Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности реализации методики развития координационных способностей на основе комплексного подхода у детей с умственной отсталостью

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-118-127

Аннотация

Актуальность исследования состоит в необходимости поиска путей эффективного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В исследовании разработана и апробирована методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на основе комплексного подхода, учитывающего этапность формирования видов координационных способностей, иерархичность, последовательность и параллельность развития их видов. Обращено внимание на особенности реализации методики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Представлена динамика показателей развития координационных способностей в ходе реализации методики по показателям тестов, определяющих: способность к произвольному расслаблению (А.А. Артеменков, Н.И. Сапожников), способность к сохранению и поддержанию статического равновесия (проба Ромберга), динамического равновесия (Повороты на гимнастической скамейке, П. Хиртц), способность к проявлению точности мелкой моторики (Кулак–ребро–ладонь, Н.И. Озерецкий), способность к усвоению двигательного ритма (Спринт в заданном ритме, П. Хиртц), способность к согласованию движений тела и его частей в составе двигательного действия (Перешагивание через гимнастическую палку, В.И. Лях), способность к ориентированию в пространстве (Прыжки к цели, П. Хиртц), способность к дифференцированию усилий, времени, пространства (Прыжок вниз на разметку, П. Хиртца), способность к проявлению быстроты реагирования (Отпускание палки – реакция, В.Ф. Ломейко, К. Мекота).

Об авторе

Д. А. Калмыков
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Калмыков Дмитрий Александрович, аспирант, кафедра физического воспитания и адаптивной физической культуры

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Устыменко О.Н. Специальное олимпийское движение и его роль в жизни людей с нарушением интеллектуального развития // Физическая культура, спорт и здоровье. 2016. № 28. С. 102-105.

2. Никитушкин В.Г., Малиновский С.В., Разинов Ю.И., Аулова А.В. Формирование координационных способностей детей 4–12 лет // Вестник спортивной науки. 2012. № 2. С. 25-29.

3. Рябова Л.Н. Формирование координационных способностей девочек 8–10 лет с задержкой психического развития средствами художественной гимнастики // Образование и наука. 2009. № 9 (66). С. 102-112.

4. Поротиков Н.Е., Дерябина Г.И., Лернер В.Л. Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 1. С. 69-75. DOI 10.20310/1810-231X-2018-17-1-69-75

5. Староста В., Хиртц П., Павлова-Староста Т. Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных спортсменов // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 28-29.

6. Трофимов О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 114-118.

7. Горская И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2001. 47 с.

8. Калмыков Д.А., Дерябина Г.И. Тестовый контроль развития координационных способностей детей с умственной отсталостью // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 3. С. 38-43. DOI 10.20310/1810-231X-2017-16-3-38-43

9. Дерябина Г.И., Лернер В.Л., Терентьева О.С. Модельные параметры уровня координационных способностей спортсменов с ПОДА // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 3. С. 63-69. DOI 10.20310/1810-231X-2017-16-3-63-69

10. Королькова Е.Г. Развитие координационных способностей «особых» детей средствами жонглирования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 23. С. 38-39.

11. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физической культуры. 1991. № 3. С. 31-35.

12. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Калмыков Д.А. Особенности реализации методики развития координационных способностей на основе комплексного подхода у детей с умственной отсталостью. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(183):118-127. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-118-127

For citation:


Kalmykov D.A. Methodology implementation features for the development of coordination abilities on the basis of an integrated approach among children with mental retardation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(183):118-127. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-118-127

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)