Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 25, № 185 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-18 24
Аннотация

Рассмотрены различные варианты моделирования образовательной среды. Цель работы состоит в разработке моделей образовательной среды на основе новых форм интернет-социализации для системы открытого образования. Проанализированы проблемы создания проекта интернет-среды подготовки магистров на основе инновационного подхода, разработана структура информационно-образовательной системы подготовки магистрантов-информатиков, спроектирована модель инновационного курса «Информационный реинжиниринг», построена схема интеграции музейного и образовательного пространства посредством веб-технологий. Результаты заключены в разработке педагогической модели интернет-среды подготовки магистров на основе инновационного подхода; моделировании информационно-образовательной системы «Информационный реинжиниринг»; моделировании веб-среды музейного и образовательного пространства. Проведенное исследование показало, что разработанные модели образовательной среды позволят реализовать образовательный потенциал новых форм общения и интернет-социализации в научном сообществе.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

19-28 8
Аннотация

Разработан и представлен алгоритм обучения письменному академическому дискурсу студентов магистратуры при помощи блога учебной группы. В рамках исследования был проведен анализ существующих алгоритмов обучения иностранному языку, в том числе и посредством блог-технологии. Результатом проведенного анализа научных работ стала разработка алгоритма обучения письменному академическому дискурсу студентов магистратуры при помощи блога учебной группы. Данный алгоритм включает в себя следующие шаги и соответствующие им этапы: 1) целевой этап (Шаг 1 – осуществляется процесс вводного знакомства с проектной деятельностью в контексте использования блога учебной группы – описание проекта, постановка целей, определение задач, и сроков выполнения); 2) технический этап (Шаг 2 – регистрация на одной из платформ сети Интернет, относящейся к блог-технологии и являющейся ее подвидом – блогом учебной группы; Шаг 3 – обсуждение вопроса информационной безопасности в сети Интернет при работе с блогом учебной группы); 3) учебно-тренировочный этап (Шаг 4 – объяснение структуры написания определенного научного документа (теоретический аспект и практический); Шаг 5 – отработка теоретического компонента структуры написания определенного научного документа; Шаг 6 – отработка практического компонента написания определенного научного документа); 4) презентационный этап (Шаг 7 – поиск информации по заданной теме проекта и ее дальнейшее использование при выполнении поставленной задачи; Шаг 8 – публикация материала в блоге учебной группы. Студенты публикуют выполненное задание (научный документ); Шаг 9 – ознакомление и оценка материалов, опубликованных другими студентами, с последующим их комментированием; Шаг 10 – повторная публикация материала с учетом проведенной корректировки и исправлением ошибок или публикация ответов на комментарии других пользователей); 5) итоговый этап (Шаг 11 – оценка проделанной работы студентами с последующей рефлексией и выявлением сильных и слабых сторон при работе, а также определение рекомендаций по дальнейшему улучшению; Шаг 12 – оценка проделанной работы преподавателем на основе обозначенных критериев).

29-40 13
Аннотация

В настоящее время обучение военных лингвистов, а также их обеспечение необходимыми информационными ресурсами приобретает все большую актуальность. В то же время португальский язык становится все более распространенным и актуальным в вопросах международной коммуникации в самых разных сферах человеческой деятельности. Не менее значима его роль и в отношениях России с португалоговорящими странами, особенно с Бразилией и Анголой. Все большую популярность набирают учебные программы, в рамках которых российские студенты посещают португалоговорящие страны, а граждане этих стран, в свою очередь, также приезжают обучаться в Россию для обмена не только языковым опытом, но и знаниями в самых различных сферах. Особое внимание в рамках данной работы хотелось бы уделить именно военному переводу. Активное сотрудничество между Россией и такими странами, как Бразилия и Ангола, на данный момент происходит и в военной сфере. Так, военное сотрудничество Российской Федерации с этими странами не ограничивается поставками различных видов вооружения и военной техники. К примеру, Ангола принимает активное участие в двух этапах Международных армейских игр «АрМИ», а бразильские делегации наблюдают за чистотой военных соревнований. Все эти факторы демонстрируют возрастающую актуальность и распространенность португальского языка в различных сферах деятельности. Для обеспечения такой деятельности и осуществления качественной международной коммуникации требуются высококвалифицированные переводческие кадры, которые могли бы работать с текстами самых разных тематик и на переговорах, касающихся любых аспектов. И в данном вопросе не обойтись без источников, которые бы обладали достаточным объемом необходимых терминов, затрагивающих вопросы технического и военного перевода.

