Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 24, № 183 (2019)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-13 41
Аннотация

Рассмотрена проектная деятельность как социальный, психологический и педагогический феномен. С позиций системного и деятельностного подходов проводится анализ содержания структурных компонентов проектной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности. В качестве методологической основы исследования использованы современные научные теории и концепции, позволяющие выявить психологические механизмы, обеспечивающие успешность проектной деятельности как особой синтетической формы человеческой деятельности. Раскрыта сущностная характеристика ценностно-ориентационной, познавательной, преобразовательной и коммуникативной компонентов, выделенных авторами в структуре проектной деятельности. Феномен рассматривается с позиции структурного и функционального подходов, позволяющих, по мнению исследователей, раскрыть его общие и специфические характеристики. Научная новизна исследования заключается в обосновании собственной авторской позиции, формулировании нового научного определения понятия «проектная деятельность».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

14-23 40
Аннотация

Обоснована необходимость формирования иноязычной грамматической компетенции у обучающихся старших классов. Рассмотрены личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы «Иностранный язык», отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Европейской системе уровней владения иностранным языком. Исходя из того, что результатом освоения базового курса иностранного языка является достижение порогового уровня владения иностранным языком, были определены основные критерии (скорость выполнения отдельных операций, количество употребляемых грамматических конструкций, вариативность, точность) и уровни сформированности иноязычной грамматической компетенции у обучающихся старших классов. Акцентировано внимание на комплексе грамматических упражнений и заданий, направленных на репродукцию, соединенную с подстановкой; расширение речевого образца, трансформацию, комбинирование. Для более точного описания комплекса упражнений и заданий была выбрана тема «Условные предложения», которая является одной из самых сложных грамматических тем, предложенных к изучению в школе. Доказано, что методически грамотно организованная работа по формированию иноязычной грамматической компетенции у обучающихся старших классов делает процесс обучения иностранному языку эффективным, творческим и созидательным.

24-34 20
Аннотация

В настоящее время особо актуальным в России является изучение китайского языка ввиду быстрого развития китайско-российских отношений партнерства и стратегического сотрудничества, а также в связи с участием России в Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Быстрыми темпами наращивается всестороннее военное сотрудничество между двумя странами, что выражается как в организации международных военных учений («Восток», «Морское взаимодействие»), армейских международных игр, так и в обмене технологиями и поставках военной и специальной техники. В связи с этим большую актуальность приобретает профессия военного переводчика китайского языка для обеспечения мероприятий подобного рода. Рассмотрен неформальный уровень военного дискурса китайского языка – военный сленг. Ввиду высокого уровня сотрудничества и взаимодействия между Китаем и Россией, а также малой изученностью китайского военного сленга и неформальной лексики, дальнейшая разработка темы будет играть значимую роль в улучшении методологии подготовки специалистов, военных переводчиков, а также в исследовании военного дискурса. Будет дано описание рассматриваемого феномена, проведен анализ выборки единиц неформального военного дискурса и предоставлен их перевод, а также сделан обобщающий вывод и обозначена сфера применения результатов исследования.

35-44 20
Аннотация

Предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку и профильным дисциплинам (CLIL) в настоящее время выступает одним из инновационных подходов к обучению иностранному языку для профессионального общения студентов неязыковых вузов. Вместе с тем данный подход не получает широкого распространения в вузах Российской Федерации. Одна из основных проблем этого кроится в объективных трудностях преподавателя иностранного языка – разработать предметное содержание обучения иностранному языку для профессионального общения с тем, чтобы оно отражало особенности будущей профессиональной деятельности выпускников основных профессиональных образовательных программ. Автор видит решение сложившейся проблемы в отборе предметного содержания обучения на основе принципа актуализации опоры на межпредметные связи и внутрипрофильную специализацию студентов. В работе автор: а) проводит анализ трех подходов к обучению иностранному языку студентов неязыковых вузов (иностранный язык для специальных целей – ESP; иностранный язык как медиум обучения – EMI; предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку и предметной области); б) рассматривает исследования, посвященные отбору предметного содержания обучения иностранному языку студентов направлений подготовки «Юриспруденция», «Садоводство», «Агрохимия и агропочвоведение», «Музыкально-инструментальное искусство», «Вокальное искусство» и «Искусство народного пения»; в) разрабатывает авторское предметное содержание обучения иностранному языку для профессионального общения студентов аграрного вуза направления подготовки 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» по трем профилям обучения: «Экспертиза качества и безопасность сельскохозяйственной продукции», «Технология производства и переработки продукции растениеводства» и «Технология производства и переработки продукции животноводства».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

