Теоретические основы обучения детей чтению
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-144-151
Аннотация
В работе нашел отражение историко-теоретический аспект методики обучения чтению в России: охарактеризованы три этапа развития методической науки в названном направлении. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ определений понятия «чтение» в разных источниках знаний, описан методический феномен чтения. Психолого-педагогические и справочно-информационные материалы, использованные в работе, выявляют как достижения в методике обучения детей чтению, так и проблемные вопросы. В частности, поставлен вопрос о целевых установках в обучении чтению, определены возрастные особенности участников процесса, с опорой на труды психологов и методистов установлено различие чтения как психофизиологического действия и как речевой деятельности, названы классические и альтернативные методики обучения чтению и др. Сделаны выводы о возможности обучения чтению в дошкольном возрасте, так как созданы теоретические и эмпирические предпосылки, разработаны практические методики обучения детей чтению. Выдвинута гипотеза о необходимости индивидуализации обучения и создании научно обоснованной технологии процесса.
Об авторах
Г. М. ПервоваРоссия
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Е. А. Семенова
Россия
Семенова Евгения Аркадьевна, аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России: Лекционно-практический курс. М.: Мегатрон, 2000. 237 с.
2. Материалы по истории русской детской литературы / под ред. А.К. Покровской, Н.В. Чехова. М., 1927–1929. 304 c.
3. Чтение в начальной и средней школе: сб. ст. / под общ. ред. К.Б. Бархина. М., 1936.
4. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл. ред. И.А. Каиров. М., 1968. Т. 4. СН-Я. 912 стб.
5. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 944 c.
6. Словарь терминов по информатике / сост. Г.С. Жданова, Е.С. Колобородова, В.А. Полушкин, А.И. Черный. М.: Наука, 1971. 360 c.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 240 c.
8. Педагогическое речеведение / под ред. Т.А. Ладыженской; сост. А.А. Князьков, Л.Е. Тумина. М.: МПГУ, 1993. 312 c.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 880 c.
10. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М., 1997. 383 c.
11. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.Г. Панов. М., 1999. Т. 2. 607 c.
12. Методика обучения русскому языку и литературному чтению / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 468 с.
13. Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. М.: Изд-во АПКиППРО Академия, 2006. 100 с.
14. Павлова Л.Н. Учить ли малышей чтению? // Дошкольное воспитание. 1993. № 1.
15. Королева О.А., Руднева Е.В., Сергиенко Н.А. Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 29-31.
16. Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать… // Практика управления ДОУ. 2017. № 4. С. 13-18.
17. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 c.
18. Красильникова И.В. Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2002. 230 с.
19. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 356 c.
20. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей / сост., предисл., примеч., словарь, подгот. текста Н.Г. Ермолиной. Новосибирск: Мангазея; Дет. лит., 1997. 456 с.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1976.
22. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. № 4. С. 59-62.
23. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М.: Магистр, 1993. 175 с.
24. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.
25. Первова Г.М. Читательская культура педагога. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2018. 250 c.
Рецензия
Для цитирования:
Первова Г.М., Семенова Е.А. Теоретические основы обучения детей чтению. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(191):144-151. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-144-151
For citation:
Pervova G.M., Semenova E.A. Theoretical foundations of teaching children to read. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(191):144-151. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-144-151