41-55 16
Аннотация

Рассмотрено обучение аудированию, которое является наиболее проблемным рецептивным аспектом изучения иностранного языка в техническом вузе. Отмечено, что, помимо лингвистических трудностей, студенты испытывают такие психологические сложности, как недостаток собственного перцептивного опыта реципиента, некомфортные условия восприятия, тревожность и страх неуспешности выполнения этого вида речевой деятельности. Показано, что перцептивная деятельность обучающихся, направленная на слуховое восприятие англоязычного дискурса, органично входит в состав наиболее актуальной для студентов коммуникативной компетенции. Исследование нацелено на рассмотрение психолого-педагогических аспектов в преподавании обычного аудирования без видеоряда и аудирования с использованием видеоматериалов. Выявлены преимущества использования видеоматериалов, которые способствуют созданию психологически комфортных для обучающихся условий в учебном процессе. Представлен анализ мнений студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций по проведению аудирования в режимах аудиторной и опережающей самостоятельной работы: оказалось, что большинство студентов предпочитают выполнять аудирование в домашних условиях. Описана аудиовизуальная методика опережающей самостоятельной работы по аудированию профессионально-ориентированных видеоматериалов с применением электронных ресурсов VideoAnt, Mindmeister, LMS MOODLE. В качестве курса по видеоаудированию использовался рекламный фильм компьютерной фирмы CISCO (США), тематика которого полностью соответствует направлению «Сервис» Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций.

56-64 12
Аннотация

Основная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что предполагает развитие речевых умений и навыков. В связи с преобладающим в методике компетентностным подходом, а также на основе лексического подхода особое внимание уделяется развитию коллокационной компетенции. Так как овладение лексикой происходит на основе изучения сочетаемости слов и фраз, а коллокации – это определенные слова в языке, с тенденцией употребляться вместе, то следует говорить о включении коллокационной компетенции в коммуникативную компетенцию. Информатизация образования накладывает отпечаток на методику преподавания иностранного языка. Для успешного осуществления образовательного процесса в современном мире необходима сформированность лингвокомпьютерной компетенции как у студентов, так и у преподавателя. Анализ методической литературы показал, что вопрос психолого-педагогических условий формирования коллокационной компетенции студентов не очень хорошо раскрыт в отечественной и зарубежной методической литературе и требует более подробного изучения. В представленном исследовании: 1) проведен анализ работ отечественных и зарубежных ученых по вопросам психолого-педагогических условий формирования компетенций; 2) доказана важность формирования коллокационной компетенции студентов; 3) изучен вопрос формирования лингвокомпьютерной компетенции как студентов, так и преподавателей; 4) определено ключевое место комплексного задания «Диктоглосс» как средства для формирования коллокационной компетенции, а также как средства формирования и развития лингвокомпьютерной компетенции.

65-74 15
Аннотация

Актуальность исследования обоснована важностью формирования социокультурной компетенции студентов как компонента профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции при обучении будущих специалистов любого профиля в целях развития их способности к успешному межкультурному взаимодействию. Раскрыта специфика формирования социокультурных умений будущих специалистов на примере исследовательского проекта. Исследовательский проект на основе темы «Мода. Деловой стиль» представлен как эффективный инструмент для познания обучающимися иноязычной культуры на ценностном уровне, установления непосредственных связей с иноязычным обществом, развития вторичной языковой личности, а также способности обучающихся исследовать, анализировать и критически оценивать тот языковой материал, с которым они работают в процессе обучения иностранному языку для специальных целей. Определены принципы, на которых строится процесс развития социокультурных умений студента, раскрыты содержание и структура социокультурных умений. Обоснован дидактический потенциал темы «Мода» для формирования социокультурной компетенции. Раскрыты этапы работы над лингвистическим материалом по теме и показаны исследовательские шаги решения поставленной задачи. Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы при решении актуальных педагогических задач, направленных на подготовку будущих бакалавров к успешной межкультурной иноязычной коммуникации.