45-51 24
Аннотация

Обоснована необходимость обучения студентов-иностранцев эстетике русского языка, культуре речи и ораторскому искусству. Это связано с тем, что ребятам в процессе учебы постоянно приходится выступать публично: участвовать в дискуссиях, беседах, диалогах, делать презентации, доклады на научные темы, читать стихи, пересказывать тексты, защищать курсовые работы, дипломы и т. д. Им обязательно надо приобрести коммуникативные навыки, чтобы общаться на русском языке, знакомиться с культурой, традициями и обычаями нашей страны. Общеизвестно, что публичные выступления иностранцев, изучавших русский язык в родной стране в большинстве случаев с помощью учебников и при малом количестве практических занятий, звучат не всегда убедительно, естественно. Бедность лексикона приводит к пустотам в речи, незнание элементарных правил грамматики влечет за собой употребление имен существительных только в именительном падеже, а глаголов – в форме инфинитива. Студенты, особенно из азиатских стран, очень боятся публичных выступлений, нервничают, волнуются, часто сбиваются, забывают слова и т. д. В связи с этим проанализированы основные аспекты обучения иностранных студентов ораторскому искусству. Сформулированы требования, предъявляемые к технике и скорости речи выступающих, интонации, тону и тембру их голоса, использованию специальных риторических приемов, лексических средств выразительности, пантомимике учащихся и формированию общей информативности, выразительности и красоты ораторского выступления.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

52-59 18
Аннотация

Представлены социально-педагогические аспекты формирования студенческого потенциала как кадрового резерва. Содержательно раскрываются функции и прикладные задачи социально-педагогической деятельности формирования студенческого потенциала как кадрового, который включает диагностическую, организующую, воспитывающую, развивающую, корректирующую, формирующую, прогностическую составляющие. Выделено несколько типологий кадрового резерва по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности – стратегического и оперативного резерва. Студенческий потенциал как кадровый резерв изучен через анализ общественного мнения среди студентов очной формы обучения высших и средне-специальных учебных заведений Москвы и Тамбова. В опросе приняло участие 220 обучающихся дневных отделений. Помимо опроса среди студентов было проведено интервьюирование руководителей различных структурных подразделений и фирм с целью выяснения их мнения по поводу студенческой занятости и формирования студенческого потенциала как кадрового резерва. Указывается, что в процессе формирования кадрового резерва выделяется ряд взаимосвязанных этапов: социально-психологическое изучение, подбор психодиагностических методов, психодиагностика и социально-психологический прогноз. 

60-69 22
Аннотация

Социальная работа во Вьетнаме в настоящее время считается новой перспективной наукой и профессией, проходящей период институциализации. Наряду с развивающейся благотворительной деятельностью ощущается необходимость профессиональной подготовки социальных работников, которая подтверждается потребностью оказания высококвалифицированной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальная политика является одной из важнейших систем политики каждой страны, которые разрабатываются, управляются и реализуются государством. Кроме того, социальная политика рассматривается как инструмент политической системы государства для решения социальных проблем, реализации социальных функций государства. Дан обзор состояния системы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, а также политики правительства и министерств Вьетнама по поддержанию и развитию социальных инициатив. Сделан вывод, что решения, направления и перспективы развития подготовки политики в области практической социальной работы и подготовки профессиональных кадров для нее во Вьетнаме в ближайшем будущем представляют собой достаточно перспективную стратегию, поддерживаемую Правительством страны на всех уровнях, так как рассматриваются как важная основа для развития социальной работы Вьетнама в период его международной интеграции.

