ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Проанализирован отечественный опыт подготовки студентов и аспирантов наукоемких технологий на примере ведущих университетов наукоградов России: Бийский технологический институт (филиал Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова) (г. Бийск), Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Обнинск), Пущинский государственный естественно-научный институт (г. Пущино). Рассмотрены образовательные программы, основные направления исследовательской деятельности, взаимодействие с предприятиями, НИИ, НПЦ, технологии взаимодействия. В результате выявлены концептуальные подходы успешного развития ведущих университетов наукоградов России: поддержка новых компаний («стартапов»), учредителями которых обычно выступают предприятия, исследовательские институты или университеты; поощрение предпринимательской самостоятельности студентов и сотрудников высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; объединение в инновационные кластеры крупных и малых технологических компаний; проведение студенческих стажировок и выполнение научно-исследовательских работ в лабораториях наукоградов; помощь государственных, региональных, местных властей, грантовая помощь.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Критическое мышление выступает особым видом мыслительной деятельности, направленной на интерпретацию окружающего мира и оценку ожидаемых результатов. В данной работе рассмотрены вопросы развития критического мышления студентов языкового вуза в процессе обучения аудированию на английском языке, проведен анализ терминологии по изучаемой тематике, разработана и описана трехэтапная модель развития критического мышления студентов языкового вуза через аудирование. Иностранный язык обладает огромным образовательным потенциалом для развития личности студента, и развитие критического мышления наиболее активно производится при иноязычной коммуникации. Считается, что у студентов формируется новая картина мира, приближенная к носителям иностранного языка. Таким образом, критическое мышление позволяет рассматривать с разных сторон предметы, явления и процессы, находить нестандартные решения, осмысливать знакомую информацию по-другому. В работе дано авторское определение понятия «критическое мышление». В основе предлагаемого алгоритма лежит технология развития критического мышления, которая использована в синтезе с моделью обучения аудированию. Поскольку технология развития критического мышления у студентов языкового вуза представлена тремя этапами: вызовом, осмыслением содержания и рефлексией, она с легкостью проецируется на упомянутую выше модель трехфазного обучения аудированию, которое является обязательным для студентов языкового вуза. Представленные в работе типовые задания по развитию критического мышления через аудирование образуют систему упражнений, направленных на достижение определенного результата на каждом этапе обучения.
В связи с использованием коммуникативного метода в обучении иностранному языку формирование коллокационной компетенции приобретает особую актуальность. На основе анализа работ исследователей по теме было выявлено, что одной из проблем формирования коллокационной компетенции является неследование принципу сознательности обучения. Суть данного принципа заключается в том, что предоставление всей теоретической информации должно предшествовать практике иностранного языка. Начальным уровнем сознательности выделено общее восприятие. Отмечено, что восприятие языкового материала носителем языка и обучающимся различается. Слабые связи между элементами ментального лексикона обучающегося объясняют, почему обучающиеся «смешивают» коллокации. Следующим уровнем сознательности предложено обнаружение. Проведенный анализ научной литературы показал, что обнаружение является важной составляющей успешного изучения иностранного языка. Выделены условия, которые влияют на операции обнаружения. Конечным уровнем сознательности определено понимание. Следующим логическим шагом формирования коллокационной компетенции, следуя принципу сознательности, является использование коммуникативных и псевдокоммуникативных заданий для закрепления осознанного теоретического материала.
Исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования переводческой компетенции у студентов экономического направления подготовки. Предметом исследования явилась переводческая компетентность экономиста. Обоснована необходимость формирования данной компетенции при обучении в вузе, поскольку владение навыками перевода является одним из ключевых требований для успешной профессиональной деятельности современного специалиста в области международной экономики. Показано, что наиболее востребованные виды перевода, которыми должен владеть экономист – это письменный перевод и перевод с листа. Проведен анализ теоретических основ формирования переводческой компетенции у студентов-экономистов при обучении иностранному языку, а также рассмотрены способы, формы и методы практической реализации значимых дидактических постулатов на площадке Одинцовского филиала МГИМО МИД России. Обосновано следование таким традиционным дидактическим принципам, как научность, сознательность, систематичность, доступность и наглядность, при этом учтена необходимость развития навыков и умений, необходимых как для переводчика, так и для экономиста. Проанализирована методическая и преподавательская работа по следующим направлениям, учитывающим объективные требования и вызовы времени: подбор и организация дидактических материалов; работа со студентами в аудитории и за ее пределами; методическая и организационная поддержка преподавателей. Сделан вывод о том, что наиболее важным является соответствие содержания курса перевода содержанию курса иностранного языка специальности, акцент на изучении специализированной терминологии и формировании умения проводить информационно-справочный и терминологический поиск на иностранном и родном языках. Особое внимание должно уделяться активизации работы обучающихся, повышению их мотивации и внутренней готовности к осуществлению профессионально ориентированного перевода.
