающей несколько видов деятельности: художественную, проектную, информационно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую и педагогическую, в условиях модернизации профессионального образования и принятия новых государственных стандартов, позволяющих строить мобильную систему обучения, отвечающую уровню развития современных компьютерных технологий, способов коммуникации и передачи информации. Дана сравнительная характеристика методов, отражающая степень активности и самостоятельности обучающихся, в контексте обучения дизайнеров проектной деятельности в соответствии с основными этапами дизайн-проектирования. В данном исследовании проектная деятельность дизайнера рассматривается по принципу двойного вхождения: как средство и как результат будущей профессиональной деятельности, система методов рассматривается как способ организации учебно-познавательной и проектной деятельности студентов. Сделан акцент на активные и интерактивные методы обучения проектной деятельности дизайнеров: «круглый стол», «мозговой штурм», деловые игры, кейс-метод, в том числе специальные: мастер-класс, творческий просмотр и их выбор в соответствии с этапами дизайн-проектирования, которые позволяют наиболее эффективно проводить индивидуальную и групповую работу над дизайн-проектом. Универсальность предложенных нами ранее подходов к выбору методов обучения и разработанного автоматизированного комплекса позволяет модифицировать существующие базы данных методов в соответствии со спецификой дизайн-проектирования, что делает возможным его использование в системе подготовки дизайнеров.

107-114 16
Аннотация

Исследование посвящено характеристике локальной певческой традиции села Черняное Тамбовского района Тамбовской области, в границах которого ныне находится деревня Нижняя Мазовка – родина народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда М.Н. Мордасовой. Решается проблема реконструкции процесса трансформации культурной традиции под влиянием социальной среды. Обратной стороной исследуемой проблематики является воздействие агентов народной традиции на меняющийся социум. Исследование приводит к выводу о том, что локальная певческая традиция достигает высокого уровня к началу ХХ века и под воздействием процессов модернизации и парадигматического слома общественно-политической системы трансформируется. Самобытность творчества выдающейся народной певицы Марии Мордасовой интерпретируется как результат уникальной певческой природы и личностного эмоционального вхождения в многовековое наследие народного искусства. Уникальность музыкально-эстетического восприятия мира, свойственного выдающимся представителям локальной певческой традиции, объяснено сложными межличностными отношениями, индивидуальным опытом участия в художественной коммуникации. В исследовании используются методы из области философии культуры, социологии музыки, культурологии, педагогической антропологии.

115-122 40
Аннотация

Рассмотрена особая область дидактики – обучения людей зрелого возраста. Выбранная сфера развития умений обучающихся определена как хореографическое искусство. Определены не только особенности хореографии, но и специфика развития двигательной активности у людей зрелого возраста средствами хореографического искусства, выявляя, в том числе, и физиологические ограничения и пути развития физиологии тела данной возрастной категории. Дан подход авторов к самой методике обучения в области хореографического искусства людей зрелого возраста, заключающийся в формировании отношения обучающихся к хореографии как части культуры здорового образа жизни. В рамках разработанной программы дополнительного образования «Старшее поколение» подготовлены методические материалы, фрагмент которых приведен в публикации.

