Гражданское воспитание молодежи средствами экологических и культурозащитных инициатив
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-88-97
Аннотация
Раскрыта сущность и специфика гражданского воспитания молодежи в условиях функционирования культурозащитных и экологических инициатив. Выявлены особенности профильно ориентированной социально-воспитательной работы. Охарактеризованы способы включения молодежи в инновационную проектную деятельность, ориентированную на гражданское воспитание, экологию и защиту культурного наследия. Проектная деятельность позиционирована как особый вид социального творчества, стратегической целью которого является создание хорошо организованной общности инициативных граждан. Дана характеристика деятельности центров молодежных и гражданских инициатив; молодежных банков социальных инициатив и бизнес-инкубаторов. Показана роль некоммерческих организаций в развитии молодежного добровольчества. Проанализированы задачи и перспективы проведения фестивалей и конкурсов гражданских инициатив, ярмарок проектов и квестов. Обобщен опыт деятельности гражданских инициатив молодежи экологической и экокультурной направленности, а также работа виртуальных досуговых общностей по интеграции добровольцев (на примере московского и петербургского сообществ блогеров). Систематизированы данные о наиболее популярных экологических и экокультурных проектах, получивших широкое распространение в России. Проанализированы особенности реализации проектов «Экобег», «Плоггинг», «Том Сойер Фест»; выявлена их градозащитная ориентация, направленность на развитие здорового образа жизни и благотворительность.
Об авторах
М. И. ДолженковаРоссия
Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры культуроведения и социокультурных проектов
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
О. Г. Прохорова
Россия
Прохорова Оксана Германовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью
127051, г. Москва, ул. Сретенка, 29
Список литературы
1. Бочаров О.Е. Поддержка молодежных инициатив как фактор формирования гражданской позиции студентов // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 1 (58). С. 80-86.
2. Андреева Л.М. Социально-педагогические условия поддержки молодежных инициатив в регионе: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2007. 170 с.
3. Глебова Л.Н. Волонтерство как форма социального партнерства в малых городах России // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. Арзамас, 2017. С. 150-152.
4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: теоретико-ме-тодологический аспект. Минск, 1986. 203 с.
5. Апажихова Н.В., Долженкова М.И. Социокультурное проектирование как одно из ведущих направлений в сфере дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. № 4 (168). С. 30-36. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-30-36
6. Михайлова В.Е. Социальные технологии как ресурс развития гражданских инициатив молодежи // Символ науки. 2016. № 10-2. С. 153-155.
7. Оленина Г.В., Десятов В.И. Проектирование гражданских инициатив учащейся молодежи: региональный опыт управления и коммуникационного сопровождения // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова. 2006. № 1. С. 106-109.
8. Верещак Ю.В. Мир экологического волонтерства. М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. 90 с.
9. Лампова К. Как это устроено: фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» // Большая деревня: сайт о Самаре, в которой интересно жить. 2018. 14 мая. URL: https://bigvill.ru/ city/56008-kak-eto-ustroeno-festival-vosstanovleniya-istoricheskoj-sredy-tom-sojer-fest/ (дата обращения: 15.07.2019).
10. Цаликова Т. Школа волонтеров // Охраняется государством. 2019. № 1. С. 40-44.
Рецензия
Для цитирования:
Долженкова М.И., Прохорова О.Г. Гражданское воспитание молодежи средствами экологических и культурозащитных инициатив. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(182):88-97. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-88-97
For citation:
Dolzhenkova M.I., Prokhorova O.G. Civic education of youth by means of environmental and cultural protective initiatives. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(182):88-97. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-88-97