Преподавание иностранного языка для профессионального общения в аграрном вузе осуществляется на основе одного из двух подходов: а) иностранный язык для специальных целей и б) предметно-языковое интегрированное обучение. Целью обучения иностранному языку в рамках иностранного языка для специальных целей выступает овладение студентами профессиональной лексикой и обучение переводу текстов профессиональной направленности. Предметно-языковое интегрированное обучение ставит своей целью: а) формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения и б) обучение профильной дисциплине на иностранном языке. В зависимости от выбора методического подхода к обучению будет изменяться содержание и методы обучения, требования к учебным материалам и компетентности преподавателя иностранного языка. На основе анализа и обобщения опыта Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I рассмотрены основные проблемы, связанные с преподаванием иностранного языка для профессиональных целей в аграрном вузе. Таких проблем выделено четыре: 1) разный уровень владения студентами иностранным языком; 2) учебные материалы по иностранному языку для профессионального общения разработаны на основе иностранного языка для специальных целей; 3) отбор предметного содержания обучения не осуществляется с учетом внутрипрофильной специализации студентов конкретного профиля обучения; 4) преподаватель иностранного языка не всегда компетентен в сфере профильной специальности студентов. Подробно рассмотрена каждая проблема и предложены возможные варианты решения.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проанализированы причины приобщения детей и подростков к употреблению
наркотических веществ, приведены медико-социальные последствия наркомании для здоровья подрастающего поколения. Обоснованы теоретико-методологические предпосылки
педагогической профилактики наркомании среди учащихся в системе общего образования.
В основу реализации профилактических мер в образовательном процессе положена разработка и внедрение специальных программ для учащихся разных ступеней подготовки. Раскрыты направления и педагогические аспекты организации антинаркотической работы с
учащимися, повышающие эффективность проведения профилактических программ. Важным условием осуществления педагогической работы со школьниками по профилактике
наркомании является реализация комплексного подхода, учитывающего единство образовательных, воспитательных и оздоровительных воздействий. Показана необходимость взаимосвязи проведения педагогической работы по профилактике наркомании с формированием у них мотивации на здоровье и ведение здорового образа жизни.
Обоснована концептуальная разработка модели практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе. Отмечено, что ядром социальной сферы
является социальная работа как активный инструмент социальной политики государства в
работе с различными категориями населения. В ходе исследования разработана авторская
блочно-структурная модель практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе, включающая блоки: результативно-целеполагающий, концептуальный,
программно-технологический, оценочно-рефлексивный. Результативно-целеполагающий
блок связан с показателями компетентности, определенными основными индикаторами
профессиональных знаний, умений и навыков, требованиями к профессионалам по решению социальных проблем и целями теоретического и практического обучения будущих
специалистов социальной сферы, согласно профессиональных стандартов. Концептуальный
блок модели включает исследовательские подходы (компетентностный, андрогогический,
социокультурный) и соответствующие им принципы. Программно-технологический блок
содержит программы организации прохождения и тренинговой работы со студентами и
представителями социальных организаций – баз учебной, научно-исследовательской и производственных практик, программу мониторинга студенческой практики и индивидуального сопровождения. Оценочно-рефлексивный блок модели предполагает осознание того, как
студенты достигают своих учебных целей в практической подготовке, имеет первостепенное значение, это важно для понимания своей профессиональной роли в практике социальной работы. Практическая подготовка в вузе – неотъемлемая часть учебной программы социального образования, учитывает сущность помогающих профессий и специфику социальной сферы. Результаты интервьюирования, включенного наблюдения показывают взаимосвязь изменений в программах практической подготовки и положительной динамики качества практического обучения студентов, повышения параметров личностной, социальной
и технологической компетенций у студентов направления «Социальная работа».
