Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Психологические особенности аудирования англоязычных видеоматериалов студентами технического вуза в режиме опережающей самостоятельной работы

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-41-55

Аннотация

Рассмотрено обучение аудированию, которое является наиболее проблемным рецептивным аспектом изучения иностранного языка в техническом вузе. Отмечено, что, помимо лингвистических трудностей, студенты испытывают такие психологические сложности, как недостаток собственного перцептивного опыта реципиента, некомфортные условия восприятия, тревожность и страх неуспешности выполнения этого вида речевой деятельности. Показано, что перцептивная деятельность обучающихся, направленная на слуховое восприятие англоязычного дискурса, органично входит в состав наиболее актуальной для студентов коммуникативной компетенции. Исследование нацелено на рассмотрение психолого-педагогических аспектов в преподавании обычного аудирования без видеоряда и аудирования с использованием видеоматериалов. Выявлены преимущества использования видеоматериалов, которые способствуют созданию психологически комфортных для обучающихся условий в учебном процессе. Представлен анализ мнений студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций по проведению аудирования в режимах аудиторной и опережающей самостоятельной работы: оказалось, что большинство студентов предпочитают выполнять аудирование в домашних условиях. Описана аудиовизуальная методика опережающей самостоятельной работы по аудированию профессионально-ориентированных видеоматериалов с применением электронных ресурсов VideoAnt, Mindmeister, LMS MOODLE. В качестве курса по видеоаудированию использовался рекламный фильм компьютерной фирмы CISCO (США), тематика которого полностью соответствует направлению «Сервис» Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций.

Об авторах

Н. В. Попова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Попова Нина Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор Высшей школы лингводидактики и перевода Гуманитарного института

195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



А. В. Гаврилова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Гаврилова Анна Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингводидактики и перевода Гуманитарного института

195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



А. В. Кузьмина
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
Россия

Кузьмина Анна Владиславовна, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков

193232, г. Санкт-Петербург, пр-т Большевиков, 22, корп. 1



Е. Л. Попова
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Россия

Попова Елизавета Леонидовна, выпускник дополнительной программы «Психология»

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



Список литературы

1. Azmi A.N., Kamin Y., Noordin M.K. Competencies of engineering graduates: what are the employer’s expectations? // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol. 7 (2.29). P. 519-523. DOI 10.14419/ijet.v7i2.29.13811

2. Викулина М.А. Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции // Язык и культура. 2017. № 40. С. 154-173. DOI 10.17223/19996195/40/12

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 336 с.

4. Obdalova O. Exploring the possibilities of the cognitive approach for nonlinguistic EFL students teaching // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 154. P. 64-71.

5. Александрова Е.В. Обучение аудированию студентов, изучающих английский язык на I–III курсе факультета экономики и менеджмента // Вопросы методики преподавания в вузе. 2001. Вып. 3. C. 12-14.

6. Гаврилова А.В. Обучение аудированию иноязычной речи в условиях неязыкового вуза (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 182 с.

7. Попова Н.В., Вдовина Е.К., Курпешко Н.Н. Электронные ресурсы как мотивационный фактор обучения иностранному языку в техническом вузе // Инновации в образовании. 2017. № 6. С. 102-115.

8. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Harlow: Longman, 2001. 370 p.

9. Павлова И.П. Проблемы сочетания аудитивного и визуального источников информации в комплексе технических средств обучения на базе ЭВМ // Комплексное применение технических средств при обучении иностранным языкам с целью интенсификации учебного процесса в языковых вузах: сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 385. М.: МГЛУ, 1991. С. 13-20.

10. Мельникова О.А. Соотношение устных и письменных форм работы при обучении аудированию чтению в языковом вузе (английский язык): дис. … канд. пед. наук. М., 1982. 333 с.

11. Богданова Е.Г. Обучение аудированию на начальном этапе интенсивного курса (исследование учебных функций визуальных опор): дис. … канд. пед наук. М., 1984. 268 с.

12. Лурье А.С. О комплексном использовании технических средств при обучении иностранным языкам в языковых вузах // Комплексное применение технических средств при обучении иностранным языкам с целью интенсификации учебного процесса в языковых вузах: сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 385. М.: МГЛУ, 1991. C. 3-12.

13. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств (при обучении русскому языку как иностранному в вузе). М.: Рус. яз., 1981. 120 с.

14. Тарнопольский О.Б. Методика обучения английскому языку на 1 курсе технического вуза. Киев: Выща школа, 1989. 154 с.

15. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение, 1981. 143 с.

16. Васильев М.Ф. Некоторые теоретические вопросы использования видеоматериалов в самостоятельной внеаудиторной работе студентов языкового вуза // Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. Л., 1990. С. 27-35.

17. Миронова Н.Л. Обучение аудированию французской разговорной речи с помощью кинофильма. М.: Высш. шк., 1982. 111 с.

18. Кузьмина А.В., Попова Н.В. Проблематика педагогических исследований по использованию видеоматериалов по иностранному языку в вузе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10. № 2. С. 74-86. DOI 10.18721/JHSS.10207

19. Alivi J.S., Suharyono. Obtaining listening comprehension by using videomaterials // Exposure Journal. 2016. Vol. 5. № 1. P. 14-21.

20. Woottipong K. Effect of using video materials in the teaching of listening skills for university students // International Journal of Linguistics. 2014. Vol. 6. № 4. P. 200-212. DOI 10.5296/ijl.v6i4.5870

21. Hayati A., Mohmedi F. The effect of films with and without subtitles on listening comprehension of EFL learners // British Journal of Educational Technology. 2011. Vol. 42 (1). P. 181-192. DOI 10.1111/j.1467-8535.2009.01004.x

22. Latifi M., Mobalegh А., Mohammadi E. Movie subtitles and the improvement of listening comprehension ability: Does it help? // The Journal of Language Teaching and Learning. 2011. Vol. 1 (2). P. 18‐29.

23. Pisarenko V. Teaching a foreign language using videos // Social Sciences. 2017. Vol. 6. № 4. Р. 1-21. DOI 10.3390/socsci6040125

24. Pisarenko V., Arsaliev S. Audiovisual technologies for foreign languages teaching // Application of Information and Communication Technologies Conference Proceedings. IEEE 10th International Conference on Application of Information and Communication Technologies (AICT). Baku, 2016. DOI 10.1109/ICAICT.2016.7991793

25. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. Washington: International Society for Technology in Education, 2012. 124 p.

26. Mehring J. Present research on the flipped classroom and potential tools for the EFL classroom // Computers in the Schools. 2016. Vol. 33 (1). P. 1-10.

27. Vdovina E., Popova N., Gavrilova A., Kuzmina A. Video technology for teaching foreign language speaking skills in a technical university // Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation / ed. by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Seville, 2019. P. 9747-9757.

28. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи. Практикум. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 336 с.

29. Кузьмина А.В. Иностранный язык в сервисном обслуживании. СПб.: Изд. Политехн. ун-та, 2017. 125 с.


Рецензия

Для цитирования:


Попова Н.В., Гаврилова А.В., Кузьмина А.В., Попова Е.Л. Психологические особенности аудирования англоязычных видеоматериалов студентами технического вуза в режиме опережающей самостоятельной работы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(185):41-55. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-41-55

For citation:


Popova N.V., Gavrilova A.V., Kuzmina A.V., Popova E.L. Psychological features of listening comprehension of English-language video materials by technical university students in flipped classroom mode. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(185):41-55. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-41-55

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)