123-129 33
Аннотация

Рассмотрены актуальные проблемы развития научно-теоретических представлений о соревновательной инфраструктуре спортивно-бальных танцев, в настоящее время не обеспеченных достаточным научным осмыслением. Целью является определение оснований деления, применяемых в мировой практике международных организаций по спортивно-бальным танцам для классификации конкурсов, исполнителей, их мастерства и т. д. Интерес к спортивно-бальным танцам, как форме социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, с каждым годом возрастает не только за рубежом, но и в России. Спортивно-бальные танцы в своей структуре имеют две программы: латиноамериканскую (La), в которую входят танцы – ча-ча-ча, румба, самба, джайв, пасодобль, и европейскую (St), танцы – медленный вальс, венский (быстрый) вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот (квикстеп), танго. Танцевально-спортивные клубы охватывают в своей работе все возрастные категории от детей трех лет до людей пенсионного возраста. Танцевальные объединения базируются в учреждениях культуры, культурно-досугового типа, в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях в рамках дополнительного образования или организации культурно-досуговой деятельности. Каждый танцевально-спортивный клуб, как элемент структуры, зарегистрирован в какой-либо российской официальной организации по спортивно-бальным танцам, которая, в свою очередь, является региональной и входит в состав международной организации по спортивно-бальным танцам. Сейчас существуют и активно функционируют четыре: 1) WDSF – World Dancesport Federation Всемирная федерация танцевального спорта – ВДСФ; 2) WDC – World Dance Council – Всемирный Совет по танцу – РТС; 3) IDSU – International Dance Sport Union – Всемирный союз танцевального спорта – ВСТС; 4) IDSCA – International Dance Studios and Clubs Association – Международная Ассоциация клубов, школ и студий танца – МАСКТ. В каждой организации проводятся конкурсы, соревнования, турниры, чемпионаты стран, Европы, Азии, мира и т. д. Для анализа материала применялся сравнительно-типологический метод. Выявлены черты сходства и различия в деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам, данная информация научно исследуется впервые. Определено значение соревновательной и любительской инфраструктуры спортивно-бальных танцев для развития культуры и укрепления здорового образа жизни населения. Также впервые в научный оборот вводится систематизированный материал о деятельности международных организаций по спортивно-бальным танцам.

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

130-136 31
Аннотация

Рассмотрена проблема профильного обучения школьников в классах с экономическим уклоном. Автор обосновывает актуальность данной проблематики, исходя из современных требований к уровню подготовки специалиста экономического профиля, формирования его профессиональных компетенций в различных смежных областях и необходимости ранней профориентации. Целью статьи является рассмотрение вышеуказанной проблемы с позиций формирования профессиональной культуры будущего специалиста на ранних этапах профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. В частности, сделан акцент на необходимости формирования основ информационно-аналитической культуры обучающихся профильных экономических классов. Раскрыто авторское понятие информационно-аналитической культуры, необходимость формирования данного вида культуры у будущих экономистов. Рассмотрены основные области, которые входят в данное проблемное поле. Автор подходит к анализу основ формирования информационно-аналитической культуры с позиций ее роли в сфере общей культуры профессионала (в области экономики) и основных аспектов, которые предопределяют необходимость наличия должного уровня сформированности данного вида культуры для эффективной экономической деятельности. Для достижения результатов использованы методы теоретического анализа, синтез-вычленения структурно-компонентных элементов сложнокомпозиционных явлений, обобщения, описания. Результаты: представлены области (сферы), составляющие основы информационно-аналитической культуры, охарактеризованы их элементы и представлена их краткая характеристика. Авторское исследование обосновывает сущность формирования информационно-аналитической культуры обучающихся профильных экономических классов на примере практико-ориентированных основ ее успешной реализации.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

137-150 29
Аннотация

Предложены новые подходы к фрактальному моделированию процессов освоения зоны южнорусского фронтира. Предложено рассматривать эти процессы на более дробных отрезках времени и на уровне развития отдельных поселений, возникших на фронтирной территории. В оборот вновь введены материалы статистических и справочных изданий первой половины XIX века. Изучение новых материалов позволило сформировать новые индикаторы модели: соотношение земледелия и скотоводства в отдельных уездах; степень соответствия хлебных цен в городах зоны фронтира ценам в метрополии. В результате уточнено ранее сформулированное положение о том, что к середине XIX века все уезды юга Центральной России вошли в состав старомосковской метрополии. При этом уточнено, что на временных «отсечках» 1820 и 1840 гг. оставались единичные уезды, не полностью освоенные в экономическом и социальном отношениях. Намечены первые подходы к моделированию процессов освоения зоны фронтира на поселенном уровне по таким показателям, как период основания, социальный состав первых поселенцев, места выселения, изменения социального состава населения отдельных поселений в период освоения территории фронтира.