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Анкетный интернет-опрос ведущих тренеров по гиревому спорту позволил значительно расширить число респондентов и, главное, отследить их точку зрения на следующие аспекты системы учебно-тренировочного процесса гиревиков: 1) степень значимости и оптимальное соотношение объемов общефизической и специальной физической подготовки как структурных элементов системы учебно-тренировочного процесса; 2) использование тренажеров как средства повышения эффективности специальной физической подготовки в системе учебно-тренировочного процесса; 3) наличие парадоксального противоречия между малой степенью теоретической изученности и высокой степенью практической востребованности научного обоснования и системного изучения роли и значения темпа выполнения соревновательных упражнений с целью повышения их результативности; 4) необходимость персональной коррекции темпа в соответствии с особенностями индивидуальной моторики атлета. Анкетирование позволило концептуально решить вопрос о направлении дальнейшего исследования в области теории и практики гиревого спорта.
Работа посвящена проблеме терминологической путаницы в понятиях «ритмическая гимнастика» и «классическая аэробика». Представлена сравнительная характеристика двух видов двигательной активности: ритмической гимнастики и классической аэробики. Сравнение велось по 12 критериям: содержание занятий (средства); особенности техники выполнения упражнений; физические качества, развиваемые на занятиях; способ выполнения упражнений; структура и содержание частей занятия; музыкальное сопровождение; методы построения двигательных комбинаций; педагогический контроль; преимущественный характер энергообеспечения мышечной деятельности; требования к экипировке; оснащение зала; команды инструктора. На основе проведенного педагогического эксперимента показана методика эффективности занятий ритмической гимнастикой и классической аэробикой. Выявлены изменения показателей физической подготовленности старшеклассниц, принимающих участие в эксперименте.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из актуальных проблем является эффективность применения онлайн-обучения в творческих вузах, и как сохранить и не разрушить традиции российского образования и накопленный опыт творческих деятелей культуры и искусств различных направлений. Рассмотрена необходимость перехода на онлайн-обучение в творческих вузах. Научно обосновано методическое обеспечение, которое эффективно влияет на развитие системы творческих вузов, выявляя в том числе и пути применения системы онлайн-обучения в творческих вузах. Спроектирована модель и этапы планирования педагогического процесса в системе онлайн-обучения в творческих вузах. Внедрение в образовательный процесс творческих вузов онлайн-обучения предполагает непосредственно использование информационных технологий. Интерес в работе также вызывают рассмотренные формы ведения учебного предмета в системе онлайн-обучения творческих вузов. Предложены пути решения проблем технического, педагогического и методического характера и доказана эффективность реализации концепции онлайн-обучения в творческих вузах.
Проведен анализ зависимости уровня сформированности патриотических чувств подростков от компонентов, характеризующих когнитивные способности, ценности и мотивацию, навыки подростков. На основе корреляционно-регрессионного анализа выявлена высокая теснота связей результирующего признака (уровень патриотизма) и факторовкомпонентов. В исследовании представлены методики, которые позволяют комплексно оценить с количественной и качественной точек зрения каждый компонент, определить индивидуальные особенности и склонности личности, ее потенциальные возможности в процессе обучения и воспитания, социальной адаптации. Кроме того, обосновано, что при повышении уровня патриотизма повышается балльная оценка компонентов. Воспитание патриотических чувств у подростков представляет собой сложный процесс, опирающийся на целостный подход к воспитанию личности, ее развитию, который включает в себя формирование высших моральных качеств. Патриотическое воспитание на различных этапах развития общества обусловлено социально-экономическими, политическими событиями, которые происходили в конкретной стране. Основой в патриотическом воспитании является личность, обладающая соответствующими знаниями, имеющая наивысшие моральные и духовно-нравственные качества. Благодаря разработанной программе патриотического воспитания «Я – патриот» в учреждении дополнительного образования подростки существенно повысили уровень патриотизма.
Проанализирована специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко. Приведена примерная модель системы освоения искусства интонирования клавирной барочной музыки. Проанализирован комплекс выразительных средств произведений для клавира барочного стиля. Предмет исследования – процесс исполненияинтонирования клавирных произведений барочного стиля. Цель исследования – научнотеоретическое обоснование системы освоения культуры исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко. Актуальность исследования заключена в том, что существует потребность в изучении музыкального наследия эпохи барокко, сохранении и преемственности традиций исполнения барочной музыки, поиске инновационных подходов ее освоения. Методология исследования опиралась на анализ результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования; сравнительный анализ и систематизацию основных положений интонационно-стилевого подхода к освоению музыкального наследия эпохи барокко. В результате предпринятого исследования сформулирована система и подтверждена необходимость этапного освоения культуры фортепианного исполнения-интонирования музыкальных произведений эпохи барокко. Сделан вывод, что овладение искусством исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко предполагает освоение специфики прочтения нотного текста клавирных произведений, комплексной системы музыкально-выразительных средств эпохи барокко, искусства исполнения мелизмов. Область применения полученных результатов – практическая деятельность педагога-музыканта.