70-84 28
Аннотация

Представлен развернутый анализ понятия «социальный опыт» с точки зрения философии, социологии, психологии и педагогики. Автор при рассмотрении социального опыта как интегрального понятия первоначально проводит раздельное аналитическое осмысление категорий «опыт» и «социализация» в контексте различных научных дисциплин. Анализ обозначенных понятий с точки зрения философии содержит в себе исторический экскурс, раскрывающий положение изучаемых феноменов в разных философских школах. Социология рассматривается в качестве источника понятия «социализация» в его современном значении. Психология, в свою очередь, – в качестве дисциплины, в которой центральное место занимает именно изучение опыта человека и взаимодействие с оным. Социализация рассматривается в контексте педагогики как науки со своей уникальной спецификой, фокусирующейся на работе с образовательным процессом и его субъектами: анализируются основные педагогические концепции понимания социализации как процесса освоения социального опыта, рассматриваются вариативные трактовки данного понятия в научно-педагогических источниках. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что под социальным опытом следует понимать опыт участия человека в совместной деятельности, определяющий уровень знаний и умений, а также понимание жизни в целом, и раскрывает положение данного феномена в современной педагогике.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

85-90 40
Аннотация

Рассмотрены аспекты физиологической адаптации организма высококвалифицированных спортсменов к воздействию умственных и физических нагрузок. Обозначены основы протекания функциональных процессов в организме спортсмена, особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной системы в условиях стресса. Отражена взаимосвязь функционального состояния организма человека с уровнем испытываемого им стресса, а также уровнем личностной ситуативной тревожности. Рассмотрены механизмы интенсивной умственной деятельности. Рассмотрены механизмы формирования эмоционального перенапряжения у спортсменов, в том числе высокого класса. Показан механизм влияния физических нагрузок на уровень легочной вентиляции и сердечно-сосудистой деятельности. Рассмотрено изменение уровня испытываемого высококвалифицированными спортсменами стресса в условиях интенсивной умственной и физической деятельности. Показано влияние физических нагрузок на физиологические процессы в организме спортсмена посредством реализации нервного и гуморального механизмов регуляции. 

91-101 25
Аннотация

Определены особенности проектирования и реализации возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде. Спортивно-образовательная среда определяется моделью реализации продуктивного решения задач развития, самореализации и сотрудничества личности через «спорт», «образование», «науку». Уточнены основные понятия и модели, связные с функционированием спортивно-образовательной среды, то есть определение понятий «спортивно-образовательная среда», «проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде», «модели повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде», «функции повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде», «принципы повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде», «технология повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде», «педагогические условия повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде»; выделены модели, функции, принципы, цель и задачи повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде. Детализирована практика теоретизации повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде. Выделены педагогические условия повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде. Обоснованы перспективы изучения и измерения качества теоретизации самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде.

102-111 22
Аннотация

Проблемы модернизации российского образования выставляют новые требования к организации физического воспитания в средней общеобразовательной школе и направлены на поиск новых подходов, концепций, технологий физического воспитания юного поколения. Реальный объем моторной деятельности учащихся средних и старших классов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья растущего поколения. В связи с этим острой проблемой современности является низкий уровень физической подготовки учащихся общеобразовательной школы. Существенное снижение двигательной активности объясняет низкий уровень проявления физических качеств, в том числе силовых возможностей школьников и гибкости. Обязательной и неотъемлемой составляющей уроков физической культуры в школе является измерение уровня физической подготовленности школьников. С этой целью проводится тестирование, определяющее динамику физической подготовленности учащихся и результативность процесса физического воспитания в целом. Тема возрождения комплекса ВФСК ГТО является актуальной и среди учащихся школьного возраста, так как включает нормативную основу физического воспитания и считается аспектом определения уровня физической подготовленности школьников. Представлены результаты упражнений на гибкость и силу, выполненных школьниками 8–11 классов. Раскрыты актуальные вопросы соответствия уровня физической подготовленности школьников нормативным требованиям Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

112-117 29
Аннотация

Российская школа гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок, широким диапазоном стилей, цельностью композиции, что достигается с помощью хореографической подготовки. Понятие «хореография» включает в себя все, что относится к искусству танца классического, народного, историко-бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств. Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается плотность тренировки, что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи и технической подготовки: освоение различных элементов и комбинаций, индивидуальный образ в композиции. Для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью и т. д. Хореографу в художественной гимнастике приходится работать при постоянном дефиците времени, так как хореографическая подготовка является лишь частью учебно-тренировочного процесса. Этого времени недостаточно для полноценного развития хореографичности у гимнасток-«художниц». Характерной особенностью тренировки в джазовой гимнастике является выполнение упражнений, всесторонне активизирующих двигательную систему тела, с участием возможно большего количества мышечных групп. Также для занимающихся джаз-гимнастикой характерна динамичность, экспрессия вместе с широкими и плавными движениями. Характер движений носит выразительный характер. Все это способствует развитию хореографичности у гимнасток-«художниц». Анализ научной литературы и практического опыта свидетельствует о недостаточности использования джаз-гимнастики в хореографической подготовке гимнасток-«художниц». Наше исследование связано с разработкой именно этого направления, что и определяет его актуальность.