151-159 33
Аннотация

Рассмотрена специфика колонизации Юго-Востока Европейской России в середине XVII – начале XVIII века. На основе изучения совокупности источников показано взаимодействие государства и различных групп российского общества в этом процессе. Исходным является положение, что по своим базовым характеристикам освоение юго-восточных и южных рубежей страны являлось единым процессом, но имело для отдельных регионов свою специфику. Особенностями Юго-Востока являлись: сложный этноконфессиональный состав коренного населения, наличие у части жителей исторической памяти о былой государственности, а также ряд других факторов. Сделан вывод, что использование традиционных в отечественной историографии методов теории колонизации недостаточно для изучения данной проблематики. Необходимо применение новых подходов и, в частности, теории фронтира, адаптированной для российской действительности рассматриваемого периода.

160-168 22
Аннотация

Исследование процесса расширения государственной территории и формирования государственных границ является актуальной проблемой исторической науки. Поставлена цель: показать, как шел этот процесс на территории юго-востока России в XVII–XVIII веках. В условиях регионализации отечественной исторической науки важным методологическим инструментом является теория фронтира. Она позволяет применить к исследованию юго-восточного фронтира России теоретические и конкретно-исторические разработки ученых, полученных в результате изучения других пограничных территорий, в частности, южного и поволжского фронтира. Основные результаты данной работы заключаются в том, что в ней дано определение юго-восточного фронтира и установлены его географические параметры, охватывающие в основном территорию Башкирии, оказавшейся в составе России с середины XVI века. Обоснована роль городов-крепостей и укрепленных линий в формировании юго-восточной фронтирной зоны. Показан процесс формирования государственных границ в этом регионе. Сделан вывод о том, что, независимо от мотивов сооружения, города-крепости становились политическим инструментом закрепления новых земель в составе Российского государства, способствовали постепенному превращению фронтирной территории во внутреннюю область (уезд, губернию).

169-177 21
Аннотация

Рассмотрено подчинение городов и уездов южного пограничья (Черноземья) московским приказам. Определено, что главным приказом для Черноземья являлся Разрядный приказ, сосредоточивший в своих руках военное, административное, финансовое и судебное управление Югом. Специфические задачи на юге России решали другие приказы: Посольский, Поместный, Стрелецкий, Разбойный и др. В ведении Посольского приказа находились донские казаки, которые снабжались хлебом с территории Черноземья. Поместный приказ наделял землями служилых людей, вел учет поместий и вотчин. Стрелецкий приказ руководил стрельцами и городскими казаками. Разбойный приказ организовывал борьбу с уголовными преступлениями. На протяжении XVII столетия компетенция Разрядного приказа в отношении городов Черноземья расширялась. По документам прослеживается стремление руководителей приказов расширить компетенцию своего ведомства.

178-186 22
Аннотация

Рассмотрены особенности записи крестьян в служилые люди в конце XVI века в условиях отмены норм Юрьева дня. В рассматриваемый период времени на южной окраине России возводились новые крепости. Их население было представлено служилыми людьми разных социальных групп, главным образом, городовыми казаками и стрельцами. Правительство разрешало брать на службу крестьян, которые были готовы поменять свой социальный статус. Показаны специальные правила записи крестьян в служилые люди, а также рассмотрены особенности организации их службы первое время в гарнизоне крепости.

187-194 23
Аннотация

Предложен системный подход к изучению принципов формирования гарнизонов южнорусских уездов, расположенных вдоль Белгородской и Тамбовской черт. Рассмотрена государственная политика по привлечению различных категорий населения для записи в воинские люди, включая разные социальные группы: крестьян, родственников служилых людей, посадских людей. Особое внимание уделено привлечению в новые уезды переселенцев с Дона и Украины. Отмечены экономические и социальные меры по привлечению переселенцев. На основании новых документов прослеживается политика русского правительства по насильственному переселению на южную границу ссыльных, которые в середине XVII века значительно усилили ряд местных гарнизонов. Подчеркнута преобладающая роль правительственной колонизации южных окраин в XVII веке.