. Работа посвящена формированию и подъему отечественного скрипичного педагогического искусства периода от Л. Ауэра до Ю. Янкелевича. В качестве научных источников были рассмотрены труды как самих педагогов-скрипачей и их современников XX века (Л. Ауэр, В. Григорьев, Л. Мордкович, А. Ямпольский, Ю. Янкелевич), так и новейшие исследования в области истории скрипичного искусства и педагогики (И. Лежнева, А. Мишарина, А. Нургаянов, Е. Сафонова, Т. Суханова). Несмотря на достаточное освящение различных вопросов отечественной скрипичной школы в литературе, актуальность данной тематики определяется необходимостью выделения факторов подъема отечественной скрипичной школы в целом и определения характерных методических направлений и педагогических тенденций указанного исторического периода в частности. Указанные Л. Ауэром принципы, направленные на формирование индивидуальной исполнительской манеры, и интерпретаторское направление в скрипичном исполнительстве были развиты и дополнены его последователями, среди которых основополагающее значение имела деятельность А. Ямпольского. Формирование системы музыкального образования за счет грамотно выстроенной политики государства и деятельности частных лиц и организаций, взаимовлияние тандема «композитор – исполнитель» также способствовало росту интереса к скрипичному искусству. Сделан вывод о том, что тесная преемственность педагогических, методических и исполнительских принципов в сочетании с новаторскими методами обучения привели к расцвету скрипичной школы, что было подкреплено поддержкой государства и тесным взаимодействием исполнителей и композиторов.
Обоснована актуальность профессионального обучения эстрадно-джазовых музыкантов. Целью исследования явилось определение необходимых составляющих в работе над профессиональным звукоизвлечением в процессе обучения эстрадно-джазовому вокалу, а также демонстрация некоторых способов повышения эффективности работы над звуком в учебном классе. Рассмотрены вопросы формирования профессионального певческого голоса в процессе обучения эстрадно-джазовому исполнительству. Методы исследования включали в себя: изучение специальной литературы, анализ и обобщение исследовательского и педагогического опыта работы ведущих специалистов в области музыкального образования и исполнительства. Доказана высокая степень влияния уровня профессиональной подготовки исполнителей-вокалистов на отечественную музыкальную культуру. Представлены практические рекомендации работы над певческим звукоизвлечением в процессе профессиональной подготовки эстрадно-джазовых певцов в современных музыкальных учебных заведениях.
ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обоснована необходимость организации педагогического сотрудничества как условия познавательного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с задержкой психического развития) в инклюзивном образовании. Отечественное дошкольное образование опирается на новые образовательные стандарты и равные образовательные возможности обучающихся. Авторская позиция заключается в том, что развитие познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития в инклюзивном образовании наиболее успешно идет в процессе сотрудничества детей с педагогами (педагогом-дефектологом и воспитателями). Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного на базе МБДОУ «Детский сад № 5 «Звоночек» г. Тамбов. В экспериментальной работе приняли участие 20 дошкольников с задержкой психического развития. Исследование познавательных психических процессов проводилось с помощью диагностических методик: «Корректурная проба»; «10 слов»; «Исключение лишнего». Разработанная программа педагогического сотрудничества как условия познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития в инклюзивном образовании включает два блока: первый блок – занятия по «Ознакомлению с окружающим миром»; второй блок – занятия по «Формированию элементарных математических представлений» в процессе совместной деятельности детей, педагога-дефектолога и воспитателей в условиях дошкольной образовательной организации. Проанализирована взаимосвязь между выделенными блоками программы, определены основные факторы педагогического сотрудничества. Представлен сравнительный анализ уровня сформированности познавательных процессов у дошкольников с задержкой психического развития (экспериментальной и контрольной групп) на контрольном этапе, доказывающий эффективность апробированной программы.