75-82 19
Аннотация

В последние два десятилетия корпусные технологии, понимаемые как совокупность средств и методов обработки и анализа данных электронных лингвистических корпусов, как вид информационно-коммуникационных технологий, вызывают большой интерес исследователей и преподавателей иностранных языков. Дано объяснение понятиям «корпусная лингвистика», «корпусные технологии», «лингвистический корпус», «конкорданс». Рассмотрены методы изучения корпусных технологий, представляющие из себя аннотацию, абстракцию и анализ. Приведены достоинства лингвистических корпусов. Описана история возникновения и развития лингвистических электронных корпусов от доцифрового до цифрового периода. Приведены минимальные требования к корпусу текстов, включающие репрезентативность, известный объем корпуса, электронную форму, аннотацию и сбалансированность. Рассмотрена типология лингвистических корпусов. По языку текстов различают одноязычные и многоязычные корпуса, которые, в свою очередь, разделяются на смешанные и параллельные. По языковым данным бывают письменные, устные и смешанные. Корпуса бывают неразмеченными и размеченными. Разметка же бывает трех видов: лингвистическая, метатекстовая и экстралингвистическая. По параметру представленности языкового материала корпуса бывают фрагментированные и нефрагментированные. По типу доступа они классифицируются на открытые и ограниченные. По жанровому представлению лингвистические корпуса разнообразны. По объему следует различать представительные, иллюстративные и мониторинговые. Изучены дидактические свойства корпусных технологий в области обучения иностранному языку. Предложено деление лингводидактических свойств корпусных технологий на обязательные и факультативные.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

83-93 24
Аннотация

Интегрированное предметно-языковое обучение выступает новым инновационным подходом к преподаванию профессионального иностранного языка в аграрном вузе. Его отличительной особенностью является двойственная цель обучения – одновременное обучение студентов иностранному языку и профильной специальности. Разработанный на основе актуализации опоры на межпредметные связи курс профессионального иностранного языка направлен на внутрипрофильную специализацию студентов и формирование у них ряда общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Вместе с тем полноценная реализация интегрированного предметно-языкового обучения требует внесения соответствующих изменений как в планирование курса профессионального иностранного языка, так и в разработку новых по своему содержанию и направленности учебных материалов. В работе авторы рассмотрели определение и основные положения предметно-языкового интегрированного обучения, провели анализ работ, посвященных разработке курсов по иностранному языку для специальных целей, предложили авторские этапы разработки курса профессионального иностранного языка на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения. К таким этапам относятся: 1) оценка потребностей студентов; 2) определение целей и задач курса; 3) определение тем курса или предметно-тематических модулей; 4) определение подтем каждого предметно-тематического модуля; 5) отбор иноязычных текстов профессиональной направленности; 6) разработка проблемных заданий иноязычной речевой и профессиональной направленности; 7) оценка курса. Подробно описаны все этапы.

94-106 19
Аннотация

В настоящее время все большее распространение в обучении студентов аграрного вуза приобретает интегрированное предметно-языковое обучение. Для вузовской педагогики это достаточно новый и инновационный подход, направленный на достижение одновременно двух целей: 1) дальнейшего формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции; 2) дальнейшего формирования профессиональных компетенций средствами иностранного языка. Двойственная цель свидетельствует о том, что при данном подходе иностранный язык выступает одновременно и целью обучения, и средством профессионального становления студентов. Однако эффективность методики обучения будет зависеть от учета ряда педагогических условий. Выделено и обосновано шесть педагогических условий, учет которых при разработке соответствующей методики обучения будет способствовать эффективности процесса обучения профессиональному иностранному языку в аграрном вузе студентов направления подготовки «Агроинженерия». К таким условиям относятся следующие: а) отбор предметного содержания обучения осуществляется на основе реализации принципа опоры на межпредметные связи; б) в процессе обучения используются проблемные речевые задания, а также задания, отражающие специфику будущей профессиональной деятельности студентов; в) минимальный уровень владения иностранным языком студентами – В1-В2; г) группирование студентов по уровню владения иностранным языком; д) группирование студентов по профилям обучения в рамках направления подготовки; е) компетентность преподавателя в области иностранного языка, профильной специальности и методик их преподавания. Подробно описано каждое из выделенных условий.

