Модель практической подготовки в вузе будущих профессионалов социальной сферы
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74
Аннотация
Обоснована концептуальная разработка модели практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе. Отмечено, что ядром социальной сферы
является социальная работа как активный инструмент социальной политики государства в
работе с различными категориями населения. В ходе исследования разработана авторская
блочно-структурная модель практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе, включающая блоки: результативно-целеполагающий, концептуальный,
программно-технологический, оценочно-рефлексивный. Результативно-целеполагающий
блок связан с показателями компетентности, определенными основными индикаторами
профессиональных знаний, умений и навыков, требованиями к профессионалам по решению социальных проблем и целями теоретического и практического обучения будущих
специалистов социальной сферы, согласно профессиональных стандартов. Концептуальный
блок модели включает исследовательские подходы (компетентностный, андрогогический,
социокультурный) и соответствующие им принципы. Программно-технологический блок
содержит программы организации прохождения и тренинговой работы со студентами и
представителями социальных организаций – баз учебной, научно-исследовательской и производственных практик, программу мониторинга студенческой практики и индивидуального сопровождения. Оценочно-рефлексивный блок модели предполагает осознание того, как
студенты достигают своих учебных целей в практической подготовке, имеет первостепенное значение, это важно для понимания своей профессиональной роли в практике социальной работы. Практическая подготовка в вузе – неотъемлемая часть учебной программы социального образования, учитывает сущность помогающих профессий и специфику социальной сферы. Результаты интервьюирования, включенного наблюдения показывают взаимосвязь изменений в программах практической подготовки и положительной динамики качества практического обучения студентов, повышения параметров личностной, социальной
и технологической компетенций у студентов направления «Социальная работа».
Об авторе
И. А. АкопянцРоссия
Акопянц Игорь Ашотович, аспирант, кафедра социальной работы
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Технологии формирования социальной инициативности студенческой молодежи // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю.П. Платонова. СПб.: С.-Пб. гос. ин-т психологии и соц. работы, 2016. С. 418-420.
2. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социально-проектная деятельность в подготовке бакалавров дошкольного образования: развивающий потенциал и технологии реализации // Добровольческие инициативы в социальной сфере: сб. ст. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.Г. Деревягиной. Тамбов, 2019. С. 27-31.
3. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / под ред. И.А. Зимней. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 112 с.
4. Doel M., Shardlow S.M., Johnson P.G. Contemporary Field Social Work: Integrating Field and Classroom Experience. Thousand Oaks: Sage, 2011.
5. Bogo M. Achieving Competence in Social Work Through Field Education. Toronto: University of Toronto Press, 2010.
6. Reamer F. Essential ethics education in social work field instruction: A blueprint for field educators // Field Educator. 2012. № 2 (2).
7. Савинова А.Е. Формирование компетенций студентов в рамках компетентностного подхода в современной системе образования // МНКО. 2020. № 6 (85). С. 408-410.
8. Асташова Е.А., Погребцова Е.А. Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № S3.
9. Бобренко И.А., Гришина Е.С. Организационные основы практики студентов: опыт, проблемы и перспективы развития // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № S1.
10. Салазкина Л.П. Опыт и перспективы организации производственной практики студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 30. C. 207-211.
11. Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В., Паршукова С.С. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № S3.
12. Noble C. Researching field practice in social work education: Integration of theory and practice through the use of narratives // Journal of Social Work. 2001. № 1 (3). P. 347-360.
13. Lager P.B., Cooke Robbins V. Field education: Exploring the future, expanding the vision // Journal of Social Work Education. 2004. № 40 (1). P. 3-12.
14. Regehr C., Regehr G., Leeson J., Fusko L. Setting priorities for learning in the field practicum: A comparative study of students and field instructors // Journal of Social Work Education. 2002. № 38 (1). P. 55-65.
15. Hager P. Current theories of workplace learning: A critical assessment // International handbook of educational policy / еds. N. Bascia, A. Cumming, A. Datnow, K. Leithwood, D. Livingstone. Dordrecht: Springer, 2005.
16. Gitterman A. Interactive andragogy: Principles, methods, and skills // Journal of Teaching in Social Work. 2004. № 24 (3/4). P. 95-112.
17. Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
18. Rogoff B. Apprenticeship in Thinking: Cognitive Development in Social Context. N. Y.: Oxford University Press, 1990.
19. Guile D., Griffiths T. Learning through work experience // Journal of Education and Work. 2001. № 14 (1). P. 113-131.
20. Knight C. The process of field instruction: BSW and MSW students’ views of effective field supervision // Journal of Social Work Education. 2001. Vol. 37. № 3. P. 357-379.
21. Maidment J. Problems experienced by students on field placement: using research findings to inform curriculum design and content // Australian Social Work. 2003. Vol. 56. № 1. P. 50-60.
Рецензия
Для цитирования:
Акопянц И.А. Модель практической подготовки в вузе будущих профессионалов социальной сферы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(191):66-74. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74
For citation:
Akopyanc I.A. Model of practical training in the university for future social sphere professionals. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(191):66-74. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74