Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Детерминанты становления профессионально-педагогической компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта в условиях вузовского образования

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-77-87

Аннотация

Рассмотрены детерминанты (факторы, средства) становления профессионально-педагогической компетенции у будущих специалистов физической культуры и спорта в вузовском образовательном пространстве. Дана их классификация в зависимости от специфики воздействия на формирование профессионально-педагогической компетентности студентов-спортсменов. Представлены: 1) детерминанты, имеющие непосредственное влияние на студентов в образовательном процессе вуза; 2) факторы, влияющие на будущих специалистов физической культуры и спорта, опосредованно – через взаимодействие с другими субъектами в вузе в процессе учебной и воспитательной деятельности «в зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому); 3) детерминанты, влияющие на будущих специалистов через взаимоотношения в группах по интересам; 4) детерминанты-стимулы (конкуренция в учебной или спортивной деятельности); 5) субъективные детерминанты – гражданская позиция, духовно-нравственные ценности, мотивация увлечения спортом и выбора профессии, ответственность, самооценка, уровень притязания, направленность личности и т. д. Учитывается сила воздействия разных детерминант с учетом индивидуально-психологических и психолого-типологических особенностей студентов: сильно влияющих, со средней силой влияющих, слабое оказывающих воздействие. Раскрыто содержание, специфика и характер влияния на личность будущих специалистов. Представлены психологический механизм их влияния и способы и методы мониторинга становления у них профессионально-педа-гогической направленности.

Об авторах

М. И. Старов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Старов Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социальной и возрастной психологии

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Э. М. Османов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Османов Эседулла Маллаалиевич, доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского института

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: в 2 ч. / отв. ред. М.Я. Виленский. М., 2003. Ч. 2. 352 с.

2. Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 10-летию Междунар. академии наук непрерывного педагогического образования: в 2 ч. / отв. ред. Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский. М.: МПГУ; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1981. 584 с.

3. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры. СПб., 1997.

4. Артамонова Е.И. Общекультурная компетенция педагога // Педагогическое образование: вызовы 21 века: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 3-10.

5. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1999. 42 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

7. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Москва; Петроград, 1923. 302 с.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.

9. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.

10. Старов М.И. Психология отношений. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 156 с.

11. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 18-29.

12. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективной учебной деятельности студентов вуза. М., 1984. 525 с.

13. Старов М.И., Барановский М.С. Ответственное отношение студентов как мотивационно-личностный потенциал их профессионально-познавательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 11 (139). С. 27-34.

14. Мищенко В.А., Овсянникова О.С. Проблемы формирования профессиональной устойчивости студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях обучения в вузе // Педагогическое образование: вызовы 21 века: сб. науч. ст. Междунар. науч.-пед. конф. М., 2015. С. 98-102.


Рецензия

Для цитирования:


Старов М.И., Османов Э.М. Детерминанты становления профессионально-педагогической компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта в условиях вузовского образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(182):77-87. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-77-87

For citation:


Starov M.I., Osmanov E.M. Determinants of development of professional and pedagogical competence of the future specialist of physical education and sports in conditions of university education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(182):77-87. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-77-87

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)