107-118 21
Аннотация

В современных ФГОС ВО по ряду направлений подготовки аграрного вуза владение иностранным языком представлено сразу в двух компетенциях. При этом, если раньше целью обучения иностранному языку в вузе выступало формирование иноязычной коммуникативной компетенции и всех составляющих ее субкомпетенций в социально-бытовой и социокультурной сферах общения, то современные ФГОС ВО также акцентируют внимание на формировании коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения. Такое расширение сфер использования иностранного языка, как средства общения, способствовало обозначению формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в качестве одной из основных целей обучения профессиональному иностранному языку в аграрном вузе. Вместе с тем ученые так и не пришли к единому мнению относительно структуры и компонентного состава профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности. Рассмотрена история вопроса, на примере направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» предложена структура и компонентный состав профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студента аграрного вуза. В структурном плане профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность студентов включает два компонента: иноязычный коммуникативный и профессиональный. Иноязычный коммуникативный состоит из пяти субкомпетенций: лингвистической, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Профессиональный компонент включает знания в конкретной сфере профессиональной деятельности и профессиональные виды деятельности специалистов конкретного направления подготовки. Данный компонент будет во многом определять содержание обучения компонентам иноязычной коммуникативной компетенции, добавляя в процесс обучения профессионально ориентированное предметное содержание, отражающее особенность специалистов в сфере технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, как уровневая категория, профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность студентов состоит из пяти компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, операционного, коммуникативного, рефлексивного. В работе подробно описано содержание этих компонентов.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

119-124 25
Аннотация

Обозначены основные результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение возможностей оздоровительно-рекреационной деятельности в отношении людей в возрасте от сорока пяти до пятидесяти четырех лет. Необходимость рассмотрения и изучения потребностей людей трудоспособного возраста в оздоровительно-рекреационной деятельности обусловлена государственным запросом к повышению качества жизни населения и формированию мотивации к здоровому образу жизни. Целью данного исследования явилось выявление и обоснование потребностей включения взрослого человека в физкультурно-рекреационную деятельность. В результате проведенного опроса среди респондентов экспериментальной группы были выявлены потребности в оздоровительно-рекреационной деятельности, а также наиболее востребованная форма оздоровительно-рекреационной деятельности: занятия в группах здоровья. Кроме того, приоритетные виды занятий сгруппированы по видам превалирующей физической активности: общеоздоровительные, формирующие навыки динамического режима или правильного дыхания; специально-оздоровительные, развивающие компенсаторные механизмы; специально-развивающие, восстанавливающие утилитарные и профессиональные двигательные умения, и навыки. В резолютивной части исследования уточнены социально значимые функции физической культуры в контексте ее разработки и применения в системе социальной работы.

125-129 21
Аннотация

Проблемы профессиональной самореализации социальных работников являются недостаточно изученными в современном педагогическом дискурсе. В контексте заявленной проблемы фокус научного анализа направлен на выявление возможных условий профессиональной самореализации социальных работников. Кроме того, уточняя необходимые условия, исследователи акцентируют внимание на том, что в научной литературе они обозначаются как определенные обстоятельства, способствующие формированию или развитию некоего явления или процесса. Проведенное нами исследование представляет сжатую компиляцию результатов теоретико-прикладного исследования и демонстрирует потребность не только вовлечения социальных работников в эффективную профессиональную деятельность, но и создание научно обоснованных условий для их профессиональной самореализации, что позволило нам акцентировать внимание на факторах, обусловливающих эти условия, и методические составляющие, позволяющие реализовать выявленные условия. С целью объективации результатов теоретического исследования к полученным данным был применен метод экспертной оценки. Экспертную группу составили преподаватели Кубанского государственного университета и преподаватели Адыгейского государственного университета в количестве восемнадцати человек.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