Рассмотрены вопросы формирования информационной культуры младших школьников, в частности, одно из актуальных направлений данного процесса – развитие представлений об информационной безопасности. Приведено обоснование важности организации работы с младшими школьниками, предполагающей воспитание у них ответственности за достижение и сохранение состояния собственной информационной защищенности. Проанализированы положения о том, что становление личности младшего школьника в условиях информационного общества должно проходить в процессе педагогического сопровождения, включающего целенаправленную работу по обеспечению информационной безопасности. Приведено описание качественной характеристики информационной культуры младших школьников, отражающее необходимые показатели. Показана роль мотивации личности в данном процессе, необходимость расширения социальных мотивов. Представлены примеры работы по развитию представлений младших школьников об информационной безопасности личности, которая осуществлялась на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики. Описаны задания, направленные на выработку потребности в проверке представленной информации. Результаты были получены в ходе проведения экспериментального исследования в школах г. Москва.
В работе нашел отражение историко-теоретический аспект методики обучения чтению в России: охарактеризованы три этапа развития методической науки в названном направлении. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ определений понятия «чтение» в разных источниках знаний, описан методический феномен чтения. Психолого-педагогические и справочно-информационные материалы, использованные в работе, выявляют как достижения в методике обучения детей чтению, так и проблемные вопросы. В частности, поставлен вопрос о целевых установках в обучении чтению, определены возрастные особенности участников процесса, с опорой на труды психологов и методистов установлено различие чтения как психофизиологического действия и как речевой деятельности, названы классические и альтернативные методики обучения чтению и др. Сделаны выводы о возможности обучения чтению в дошкольном возрасте, так как созданы теоретические и эмпирические предпосылки, разработаны практические методики обучения детей чтению. Выдвинута гипотеза о необходимости индивидуализации обучения и создании научно обоснованной технологии процесса.
Разработана и представлена модель формирующего контроля. В рамках исследования были проанализированы современные требования к контролю, изложенные в нормативно-правовых документах. Далее проведено сравнение некоторых из существующих моделей формирующего контроля, представленных отечественными и зарубежными авторами. Результатом проведенного анализа стала разработка модели формирующего контроля в обучении иностранному языку в основной школе на основе учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Данная модель формирующего контроля призвана дополнить созданную авторами учебника систему оценивания и контроля. Главной целью представленной модели является создание условий для активного вовлечения учащихся в процесс обучения. Модель включает в себя следующие этапы: доведение до учащихся критериев контроля, ученический само- и взаимоконтроль, поддерживающая обучение обратная связь «учитель–ученик», рефлексия по результатам контроля. На каждом этапе предусмотрено использование соответствующих инструментов контроля: чек-листов, рубрик, Листов сравнительного контроля, Карт дифференцированного контроля, Дерева достижений и Дневника успехов.
Актуализирована проблема довузовского педагогического образования с целевой установкой выявления его теоретико-методологических основ, анализа особенностей и специфики в контексте непрерывного педагогического образования. Посредством методов теоретического анализа литературы, контекстного и динамического анализа педагогических систем: а) подчеркнута социально-образовательная и практическая значимость довузовского образования в условиях его нормативной неопределенности, смысловой категориальной «размытости», недостаточности научного обоснования; б) поименованы факторы, осложняющие процесс довузовского образования; в) теоретически сформулированы понятия «непрерывное педагогическое образование», «довузовское образование»; г) выявлены теоретические и методологические основания довузовского образования; д) охарактеризованы субъекты; е) дифференцированы виды (школьное, вузовское и смешанное); ж) исследованы функции довузовского образования в его интеграционной, социализирующей, адаптивной, мотивационной и личностно-развивающей интерпретациях, а также систематизированы его принципы (гуманизма, непрерывности, социального партнерства, преемственности, целостности) и обобщены признаки (интегративности, практикоориентированности, мобильности).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Исследование посвящено вопросам хранения и распределения хлебных запасов в государевых житницах городов-крепостей восточного участка Белгородской черты во второй половине XVII века. Для анализа поставленной проблематики были привлечены сведения о хлебных запасах, сохранившиеся в описи городов, составленной в 1678 г. Данный документ отражает сведения по всем городам Белгородской черты и смежных с ней уездов в контексте единого временного отрезка, что дает возможность определить общие закономерности распределения хлебных запасов. В ходе исследования была дана характеристика структуре и составу житных дворов, размещавшихся в крепостях восточного участка Белгородской черты. Это позволило ответить на вопросы о численности житных голов, целовальников и дьячков, а также их социальной принадлежности. Было определено, что основную часть хранившегося в житных дворах хлеба составляли рожь и овес, которые могли служить в качестве выдаваемого служилым людям хлебного жалования, а также посылаемого зерна в другие города и на Дон. Кроме того, выявлено наличие в государевых житницах запасов таких агрокультур, как пшеницы, ячменя, гречихи и проса, а также продуктов переработки зерна: ржаная и овсяная мука (толокно). Было установлено, что наполнение житных дворов было неравномерным. Особое внимание было уделено изучению вариативности распределения хлебных запасов в житницах восточного участка Белгородской черты по отношению к численности служилых гарнизонов и определено стратегическое значение хранившихся в государевых житницах хлебных запасов и их влияние в освоении земельного фонда уезда.