118-127 30
Аннотация

Актуальность исследования состоит в необходимости поиска путей эффективного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В исследовании разработана и апробирована методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на основе комплексного подхода, учитывающего этапность формирования видов координационных способностей, иерархичность, последовательность и параллельность развития их видов. Обращено внимание на особенности реализации методики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Представлена динамика показателей развития координационных способностей в ходе реализации методики по показателям тестов, определяющих: способность к произвольному расслаблению (А.А. Артеменков, Н.И. Сапожников), способность к сохранению и поддержанию статического равновесия (проба Ромберга), динамического равновесия (Повороты на гимнастической скамейке, П. Хиртц), способность к проявлению точности мелкой моторики (Кулак–ребро–ладонь, Н.И. Озерецкий), способность к усвоению двигательного ритма (Спринт в заданном ритме, П. Хиртц), способность к согласованию движений тела и его частей в составе двигательного действия (Перешагивание через гимнастическую палку, В.И. Лях), способность к ориентированию в пространстве (Прыжки к цели, П. Хиртц), способность к дифференцированию усилий, времени, пространства (Прыжок вниз на разметку, П. Хиртца), способность к проявлению быстроты реагирования (Отпускание палки – реакция, В.Ф. Ломейко, К. Мекота).

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

128-136 33
Аннотация

Система отечественного дошкольного образования ориентирована на позитивную социализацию личности, развитие у детей навыков гибкого социального поведения, основой которого выступает социальный интеллект. Развитие базовых параметров социального интеллекта (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) наиболее успешно происходит в процессе совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми. Совместная деятельность со сверстниками создает предпосылки для позитивной социализации, формирования основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств ребенка, совершенствования сотрудничества детей, преодоления объективно свойственного дошкольникам эгоцентризма, выражаемого в первых попытках действовать в интересах других людей. Разработанная модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности различной предметной направленности включает две части: первая часть воспроизводит структурно-функциональные взаимосвязи между основными компонентами модели и служит источником для разработки педагогами методического инструментария развития социального интеллекта; вторая часть модели воспроизводит последовательные этапы образовательной работы педагога по развитию социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

137-147 45
Аннотация

Рассмотрено влияние инновационной деятельности, реализуемой в общеобразовательной организации, на повышение качества образования обучающихся. Дана характеристика функционирующих на базе школы стажерских площадок инновационного содержания. Определенное внимание уделено основным понятиям и вариантам инноваций в деятельности образовательной организации. Раскрыты основные ориентиры и ключевые направления инновационной деятельности школы, определены ее цели и задачи. Проанализированы и обобщены материалы по школе-лаборатории инновационного развития. Разработан и реализован комплекс инновационных подходов для достижения нового качества образования и формирования инновационных компетенций учащихся. В качестве примера рассмотрены основные формы проводимой работы: кафедральная система управления, «Форум исследователей», на котором представлены результаты проектно-исследовательской деятельности, ежегодно проводимые Дни науки, методический совет «Развитие» и др. Обобщен опыт организации социального партнерства школы с ведущими вузами области.

148-155 36
Аннотация

Актуальность исследования определяется теми обстоятельствами, что в российское начальное образование XXI века активно стал внедряться метод проектов, о чем свидетельствуют публикации в профессиональных научно-методических источниках, в частности, в журнале «Начальная школа». Однако осмысление метода продолжается, особенно с учетом того, что в советской школе метод критиковался и отвергался. Авторы связывают изменение отношения к методу проектов в педагогической среде в основном с конвергентным и деятельностным подходами к использованию методов в системе отечественного образования, с направленностью современных методов на развитие личности ребенка. Раскрыта сущность метода, дана классификация проектов, показано, как в проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно младшие школьники приобретают новые знания и используют уже имеющиеся представления о различных явлениях окружающего мира, как участники проекта совершенствуют свои коммуникативные (работа в группах) и исследовательские (поиск истины) навыки, развивают творческое мышление, овладевают умениями учиться, приемами организации собственной деятельности, что особенно важно в современных условиях и что требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и ФГОС высшего образования. Выявлены факторы, препятствующие эффективной реализации проектной методики. Использование метода проектов в обучении и воспитании – одна из важных составляющих профессиональной компетентности современного педагога. В связи с этим раскрыта значимость овладения методом будущими учителями начальных классов.