130-139 26
Аннотация

Представлен развернутый анализ факторов формирования социального опыта дошкольников: внутренних и внешних. Анализ внутренних факторов содержит информацию о психофизических особенностях детей дошкольного возраста: дана характеристика внимания, памяти, воображения, мышления детей данного возраста, раскрыта роль речи как системообразующего инструмента, регулирующего психические процессы ребенка. Анализ внешних факторов базируется на модели, предполагающей разделение социального развития на четыре сферы: семья, взрослые, сверстники, образ Я. При этом образ Я рассматривается как результат пересекающегося воздействия трех других сфер. Каждая из этих сфер рассматривается в отдельности с учетом специфики современных общественных тенденций и с учетом характера организации современного дошкольного образовательного процесса. Дана характеристика особенностей семейных отношений, проанализирована роль мира взрослых как базового источника социальных эталонов для детей. При рассмотрении сверстников, как одной из сфер социального развития дошкольников, особое внимание уделено присутствию среди них детей с ограниченными возможностями здоровья. Указано на особую роль взаимоотношений детей со сверстниками, имеющими особые образовательные потребности, и охарактеризованы эти взаимоотношения как одна из смыслообразующих основ формирующего социального опыта дошкольников.

140-146 42
Аннотация

Анализ современных педагогических исследований, практики специальной педагогики и психологии показывает, что формирование диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития продолжает оставаться актуальной проблемой в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведен анализ взглядов различных исследователей на значение развития диалогической речи дошкольников. Отмечено, что при кажущейся простоте диалога, большей независимости от языковых норм участие в эффективном общении представляет для детей рассматриваемой категории значительные трудности. Также представлен анализ результатов собственного диагностического обследования диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Раскрыты особенности выполнения трех заданий детьми старшего дошкольного возраста общеобразовательной группы и группы детей с задержкой психического развития. Задания выявляли умение детей отвечать на вопросы разных типов, реализовывать сюжет с помощью диалога героев и запрашивать информацию. Выяснилось, что детям с задержкой психического развития характерно долгое «включение» в задание, бедный словарь, использование простейших фраз, неумение актуализировать свои речевые и мыслительные возможности. Вместе с тем полученные данные позволяют наметить перспективу в формировании диалога у детей.

147-152 21
Аннотация

Данное исследование является логическим продолжением работы «О формировании ценностного отношения к изучению русского языка в школе», в которой рассматривались вопросы изучения языка в трех аспектах: как государственного, как родного и как иностранного. В июле 2018 г. в России впервые был принят закон «Об изучении родных языков». Наряду с другими национальными языками, впервые русский язык стал рассматриваться не только как государственный, но и как национальный, требующий отдельного внимания и изучения. В связи с этим поднята проблема выбора научных подходов для изучения родного русского языка на первой ступени образования. Изучен курс «русского родного языка», определены его цели и задачи и предложен перечень научно-методических подходов его преподавания. Предложено изучение родного русского языка с позиции четырех научных аспектов: аксиологического, коммуникативно-деятельностного, лингвокультурологического и герменевтического. Сущность каждого из представленных подходов проанализирована с позиции степени изученности, разработанности, целесообразности использования в начальной школе в теории и на практике. Выводы об успешности применения представленных подходов к изучению родного русского языка связаны, в первую очередь, с преподавателями, которые должны быть примером настоящего знания русского языка, любви к нему, осознают и ценят богатство родной культуры. Отмечено, что введение дополнительных часов русского языка не призвано нивелировать пробелы в знаниях школьников основного курса русского языка. Изучение родного языка должно способствовать формированию у учащихся осознания себя как части русской культуры, формировать ценностное отношение не только к языку, но и к его изучению.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

153-165 40
Аннотация

Рассмотрены положения необходимости усиления физической подготовленности сотрудников сил специальных операций и Главного разведывательного управления, вызванные тенденцией добавления в состав спецгрупп людей, владеющих на высоком уровне навыками современных компьютерных технологий. В подразделениях сил специальных операций и Главного разведывательного управления имеет место высокий отбор сотрудников по уровню физических кондиций и совершенного владения навыками радиоэлектронного оборудования, в то же время техника непрерывно совершенствуется. В массовом масштабе объективно коллектив не может одинаково владеть навыками работы с компьютерной техникой, только особенно уникальные специалисты способны в совершенстве работать в этом направлении. Жизнь данных военнослужащих в процессе ведения боевых действий необходимо сохранять в первую очередь. Это вызывает тенденцию усиления уровня физической подготовленности личного состава указанных спецподразделений, особенно при реализации нагрузки на фоне комплексного утомления.