195-200 22
Аннотация

Проанализированы данные о чинах служилых людей в городах и уездах южного фронтира России в 1676/77 г. Выявлены 39 городов с уездами и без уездов, которые можно, бесспорно, отнести к южному фронтиру. Поставлена проблема определения северной границы южнорусского фронтира во 2-й половине XVII века. Выявлены тринадцать чинов служилых людей городовой службы. Рассмотрено распределение тринадцати чинов по 39-ти городам. На основании полученных данных произведены подсчеты количества чинов в каждом городе/уезде. Кроме того, выявлена распространенность каждого чина в городах и уездах южнорусского фронтира.

201-208 19
Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена возросшим в последнее время интересом к политическим, социально-экономическим и демографическим процессам, происходившим в приграничных регионах Юга России в XVII веке, к которым относился и Воронежский край. Его территория была вовлечена в широкомасштабные демографические процессы, происходило заселение и освоение земель края. В конце 1630-х гг. в Воронежском крае правительством были размещены черкасы, ставшие впоследствии частью служилого населения. На основе источников изучена динамика изменения численности черкасского контингента края в 1630–1680-е гг., выявлено, что их количество на протяжении этого периода претерпевало существенные изменения. Рассмотрены основные факторы, которые могли оказывать влияние на количество черкас в крае, одним из которых, например, могло быть переселение черкас в соседние регионы. Также динамика изменения численности черкас в Воронежском крае в 1630–1680-е гг., представленная в данном исследовании, с одной стороны, систематизирует данные источников и литературы, которые касаются этого аспекта; с другой стороны, может быть в дальнейшем использована исследователями для сопоставления с другими категориями служилого населения края, а также для изучения демографии в этот период.

209-219 36
Аннотация

Рассмотрен процесс расширения государственной территории России в южном направлении, происходивший в XVI–XVII веках. Проанализирован процесс формирования сети православных храмов и монастырей в зоне фронтира – на южной окраине России. Сделана попытка определить роль государства в этом процессе. Сделан вывод о том, что государство обеспечивало строительство необходимого количества храмов и монастырей, а также выделяло средства на обеспечение их деятельности в дальнейшем.

220-224 29
Аннотация

Рассмотрена территория Поценья конца XIV – начала XVII века с точки зрения фронтирной теории. Сделан вывод, что о Поценье первой четверти XVII века можно говорить как о внутреннем фронтире, то есть как о сложившейся контактной зоне, где постоянные русские поселения вкрапляются в места проживания местного автохтонного населения. На основе анализа источников определен этнический состав населения Поценья. Поднята проблема взаимодействия различных этнических групп на пограничной территории. Рассмотрено постепенное формирование в рамках внутреннего фронтира Поценья на рубеже XVI–XVII веков локального межкультурного общества.

225-231 9
Аннотация

Со второй половины XIX века был создан новый комитет по подготовке к преобразованиям духовно-учебных заведений. Новый комитет при разработке устава учитывал предложения специального Комитета по подготовке «Проекта устава 1862 года». В новый устав вошло определение учебно-воспитательного заведения и оценка получаемого в нем образования: общая, специальная. Определялись дисциплины и количество часов, согласование предметов с богословскими уроками. Проблемным вопросом Тамбовской духовной семинарии в тот период являлось большое количество казеннокоштных учеников и постоянный рост епархиальных средств на содержание семинарии, решением которых занялся вновь созданный временный комитет по улучшению быта семинарии. Год 1860 в Тамбовской духовной семинарии стал переходным, с которого и началась постепенная подготовка к изменениям в образовательном и воспитательном процессе духовной семинарии, включающим поиск дополнительных средств для хозяйственных нужд, введение новых и отмена некоторых предметов, а также разработка программ по тем предметам, которые оставались в семинарском курсе. Участие семинарской педагогической корпорации в подготовке нового устава вдохновляло педагогов и содействовало тому, что они уже в первой половине 1860-х гг. стремились обновить многие стороны жизни Тамбовской семинарии.

