Особенности обучения студентов-иностранцев основам ораторского искусства
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-45-51
Аннотация
Обоснована необходимость обучения студентов-иностранцев эстетике русского языка, культуре речи и ораторскому искусству. Это связано с тем, что ребятам в процессе учебы постоянно приходится выступать публично: участвовать в дискуссиях, беседах, диалогах, делать презентации, доклады на научные темы, читать стихи, пересказывать тексты, защищать курсовые работы, дипломы и т. д. Им обязательно надо приобрести коммуникативные навыки, чтобы общаться на русском языке, знакомиться с культурой, традициями и обычаями нашей страны. Общеизвестно, что публичные выступления иностранцев, изучавших русский язык в родной стране в большинстве случаев с помощью учебников и при малом количестве практических занятий, звучат не всегда убедительно, естественно. Бедность лексикона приводит к пустотам в речи, незнание элементарных правил грамматики влечет за собой употребление имен существительных только в именительном падеже, а глаголов – в форме инфинитива. Студенты, особенно из азиатских стран, очень боятся публичных выступлений, нервничают, волнуются, часто сбиваются, забывают слова и т. д. В связи с этим проанализированы основные аспекты обучения иностранных студентов ораторскому искусству. Сформулированы требования, предъявляемые к технике и скорости речи выступающих, интонации, тону и тембру их голоса, использованию специальных риторических приемов, лексических средств выразительности, пантомимике учащихся и формированию общей информативности, выразительности и красоты ораторского выступления.
Ключевые слова
Об авторе
Г. Е. СоколоваРоссия
Соколова Галина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1
Список литературы
1. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 2018.
2. Ломоносов М.В. Труды по филологии 1739–1758 гг. Москва; Ленинград, 1952.
3. Николаева В.В. Эстетика языка и речи. Л., 1979.
4. Шукшин В.М. «Как помирал старик» // Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 4 т. М., 2005. Т. 3. Повести, рассказы.
5. Будагов Р.А. Человек и его язык (Заметки об отношении людей к литературному языку) // Вопросы языкознания. 1970. № 6. С. 3-14.
6. Егоров А.Т. Основы обучения ораторскому искусству. М., 2017.
7. Гегель Ф. Эстетика: в 4 т. М., 1969. Т. 2.
8. Анисимова И.М. Магия общения. История и практика этикета. М., 2004.
9. Апресян Г.З. Ораторское искусство. СПб., 2015.
10. Лефевер Л. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова. М., 2013. 264 с.
Рецензия
Для цитирования:
Соколова Г.Е. Особенности обучения студентов-иностранцев основам ораторского искусства. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(183):45-51. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-45-51
For citation:
Sokolova G.E. Peculiarities of teaching students foreigners the basics of oratory. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(183):45-51. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-45-51