156-164 37
Аннотация

В Российской Федерации, как многонациональной стране, широко распространен билингвизм: процесс изучения языка государственного (русский язык) и национального (башкирский, якутский, бурятский и др.) является запрограммированным, жизненно необходимым и естественным. Мы видим проблему в том, что национальные языки коренных народов России изучаются с позиции патриотического воспитания и образования, в то время как русский язык представлен русскоязычным детям в большей мере как официальный государственный язык нашей страны и в меньшей мере – как родной. При изучении русского языка либо нивелируется несомненная богатая его история и культура, либо обучающимся предоставляется небольшое и бессистемное количество национальных ценностей, связанных с русским языком. Недооценку аксиологического, коммуникативного и культурологического подходов к изучению русского языка как родного мы считаем актуальной проблемой современного образования. Особую значимость приобретают эти подходы в начальной школе. Рассмотрены вопросы изучения русского языка как государственного, как родного и как иностранного. Выдвинута идея об интеграции подходов при изучении русского языка, о ведущей роли речевой подготовки школьников. В связи с этим проведен подробный анализ учебных пособий по русскому языку для 1–4 классов, сравнительный анализ советских и российских учебников. Уделено внимание зарубежному опыту, изучению русского языка как иностранного, учебникам по русскому языку для иноязычных учащихся. Выводы о формировании ценностного отношения младших школьников к русскому языку мы связываем как с содержанием учебного материала, так и с формой его подачи детям.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

165-171 42
Аннотация

Изучение материалов по истории военно-храмового строительства представляется сегодня особенно актуальным. В рамках исследования истории воинских храмов Санкт-Петербурга XVIII – начала XX века архивные источники играют особую роль. Официально-документальные и делопроизводственные материалы по военно-храмовому строительству были частично освещены в рамках исследования военного духовенства, истории градостроительства, и почти не становились предметом специального исследования в отечественной литературе. Цель исследования – выявление и изучение комплекса исторических источников по истории строительства воинских храмов в фондах Российского государственного исторического архива. Методологическая основа статьи базируется на принципах объективности, историзма, системности научного анализа с опорой на научный метод познания, включает в себя общеисторические методы исследования, применен метод исторической эвристики. Статья посвящена описанию материалов по истории строительства воинских храмов, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА). Выделены типы документов, описаны коллекции фондов. Отмечена важность изучения комплекса официальной и делопроизводственной документации по истории военно-храмового строительства. Рассмотрено значение технической документации, позволяющей получить информацию о техническом состоянии воинских храмов и выявить динамику их строительства. Проведен анализ ризничных описей, дающих представление о конкретных богослужебных предметах, хранившихся в церквях и соборах.

172-179 27
Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена определяющим влиянием сословного облика, рода занятий и предыдущего географического места жительства мигрантов на дальнейшее социально-экономическое развитие заселяемого региона. На примере крупнейшего сельского поселения Тамбовской губернии – села Рассказово показаны особенности миграций государственных крестьян в регион традиционного земледелия (Центрально-Черноземный район) на микроисторическом уровне, в ходе основания и заселения ими отдельного населенного пункта в Залесском стане Тамбовского уезда в конце XVII – первой половине XVIII века. В процессе исследования уточнены дата и географическое место основания села Рассказово – Лесной Тамбов. Даны краткие сведения о биографии его основателя бортника С.А. Рассказа – Водянова. Описаны ближайшие окрестности села, с указанием однодворческих поселений – спутников и их владельцев. С использованием данных ревизских сказок, переписных книг и похозяйственных переписей проанализирован ход подворового заселения села в первые годы его существования. Очерчен круг населенных пунктов, из которых происходило переселение дворцовых крестьян к новому месту жительства. Сделана попытка определения сословного состава жителей села в первой половине XVIII века. Прослежен демографический рост села в период 1697–1744 гг. Выявлен ряд особенностей первичной (в село) и вторичной (на новые места жительства) миграции первых рассказовских поселенцев.

