Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44
Аннотация
Предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку и профильным дисциплинам (CLIL) в настоящее время выступает одним из инновационных подходов к обучению иностранному языку для профессионального общения студентов неязыковых вузов. Вместе с тем данный подход не получает широкого распространения в вузах Российской Федерации. Одна из основных проблем этого кроится в объективных трудностях преподавателя иностранного языка – разработать предметное содержание обучения иностранному языку для профессионального общения с тем, чтобы оно отражало особенности будущей профессиональной деятельности выпускников основных профессиональных образовательных программ. Автор видит решение сложившейся проблемы в отборе предметного содержания обучения на основе принципа актуализации опоры на межпредметные связи и внутрипрофильную специализацию студентов. В работе автор: а) проводит анализ трех подходов к обучению иностранному языку студентов неязыковых вузов (иностранный язык для специальных целей – ESP; иностранный язык как медиум обучения – EMI; предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку и предметной области); б) рассматривает исследования, посвященные отбору предметного содержания обучения иностранному языку студентов направлений подготовки «Юриспруденция», «Садоводство», «Агрохимия и агропочвоведение», «Музыкально-инструментальное искусство», «Вокальное искусство» и «Искусство народного пения»; в) разрабатывает авторское предметное содержание обучения иностранному языку для профессионального общения студентов аграрного вуза направления подготовки 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» по трем профилям обучения: «Экспертиза качества и безопасность сельскохозяйственной продукции», «Технология производства и переработки продукции растениеводства» и «Технология производства и переработки продукции животноводства».
Об авторе
Ю. В. ТокмаковаРоссия
Токмакова Юлия Валерьевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков
394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1
Список литературы
1. Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Teaching English as a Foreign Language to Law Students based on Content and Language Integrated Learning Approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. T. 907. C. 237-244.
2. Завьялов В.В. Особенности отбора предметной стороны содержания обучения английскому языку студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 177. С. 30-38. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-30-38
3. Marsh D. Bilingual education and content and language integrated learning. Paris: International Association for Cross-cultural Communication, Language Teaching in the Member State of the European Union (Lingua), University of Sorbonne, 1994.
4. Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134.
5. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42
6. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Обучение иноязычному письменному юридическому дискурсу студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Язык и культура. 2018. № 41. С. 308-326.
7. Huntinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
8. Widdowson H. Discourse analysis. Oxford: Oxford University Press, 2007.
9. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication. London: Longman, 1983. P. 2-27.
10. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1 (1). P. 1-48.
11. Savignon S.J. Communicative competence: theory and classroom practice. 2nd ed. N. Y.: McGraw-Hill, 1997.
12. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2016. 52 с.
13. Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2008. 44 с.
14. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.
15. Соломатина А.Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. № 173. С. 49-57. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57
16. Капранчикова К.В. Особенности отбора предметного содержания обучения иностранному языку в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 176. С. 46-55. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-46-55
17. Максаев А.А. Проектирование предметного содержания учебных программ по иностранному языку для студентов вузов музыкального профиля // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 179. С. 58-68. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-179-58-68
Рецензия
Для цитирования:
Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(183):35-44. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44
For citation:
Tokmakova Y.V. Subject content of teaching English language to students of “Technology of production and processing of agricultural products” programme. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(183):35-44. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44