166-175 22
Аннотация

Проанализированы наиболее часто встречаемые проблемы в области профессиональных рисков работников библиотечной сферы. К негативным последствиям профессионального влияния работы в библиотеке относится появление перенапряжения нервной системы, ведущего к внутренней эмоциональной опустошенности и синдрому «эмоционального сгорания»; развитие гиподинамии, приводящей к нарушениям в деятельности опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы работников; возникновение переутомления и потеря зрения в процессе работы за персональным компьютером. Кроме того, основная деятельность библиотекаря осуществляется в условиях отрицательного воздействия бумажной и книжной пыли, присутствия в микрофлоре болезнетворных бактерий и грибков, несоответствия параметров микроклимата в помещениях библиотек требуемым нормам. Серьезный риск, которому подвержены библиотекари на своих рабочих местах, связан с развитием заболеваний органов дыхания, которые могут быть аллергического характера (бронхиальная астма) или передающихся воздушно-капельным путем (туберкулез, вирусы гриппа). Результаты тестирования жизненной емкости легких, времени задержки дыхания на вдохе и выдохе студенток 1–2 курсов факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина позволили выявить картину функционального состояния дыхательной системы, подверженной значительному риску в процессе профессиональной деятельности работника библиотечной сферы. Предполагается, что формирование системы знаний и умений, касающихся профессиональной безопасности, охраны здоровья, профилактики отдельных заболеваний работников библиотечной сферы должны закладываться в период обучения в вузе, в том числе на занятиях физической культурой.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

176-183 16
Аннотация

Раскрыто содержание понятия «концертно-исполнительский навык» в процессе реализации художественно-творческого потенциала в рамках начального обучения игре на фортепиано. Акцентировано внимание на способах подготовки учащегося к концертному выступлению, необходимых для преодоления сценического волнения. Проанализированы и освещены современные площадки и проекты, влияющие на степень успешности формирования навыка в исполнительской практике детей с учетом различной степени одаренности. Степень успешности выступления зависит от грамотного построения учебно-воспитательной работы педагогом, комплексного развития индивидуальных способностей ученика. Подчеркнуто, что процесс овладения исполнительскими навыками осуществляется в результате формирования познавательных интересов обучающегося в зависимости от творческих способностей, а также повышения общей музыкальной культуры ребенка. Определено, что умение максимально эффективно донести свою интерпретацию произведения возможно в результате непрерывной публичной деятельности с первых шагов юного музыканта. Сделан вывод о необходимости создания дополнительных условий для творческой самореализации учащихся в период начального обучения игре на инструменте, при которых процесс формирования исследуемого навыка может быть эффективнее с помощью разработки отдельных досуговых программ и включения семейного музицирования.

184-190 10
Аннотация

В современном быстроразвивающемся мире происходят изменения и в системе образования. Постоянно осуществляется поиск новых форм, средств, технологий подачи информации с целью увеличения объема и повышения качества усвоения школьниками учебной информации. С учетом современной информационной перенасыщенности существует необходимость в предъявлении к учебной информации определенных условий, заключающихся в подаче знаний обучающимся в визуально-образном виде путем свертывания информации. Этим и занимается технология визуализации. Рассмотрено становление технологии визуализации в историческом ракурсе и представления о данной технологии разных ученых. Рассмотрены особенности обучения школьников изобразительному искусству, основанного на технологии визуализации. Описан процесс перевода наглядно полученной информации в визуальный ряд. Технология визуализации, применяемая в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства, позволяет охватить и задействовать всех обучающихся, включая «визуалов», «аудиалов» и «кинестиков». Приведена схема организации и усвоения знаний в процессе визуализации, учитывающая основные особенности человеческой памяти. Приведены рекомендации для учителей, желающих освоить и применять технологию визуализации в своей учебной деятельности.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