180-185 24
Аннотация

Историю упорядочения учебно-воспитательного процесса в Тамбовской губернии следует отнести к концу XVIII века, согласно указу 1798 г. Однако это не привело к усовершенствованию духовных училищ. В связи с чем в начале XIX века и проводились реформы духовно-образовательно-воспитательной системы духовных семинарий. В результате реформы Тамбовская духовная семинария, сохранившая лучшие традиции дореформенной школы, получила качественное обновление. Вместе с тем по-прежнему в учебно-воспитательном процессе присутствовали нерешенные вопросы. Страдала методика преподавания, ощущалась нехватка подготовленных кадров, материального обеспечения и бытового устройства семинарии. Все эти вопросы предстояло решить во второй половине XIX века. Раскрыт период жизнедеятельности духовной семинарии в 1870–1880 гг. В этот период были заложены основы новой учебной системы в Тамбовской духовной семинарии. Образование по-прежнему оставалось специально-богословским; круг богословских предметов увеличился. Вместе с тем было углублено изучение общеобразовательных предметов, классических языков, церковного пения. Все это развивало умственные способности учащихся, расширяло их духовные запросы, гарантировало подготовку высокообразованных и ответственных священнослужителей и других тружеников на ниве духовного просвещения и народного образования. Однако, приведя свою учебную систему в соответствие с общим стандартом, Тамбовская духовная семинария утратила миссионерскую направленность, прекратив изучать языки иных народов, проживавших в Тамбовской губернии.

186-192 36
Аннотация

12 июля 1889 г. Александр III утвердил проект закона, в соответствии с которым было введено «Положение о земских участковых начальниках». По состоянию на 1913 г. уездные съезды и губернские присутствия и земские участковые начальники были введены в сорока трех губерниях Европейской России, в том числе и в Тамбовской губернии. Необходимость введения нового органа государственного контроля объяснялась отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти. Самодержавие вводило данный институт с целью восстановления власти помещиков над крестьянским миром, утраченную в результате отмены крепостного права в 1861 г. Полномочия земского начальника были обширны: административные, судебные, надзорные, включая контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений. Однако с течением времени функции земского участкового начальника видоизменялись по сравнению с тем, что изначально было прописано в Положении. Рассмотрен вопрос об участии земских начальников в политической сфере государства. Основными источниками для исследования стали данные Государственного архива Тамбовской области. Власть предоставила земским начальникам контролировать со всех сторон жизнь крестьянина, однако в силу обстоятельств они оказались втянуты и в политические процессы государства, особенно в начале XX века. Сделан вывод, что земские начальники были послушными исполнителями правительственной политики, которая проводилась в уездах, что совершенно не было предусмотрено в их основных функциях. Также исследована роль земских начальников в работе Государственных дум. Таким образом, при наличии разной направленности функций вряд ли можно было ожидать положительного эффекта от института в целом.

193-203 24
Аннотация

Рассмотрены многофакторные воздействия военного сословия, включавшего самих военнослужащих русской армии и членов их семей, а также бессрочноотпускных, запасных и отставных солдат, военных инвалидов, на социокультурное, этноконфессиональное и социально-сословное развитие Центрального Черноземья. Входившие в него Воронежская, Курская, Орловская и Тамбовская губернии являлись крупнейшими густонаселенными, аграрными регионами, традиционно использовались правительством для военных заготовок, расквартирования войск, других военно-мобилизационных мероприятий в Российской империи в XVIII – начале ХХ века. Военный фактор оказывал практически непрерывное воздействие на все стороны жизни населения Центрального Черноземья, формируя у его жителей особый склад характера, выдержку и выносливость, которые позволяли быть достаточно успешными и в мирной, «невоенной» жизни. Дана оценка историографических подходов и интерпретации источников о роли военного сословия в развитии Черноземного центра в отечественной и зарубежной историографии. Особе внимание уделено рассмотрению влияния рекрутских наборов на повседневную жизнь населения в городах региона и сельской местности. Выявлены историко-правовые аспекты изменения сословно-правового статуса представителей и представительниц «военного сословия» в условиях аграрного социума в императорской России. Уточнены военно-статистические показатели представительства военного сословия в сословно-социальной структуре провинциального социума в период действия рекрутчины и в пореформенной России, а также сложности учета членов семей военнослужащих в период службы и после отставки. Привлечение архивных документов, статистических и других опубликованных материалов позволило провести успешную реконструкцию социально-правовой регламентации и положения представителей военного сословия в Центральном Черноземье рассматриваемого хронологического периода. Сделаны выводы о перспективах изучения пореформенных этно-социальных, социокультурных и сословно-правовых особенностей жизни военного сословия в условиях невоюющего провинциального социума. Доказано, что военное сословие представляло собой особый социальный институт в российской провинции имперского периода отечественной истории.