232-242 39
Аннотация

Исследование посвящено проблеме изучения купеческого землевладения и землепользования в Тамбовской губернии в XIX веке. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью восполнения источниковедческого и историографического пробела в изучении российского варианта социально-экономической предпринимательской деятельности в аграрном секторе в дореформенный период. Результаты исследования перспективны для решения задач, которые стоят перед сельским хозяйством нашего региона на современном этапе. В настоящее время в качестве одного из приоритетов социального и экономического развития Тамбовской области является повышение конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса, качественное развитие сельских территорий. Научная новизна работы связана с рассмотрением купеческих хозяйств через анализ формирования инновационных форм рационализма и предприимчивости в сельском хозяйстве на микроуровне. Изучение условий деятельности купечества позволяет полнее раскрыть ранее неизвестные аспекты социальной модернизации, охарактеризовать специфику реализации предпринимательской функции в аграрном секторе, оценить динамику развития новых форм хозяйства в нашем регионе в предреформенный период. Деятельность предпринимателей в сельскохозяйственном бизнесе, их роль в процессе модернизации аграрного общества в России до сих пор остается нераскрытой в конкретно-исторических проявлениях. Вопросы развития частновладельческих купеческих хозяйств в Тамбовской губернии еще не становились предметом серьезного научного анализа.

243-249 12
Аннотация

Актуальность исследования обусловливается необходимостью восполнения историографического пробела в изучении истории садов и парков тамбовских имений. Рассмотрена проблема организации садово-парковых зон владений тамбовских помещиков в пореформенный период. Показаны изменения региональных особенностей ландшафта, композиции, структуры и элементов паркового устройства. Изучены основные причины упадка паркотворчества после 1861 г., особенность этого процесса и глубина. В рамках рассмотрения истоков оскудения зеленых зон тамбовских имений показано влияние экономического кризиса на положение тамбовского помещика. Выявлено, что владельцам требовалось время на хозяйственную адаптацию имений, не хватало средств для налаживания доходных экономий и становления новой системы администрирования собственностью. Применительно к истории тамбовских поместий был выявлен ряд новых направлений паркового искусства (промысловые сады), проанализирован процесс постепенной трансформации регулярного и пейзажного стиля в планировке зеленых зон. Данный материал позволил показать, что благодаря творческой преемственности и накоплению ценнейших практических навыков помещикам дореформенного времени во многом удалось преодолеть разрыв двух эпох, открыть новую страницу в развитии российского паркостроения. С рассмотрением конкретных изменений парковых зон имений Тамбовской губернии был проанализирован материал по владениям Чичериных, Воронцовых-Дашковых, Лодыгиных, Петрово-Солово-вых, Орловых-Давыдовых. Особенностью садов и парков указанных помещиков являлся симбиоз местной флоры и адаптированных к местным условиям нехарактерных для тамбовской природы образцов. Стремление повысить привлекательность своих парков заставляло владельцев искать новые растения для создания оригинальных экстерьеров. Отдельным аспектом исследования является характеристика промыслового садоводства в тамбовских имениях, специфика лесоводства в крупных экономиях края. 