191-201 20
Аннотация

Рассмотрен процесс появления, становления и развития первых суконных мануфактур в Тамбовской губернии во второй половине XVIII века в будущих фабричных центрах и крупнейших торгово-промышленных селах: Рассказово и Бондари, который предопределил лидирующие позиции Тамбовского региона в суконной отрасли страны на протяжении XIX–XX веков. Актуальность темы связана с необходимостью показать историческую обусловленность создания и развития промышленного производства в аграрном регионе при наличии определенной предпринимательской активности отдельных граждан и деятельной поддержки этого направления государственными институтами. Уделено особое внимание характеристике экономического потенциала местности основания новых мануфактур в XVIII веке; личностей купцов-фабрикантов (Олесов, Тулинов, Гарденины, Демидов), выходцев из соседних регионов, основавших в указанных селах первые промышленные предприятия; уточнена хронология возникновения и деятельности суконных фабрик Тамбовской губернии. Подробно описаны материальная база, выпускаемая продукция и используемая рабочая сила, прослежены связи тамбовских предприятий и предпринимателей с мануфактурами в других регионах и государственными ведомствами. В исследовании дана краткая характеристика состояния промышленных сил губернии в пореформенный период (непосредственно перед началом интенсивной индустриализации).

202-209 21
Аннотация

Историография истории предпринимательской деятельности в крупнейшем регионе России малоизучена. Представлен историографический анализ исследования истории предпринимательства в Сибири второй половины XIX – начала XX века, основных подходов, проблем исследования в разные периоды существования российского государства. К настоящему времени опубликовано значительное количество работ по истории жизни и деятельности предпринимателей дореволюционной Сибири. Исследователям удалось собрать большое количество фактического материала, изучить историю становления и развития предпринимательства в регионе, охватить практически все аспекты жизни деловых людей. Историками введен в научный оборот обширный фактический материал, опубликованы аналитические работы по различным проблематикам истории предпринимательства в Сибири, таким как происхождение, численность, состав, формы деятельности, социокультурный облик, внутрисемейные отношения, повседневная жизнь предпринимателей и др. Жанровое многообразие научной литературы о предпринимателях Сибири явилось отражением широкого профессионального и общественного интереса к торговле и иным занятиям предпринимательской деятельностью. Теоретической основой является теория модернизации. Основным методом исследования является историографический анализ. В настоящее время существует большое количество публикаций, их жанровое разнообразие, увеличение источниковой базы, которые нуждаются в историографическом осмыслении. Анализ историографии позволяет подготовить обобщающие научные труды по проблемам истории предпринимательства дореволюционной Сибири.

210-216 20
Аннотация

Проанализирована нормативная база формирования Дезертиркомиссий разного уровня – органов чрезвычайного характера, существовавших в раннесоветский послереволюционный период. Актуальность исследования определена широким распространением квазисудебных форм как в ретроспективе, так и в современном правовом поле: внедрением медиативных процедур, административного судопроизводства. Квазисудебные институты в советской модели государственности занимали значительное место и сопровождали параллельно выстраиваемую систему народных судов. Исследование квазисудебных органов и их полномочий в ретроспективе позволяет уточнять как теоретическое значение, так и практическую реализацию форм правосудия. Целью исследования явилась реконструкция истории Дезертиркомиссий в их иерархии на архивных материалах Тамбовской губернии и нормативных актах. Методами исследования стали формально-юридический анализ историко-правовых актов советского времени, сравнительный анализ полномочий и деятельности квазисудебных органов и народных судов. Установлены чрезвычайные полномочия Дезертиркомиссий, основанные на принципах круговой поруки, заложничества, в то же время обосновано наличие элементов судебного посредничества в рамках их деятельности.