204-213 26
Аннотация

Приведена источниковедческая критика губернской партийной газеты «Тамбовская правда». Проанализировано отразившееся на ее страницах отношение партийного руководства к кустарной промышленности. Приведены примеры агитационной роли газеты при привлечении кустарей для нужд страны. Рассмотрены публикации, посвященные правительственным мерам стимулирования кустарной промышленности на государственном и местном уровнях. Среди основных направлений государственной деятельности было выделено кооперирование, проведение кустарных выставок, выделение кредитов промысловым кооперациям через покобанк, вовлечение мелких товаропроизводителей в политическую жизнь страны, а также повышение их профессионального и общекультурного уровня. Особое внимание было обращено на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промысловую выставку 1923 г. и сопровождавшие ее мероприятия. Дана характеристика изменений в политике, последовавшим вслед за XIV Всесоюзной конференцией ВКП(б) и III Всесоюзным съездом советов. На основании статей в номерах 1927 г. был сделан вывод о том, что многие партийные начинания не имели должного успеха. Были также проанализированы данные об особенностях восстановления кустарной промышленности в губернии. Рассмотрена специфика поуездного распределения промыслов, а также их соотношение в городской и сельской среде.

214-221 43
Аннотация

Рассмотрены неизвестные факты из истории журналистского образования – о функционировании областной партийной газетной школы, работавшей в Мичуринске в 30-е гг. ХХ века. Цель исследования – введение в научный оборот новых документов, доказывающих факт существования областной партийной газетной школы на территории Тамбовской области. Актуальность связана с заполнением лакун в истории журналистского образования и анализом работы школы в контексте сегодняшних задач профессионального образования. Данное исследование носит междисциплинарный характер и связано, кроме журналистики, с историей, педагогикой, филологией. Применялись методы различных наук, в том числе идеографический метод, с помощью которого описано данное явление. Историко-типологический метод позволил сопоставить прошлое и настоящее процесса профессионального журналистского образования, классифицировать данный исторический объект. Социокультурный аспект изучения данного явления, как часть системного подхода к изучению журналистики, продиктован необходимостью определить место и значение функционирования газетной школы в общественной парадигме ХХ века. Основные результаты: уточнены и детализированы факты существования первоначальной ступени профессионального образования в журналистике на территории Тамбовской области; проанализированы различные аспекты журналистского образования в газетной школе, в том числе организация учебного процесса, эффективность данной формы обучения; обоснована значимость данной образовательной структуры для развития региональной журналистики ХХ века.

222-236 38
Аннотация

Изучаются историографические источники по одной из актуальных и общественно значимых тем аграрной истории России – коллективизации аграрного сектора в черноземной деревне. Цель исследования – исследовать основные статьи и монографии, посвященные изучаемой проблеме, проанализировать отечественные и зарубежные источники по проблематике институциональных и социальных измерений в ходе коллективизации. В работе представлены и обобщены основные выводы исследователей об историческом опыте аграрных преобразований, проводимых советской властью в период коллективизации. Историография данной проблематики по традиции подразделяется на четыре этапа: работы 1930-х гг., работы середины 1950-х – середины 1960-х гг., статьи и монографии второй половины 1960-х – 1980-х гг. и современный этап. На протяжении данного периода по изучаемой проблематике в исследованиях больше внимания уделялось теме институциональных преобразований. Вопрос социального измерения коллективизации понимался редко, в основном с 1980-х гг. Дополняют отечественную историографию работы зарубежных исследователей: Ш. Фицпатрик, М. Левина, С. Розфильда, Э.Х. Карра, У. Дэвиса и С.Г. Уиткрофта, А. Грациози, П. Грегори и др. В своих работах они исследуют социальные, политические, демографические аспекты, сопровождавшие коллективизацию советской деревни. Анализ отечественной и зарубежной историографии позволяет подготовить обобщающие научные труды по проблемам советских аграрных преобразований 1928–1930-х гг.