Исследование посвящено изучению значения Тамбовского наместничества, как одного из этапов административно-территориального устройства Тамбовщины. Основной проблемой стало определение роли и значения наместничества в процессе формирования отдельной административно-территориальной единицы с центром в г. Тамбов. Для анализа данной темы были использованы как собственно исторические, так и междисциплинарные методы исследования: историко-сравнительный, историко-типологический, историко-правовой. Созданная Петром I политико-административная система осталась незавершенной. Существующие недостатки системы местного и губернаторского управления, становясь все очевиднее, подтолкнули Екатерину II к реформам местного управления. Главной заслугой проводимой реформы является создание местного управления, действующего самостоятельно. Можно сказать, что «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» стали документом «большой прочности» по историческим меркам – в своей основе они действовали вплоть до либеральных реформ 1860-х гг., в определенной же своей мере – до октября 1917 г. Изменения, связанные с местным управлением России XVIII века, непосредственно сказались на статусе и роли Тамбова. Провинциальный город начала XVIII века становится к концу того же столетия центром обширной черноземной губернии.
Проанализирована деятельность Б.П. Мансурова по установлению контактов с заинтересованными в реализации палестинского проекта российскими сановниками и духовными лицами. Показано, что наибольшую отдачу вызывала необходимость в реализации крупных проектов, таких как приобретение земельных участков или же строительство церквей. В то же время поддержка насущных нужд паломников (обустройство гостиниц и странноприимных домов, продовольственное снабжение, лечение) становилась второстепенной и не решалась Б.П. Мансуровым. В результате нарастало недовольство его деятельностью и противостояние как с Русской Духовной миссией в Иерусалиме, с которой Императорское православное палестинское общество конкурировало за потоки бюджетных средств и пожертвований, так и со светскими чиновниками, недовольными неэффективной российской политикой в регионе. Охарактеризована напряженность в отношениях между российскими властями и Иерусалимской патриархией из-за вмешательства Российской империи в доходы патриарха с бессарабских имений. Дана информация о поддержке местного арабского населения, часть которого традиционно принадлежала к христианским (в том числе православным) церквям. Указано, что общественная поддержка паломничества и миссионерской деятельности оказалась более эффективной, нежели чем осуществлявшаяся через государственные (либо близкие к сановным кругам) организации.
Модель позднеимперского развития взаимоотношений государства и верующего человека в России рассматривалась согласно правовой конфессиональной последовательности. Особенность состояла в том, что порой привилегированность того или иного вероисповедания определялась его национальным политическим значением. То есть зачастую происходили корреляции с внешней политикой, в ходе которой национальный вопрос приобретал значение международной дипломатии. Исходя из этого, предметом исследования был избран «армянский вопрос» в политическом контексте и его влияние на внутреннее управление армянским населением в империи. В этой связи мы задались целью рассмотреть особенности развития симбиоза этноконфессиональной политики с внешнеполитическими взаимоотношениями Российской империи и Османской империи со второй половины XIX века на примере Северо-Кавказского региона. Актуальность данного исследования продиктована возросшей на современном этапе проблемой поддержания единства и целостности страны в условиях постсоветского всплеска национального самосознания. В качестве приема научного исследования посчитано нужным использовать метод исторической ретроспекции, позволившей окунуться в опыт имперских предшественников, в их попытке интеграции микросоциумов в едином политико-культурном поле, проанализировать и синтезировать полученные результаты. Результатом данного исследования явилось мнение автора о первоначальном покровительстве армянскому населению и армяно-григорианской церкви, целью чего было привлечь их на свою сторону как христианское население, тем самым вызвать конкуренцию в отношении Турции на международной арене. Однако постепенно эта политика привела к охлаждению, одной из причин которой было проведение с начала 1880-х гг. курса на русификацию окраин, также рост общей революционной обстановки на Кавказе.