217-225 21
Аннотация

Прослежен эпизод, иллюстрирующий гуманитарный компонент социального катаклизма. На основе частично впервые вводимых в научный оборот архивных документов рассмотрены разрушительные хозяйственные и культурные проявления периода революции и Гражданской войны на примере городской усадьбы М.В. Асеева, являвшейся в начале ХХ века одной из архитектурно-культурных доминант губернского центра. После национализации предполагалось нереализованное приспособление «Дома Асеева» под детдом, что повлекло его фактическую бесхозность. Передача усадьбы в пользование формирующемуся государственному университету подразумевала двоякую цель: устранение бесхозности и формирование материальной базы высшего учебного заведения, могущего рассчитывать на централизованное финансирование. Перерастание революции в масштабную Гражданскую войну сделало невозможным ее реализацию. Прослежена бюрократическая волокита с передачей усадьбы Агрономическому факультету Тамбовского государственного университета, тянувшаяся до начала 1919 г., и усилившая запущенность строений и территории. Отсутствие в распоряжении университета и местных властей средств не позволили остановить разрушение усадьбы. Приведены данные, характеризующие нарастающее разрушение – запустение помещений, земельного участка, систем водоснабжения, отопления, электроподачи, канализации.

226-232 15
Аннотация

Внимание обращено к актуальной и слабо изученной теме санитарного состояния и проблем благоустройства малого российского города в первое десятилетие советской власти. Целью исследования явилось выявление изменений, произошедших в санитарном состоянии провинциального города под воздействием модернизационных процессов. При этом санитарное состояние рассмотрено как совокупность показателей, характеризующих технологии и практики водоснабжения и удаления отходов, состояние и загрязненность городских улиц, площадей, дворов и водоемов. Анализ санитарного состояния и степени благоустроенности динамично развивающегося губернского города с населением чуть более 18 тысяч человек позволил заполнить лакуну повседневной истории городской среды раннего советского периода и выявить ключевые факторы обострения санитарных проблем. В результате было установлено, что для Череповца, как и более крупных советских городов, были свойственны проблемы загрязненности городской территории и водоемов, которые оказывали значительное влияние на санитарную обстановку. Ухудшение жилищных условий и снижение материального благополучия, по сравнению с предыдущим периодом, также оказало негативное воздействие на санитарную обстановку в городе. Следует отметить усилия городских властей и ряда представителей городской общественности, направленные на санитарное просвещение населения и решение вопросов, связанных с благоустройством городской среды.

233-238 18
Аннотация

Проанализировано влияние официальной идеологии на содержание местной прессы. Показано, как именно отражалось влияние пропаганды. Собственно, по-другому и быть не могло, так как СМИ финансировались государством. Приведены примеры того, как газета агитировала, побуждала к действию и диктовала единственно правильную интерпретацию тех или иных событий. В то же время отражено и то, как «Тамбовская правда» становилась последней инстанцией для простых советских граждан. Помимо номеров главной региональной газеты XX века, использованы публикации, посвященные такой теме, как официальная пропаганда. Нами отмечено, какое значение пресса имела в первую послевоенную пятилетку. Кроме того, было проанализировано влияние «холодной войны» на содержание статей в газете «Тамбовская правда». Отмечено, что СМИ оказывали огромное влияние на формирование образа врага в сознании советских граждан. Характерные слова, шаблонные лозунги говорят об однотипности публикаций. Стоит отметить то, как на страницах газеты отмечают трудовые подвиги и наоборот, ругают за недовыполнение плана и лень. На основе всего этого сделан вывод, что пресса способствовала мифологизации власти и росту веры в ее непогрешимость.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

239-248 15
Аннотация

Представлена история развития ярмарочной торговли в Акмолинской области Степного края во второй половине XIX – начале XX века. Показана динамика численности ярмарок, география их распределения по уездам области. Проанализированы ассортимент товаров на ярмарках, объемы торговых оборотов и направления товаропотоков, выявлены причины и факторы роста ярмарочной торговли в Акмолинской области, обоснована роль ярмарок в развитии товарно-денежных отношений и формировании рыночного пространства в регионе. Историческое значение Акмолинских ярмарок заключалось в том, что посредством их происходило торгово-хозяйственное освоение азиатских окраин Российской империи и решались задачи продвижения товаров азиатских регионов на всероссийский рынок. Казахская степь, в силу неразвитости промышленности в регионе, привлекала русский капитал как рынок дешевого сырья и рынок сбыта промышленной продукции центральных областей страны. Ярмарки Акмолинской области вовлекали в орбиту торговли широкие слои населения края, что обеспечивало их устойчивость и постепенный рост. Они способствовали развитию различных промыслов и кустарной промышленности среди местного населения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)