250-259 25
Аннотация

На основании новых, ранее не вводившихся в научный оборот, архивных источников освещаются неизвестные обстоятельства передачи титула и фамилии графов Перовских М.М. Петрово-Соловово – государственному деятелю, представителю древней аристократической фамилии, владевшему имением в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В различных краеведческих интерпретациях, современных периодических изданиях, так или иначе транслирующих исторический нарратив о последнем владельце Карай-Салтыковской усадьбы, обычно встречается большое разнообразие версий того, как М.М. Петрово-Соловово стал графом Перовским (в основном упоминается унаследование титула от матери). Целью данного исследования является подробная реконструкция передачи титулованной фамилии Перовских в соответствии с законодательством Российской империи начала ХХ века. Методологически исследование построено на источниковедческой критике документов и анализе законодательства о дворянских фамилиях с опорой на данные генеалогических исследований разных лет, особое внимание уделено историческому контексту анализируемых событий. Доказано, что инициатива передачи происходила от тетки М.М. Петрово-Соловово – фрейлины императрицы, графини В.Б. Перовской, которая, предварительно заручившись разрешением императора, смогла начать формальный процесс передачи, хотя по законодательству как лицо женского пола не имела таких прав. Статья вносит новые сведения как в российскую генеалогическую историографию в целом, так и в историю рода Петрово-Соловово и тамбовское краеведение в частности. 

260-271 43
Аннотация

Специально и комплексно изучено положение детей-сирот и трансформация собственно системы социальной защиты в годы Гражданской войны и высшей ее фазы – «антоновщины» в Тамбовской губернии сквозь призму детской повседневности и политики советской власти. На основе привлечения широкого комплекса первичных материалов, прежде всего, архивных документов, были репрезентативно и специально исследованы различные малоизвестные аспекты заявленной научной проблемы. Обобщены практики выживания детей в невероятно кровавых и ожесточенных столкновениях повстанцев и частей Красной армии в условиях одного региона – Тамбовской губернии. Выявлены условия размещения детей в концентрационных лагерях, а также попытки властей регламентировать их положение, стабилизировать заболеваемость детей и катастрофическую детскую смертность. Приведены конкретные данные по особенностям призрения детей-сирот в условиях Гражданской войны, «антоновщины», новой экономической политики на региональном и уездном уровне, что позволяет оценить не только социальную политику советской власти, но и выживаемость детского социума в рассматриваемый хронологический период. Уточнены последствия взятия членов семей повстанцев (жителей региона, примкнувших к А.С. Антонову) в заложники и использование детей в качестве привлекательного механизма борьбы с «бандитизмом». Специально рассмотрено влияние «партийно-классовой» селекции детей при приеме их в детские дома, а также учета их социального происхождения, положения родителей. Выявлены основные результаты воздействия новой экономической политики (нэпа) на социальную защиту детей и свертывание сложившихся практики призрения детей-сирот в условиях фактического прекращения финансирования многих детских учреждений. Сделаны выводы об историческом опыте, традициях и особенностях выживания детей, в том числе детей-сирот на региональном уровне (губернском и уездном) в условиях голодовок 1920-х гг. ХХ века, что позволило успешно реконструировать реальное положение населения Тамбовской губернии в постреволюционный период. Даны характеристики политики местных властей, взаимодействия столицы и регионов в условиях почти непрекращающихся катаклизмов и социальных катастроф первых лет советской власти. 

272-282 20
Аннотация

Рассмотрены историографические традиции как отечественной, так и зарубежной историографии по изучению истории детства, детской повседневности, истории материнства и детства, социального попечения и призрения «детей беды» как на столичном, так и на провинциальном уровне в первой трети ХХ века. На основе анализа методологических подходов и исследовательских практик удалось выявить наиболее успешные, комплексные и результативные, в том числе рассмотрены различные малоизученные аспекты заявленной научной проблемы. Выявлены региональные особенности изучения системы социальной защиты, значительно отличающиеся от работ столичных историков. Уточнены подходы и интерпретация при изучении роли и места социального государства в Российской империи и политики советской власти в отношении детей-сирот. Выявлены основные постановочные вопросы перспектив историографического изучения широкого спектра проблем истории детства. Сделаны выводы о результатах изучения системы социальной защиты и призрения детей-сирот как в дореволюционной, так и в Советской России. Обращено внимание на важность учета региональной специфики и конкретно-исторических проявлений социальной политики при проведении изучения благотворительной поддержки и частной общественной инициативы рассматриваемого периода. Выявлены стереотипные подходы и оценки в отношении развития системы социального призрения и попечения о «детях беды» в царской и Советской России.