На одном из эпизодов периода Первой мировой войны раскрыта проблема финансового обеспечения жителей прифронтовых территорий, которые вследствие добровольного бегства из-за военных действий оказались во внутренних губерниях Российской империи. Неоднородность беженской волны, включавшей в себя различные категории мигрантов, приводила к тому, что государственная помощь распределялась зачастую неодинаково, порождая стремление у определенной категории беженцев извлечь при равенстве условий, установленных законом, максимальную выгоду из предоставляемых субсидий. Многочисленность организаций, обеспечивавших помощь населению, покинувшему места своего постоянного проживания, дублирование ими функций создавали дополнительные возможности для такого рода действий. Результатом являлось появление многочисленных конфликтов и поиск компромиссов в условиях ситуации неравномерности государственной поддержки, что в свою очередь порождало недовольство и неверие в справедливость осуществляемых мер.
Необходимость изучения настроений в обществе в кризисные времена подталкивает к исследованию материалов художественной литературы, которая, являясь автобиографическим произведением, повествует о событиях, свидетелем которых был сам писатель. Предметом данной работы является атмосфера и социально-политические настроения в Тамбове в первой половине 1918 г., описанные в повести Б. Дальнего «Романтическая история». Несмотря на некоторую ангажированность, писатель достаточно точно описывает происходившие вокруг него политические события, отражая обстановку постоянно ухудшавшейся экономической и политической ситуации в городе. В результате анализа данного литературного источника показана значимость произведения, посвященного событиям выхода России из Первой мировой войны. Особое внимание в повести уделено периоду установления советской власти и описанию антисоветского мятежа. Изучение опубликованных исследований и архивных данных показало, что литературные герои имеют реальные прототипы, а события и их описание верное и может послужить в деле изучения состояния населения в указанный период времени.
Рассмотрены особенности развития кустарной промышленности в Тамбовской губернии во время военного коммунизма и нэпа. В период военного коммунизма отмечено снижение промысловой активности, особенно в северных уездах. В этот период развитие получили кожевенный, сапожный и текстильный промыслы, которые были способны удовлетворить военные потребности. Начался процесс кооперирования кустарей. Но если первоначально промысловая кооперация строилась на принципах самоуправления, то в 1920 г. она была передана под управление потребительской кооперации. Интересным явлением стал уход рабочих с фабрик в кустари. В годы нэпа наблюдалось оживление кустарной промышленности. Согласно статистическим данным, к 1925 г. число кустарей в губернии увеличилось почти в два раза, однако все равно было меньше, чем в пореформенное время. Наибольшее развитие в годы нэпа получил текстильный промысел. В 1921 г. промысловая кооперация была введена из состава потребительской и объединена в губкустпромсоюз. Отмечалась активная деятельность губернских инструкторов, которые обучали кустарей новым технологиям производства, выявляли проблемные стороны кооперирования, занимались упрочнением связей артелей с укустпромсоюзами. Для кустарей также были организованы мастер-классы, проводились кустарные выставки. Однако кооперативное движение столкнулось и с целым рядом крупных проблем – нехваткой, задержками в поставке сырья, его некачественностью, а также неорганизованностью госзаказов.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Цель исследования – определить, как развитие туристического бизнеса фирмы «Томас Кук и сын» в долине Нила влияло на восприятие и оценки современниками британского присутствия в Египте в конце XIX века. Актуальность изучаемой проблемы заключается в том, что изучение истории туризма в эпоху Нового империализма позволяет дополнить наши представления о репрезентациях империи и частного бизнеса и их взаимовлиянии. На основе анализа публицистических работ обосновано, что, согласно представлениям современников, деятельность фирмы вносила вклад в создание условий для экономического развития Египта, открывала данные территории миру, обеспечивая свободное передвижение по Нилу, способствовала распространению английского языка, делая эту страну в глазах европейцев более «цивилизованной». Сделано заключение, что одновременно с этим путеводители фирмы транслировали достижения имперской политики Великобритании, закрепляя, в свою очередь, представления о положительных последствиях британской оккупации для Египта. Сделан вывод о том, что коммерческий успех частного бизнеса становился видимым проявлением успеха цивилизаторской миссии Англии. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения связи развития массового туризма и колониальной политики Великобритании.
ISSN 2782-5825 (Online)