237-243 23
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время не только в Прибалтике, но и в нашей стране появилось множество негативных толкований событиям 1944–1953 гг., происходившим в Прибалтийском регионе. В связи с этим в Прибалтийских государствах все чаще звучат заявления о том, что в Литве, Латвии и Эстонии невинно пострадали в послевоенное время «лесные братья», которые укрывались от сталинского режима. Сегодня по улицам Литвы, Латвии, Эстонии гордо маршируют «лесные братья» и ветераны эсэсовских дивизий, а ветеранов Великой Отечественной войны судят за «геноцид» фашистских пособников из зондеркоманд. На сегодняшний день события, происходившие в Прибалтийском регионе в 1944–1953 гг., представляют для исследователей особый интерес. Поставлена задача показать широкой общественности, какие задачи стояли перед внутренними войсками НКВД–МВД–МГБ СССР на территории советской Прибалтики в 1944–1953 гг. Факты, собранные и систематизированные в данном исследовании, показывают специфику деятельности внутренних войск НКВД–МВД–МГБ СССР в обеспечении общественной безопасности на территории Прибалтики в указанный период. В результате деятельности внутренних войск НКВД–МВД–МГБ СССР к 1953 г. в Прибалтийском регионе националистическое движение как таковое уже не существовало.

244-251 29
Аннотация

Рассмотрена малоизученная тема, связанная с движением сельского народонаселения на уровне отдельных районов. Изучены районы пяти областей Центрального Черноземья и смежных с ними областей за длительный исторический отрезок позднего советского общества и начала постсоветского периода. Выявлены десятки фактов формальных изменений численности населения отдельных районов, связанных с административно-территориальными переменами, особенно с переводом ряда сельских населенных пунктов в поселки городского типа или включением в черту городов. Установлено, что преобладающим, но не единственным направлением демографических процессов в 1959–2010 гг. было сокращение числа жителей главным образом под влиянием урбанизации, а в группе районов – вследствие Чернобыльской катастрофы. Выявлено, что на протяжении всего периода сохранялось определенное количество районов с развитыми промышленностью, пригородным сельским хозяйством, транспортной инфраструктурой (в 2010 г. – 20 %), где сельское население росло. На отрезке 1989–2010 гг. темпы сокращения численности населения в большинстве остальных районов замедлились в сравнении с предыдущим отрезком. Сделан вывод о том, что, что тезис о повсеместном и быстром вымирании сельского населения не имеет под собой фактической основы.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

252-258 38
Аннотация

Проанализировано личное участие Бориса Павловича Мансурова в истории русского присутствия на Святой земле. Показано, что в рамках своей работы он предложил не только идеологическую, но и экономическую концепцию русского присутствия Палестины. Выявлено, что реализация «Палестинского проекта» виделась ему через исполнение широкой подготовительной программы строительства соответствующей инфраструктуры, организацию пароходного сообщения с Палестиной, консульскую поддержку богомольцев. Через изучение служебных командировок в Палестину рассмотрены обстоятельства создания технической документации на строительства русской инфраструктуры, покупки земель, организации паломничества. Проанализирована популяризаторская деятельность Б.П. Мансурова по привлечению внимания к Палестине в среде высшей власти, выявлены обстоятельства создания Палестинского комитета, его значения для создания русской инфраструктуры в Палестине. В рамках анализа первых этапов работы Палестинского комитета рассмотрен вопрос взаимоотношений Б.П. Мансурова и начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме епископа Мелитопольского Кирилла (Наумова). Помимо проведенной работы Б.П. Мансуровым в 1857–1864 гг., отмечается большая роль личной инициативы и его работоспособности для разработки основных положений «Палестинского проекта». Выявлено, что в результате его активной работы был не только сохранен, но и приумножен престиж России на Ближнем Востоке. Достигнутые успехи стали основой развития Русского Иерусалима в дальнейшем.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)