283-291 27
Аннотация

Цель исследования – изучить развитие пассажирского и грузового автотранспорта, от эффективности работы которого зависит обеспечение непрерывного функционирования больших и малых промышленных предприятий, а также городской торговой сети и сферы услуг населению. Проблема проанализирована на базе архивных источников, почерпнутых из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО) и Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), которые впервые вводятся в научный оборот, а также материалах монографии и диссертационных исследований авторов как регионального, так и российского уровня. Были выявлены тенденции развития пассажирского и грузового автотранспорта, его проблемы и достижения. Рассмотрены меры, принимаемые местными партийными органами для повышения эффективности функционирования автотранспорта в период двенадцатой пятилетки, тенденции развития городского транспорта, а также его проблемы и достижения. Сделан вывод, что пассажирский транспорт является важным связующим звеном системы городского хозяйства, без которого существование города, как единого целого, не представлялось бы возможным, а его пик развития приходится именно в рассматриваемые годы (1986–1990 гг.), когда в городе осуществлялось интенсивное строительство и промышленных объектов, и жилья. Интенсивное развитие городского транспорта также было связано, прежде всего, с трудом рационализаторов, разрабатывавших новые проекты внедрения инновационных технологий, которые дали возможность увеличить эффективность труда. 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

292-298 22
Аннотация

Рассмотрена деятельность Б.П. Мансурова по организации русского паломничества в Святую землю. Описана подготовка, ход и результаты поездки Б.П. Мансурова по православному Востоку (1857 г.), во многом предопределившей характер российского присутствия в Палестине. В рамках данной поездки рассмотрены причины создания акционерной компании «Русское общество пароходства и торговли». Выявлено, что созданная как попытка сохранения присутствия России на Черноморском побережье компания поставила задачу содействовать перемещению русских паломников в Палестину и на Афон. Таким шагом русское правительство предполагало усилить гуманитарное влияние России в регионе. Обращается внимание на служебные инструкции Б.П. Мансурова в путешествии по Востоку, значение его работы для издания «Путеводителя православному поклоннику ко святым местам», а также рассмотрены собственные взгляды Б.П. Мансурова на проблему русского православного паломничества в Палестине. Показано, что программа Б.П. Мансурова предусматривала увеличение интенсивности пароходного сообщения с Палестиной, приобретение земель и строительство паломнических приютов, возведение храмов для совершения русского богослужения. Вопросы развития православного паломничества должны курироваться через российские консульства, действующие на Ближнем Востоке, в том числе в самом Иерусалиме. Рассмотрение результатов путешествия 1857 г. позволило сделать выводы о значительной роли Б.П. Мансурова в истории русского присутствия на Святой земле.

299-304 20
Аннотация

Рассмотрены проблемы развития мелкой земельной собственности на территории Восточной Галиции во второй половине XIX – начале XX века. Показана динамика имущественного расслоения крестьянского населения, причины дробления хозяйств. Охарактеризовано развитие сельской буржуазии и сельского пролетариата, показан рост количества малоземельных и безземельных крестьянских хозяйств среди русино-украинского населения. Показано изменение социально-экономического положения крестьян, дана динамика выступлений, связанных с проблемами раздела земли между помещиками и крестьянами после отмены крепостного права. С целью защиты своих земель крестьяне прибегали к выступлениям, включавших, прежде всего, такие формы борьбы, как срыв работ (выполняемых на изъятой территории лесорубами, пастухами, пахарями и т. п.). Сделан вывод, что в Галиции подавляющее большинство крестьянских семей не могло прокормить себя со своего участка, а потому огромное количество бедняцких малообеспеченных и безземельных крестьян вынуждено было покидать свой родной край, ища заработка преимущественно в странах Нового Света и Пруссии. Охарактеризовано неравное налогообложение крестьянских и помещичьих хозяйств. Кадастр земли осуществлялся так, что вполне одинаковые земли крестьян и помещиков относили к разным категориям, всегда считая крестьянские земли лучше помещичьих.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)