Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Теоретические основы обучения детей чтению

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-144-151

Аннотация

В работе нашел отражение историко-теоретический аспект методики обучения чтению в России: охарактеризованы три этапа развития методической науки в названном направлении. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ определений понятия «чтение» в разных источниках знаний, описан методический феномен чтения. Психолого-педагогические и справочно-информационные материалы, использованные в работе, выявляют как достижения в методике обучения детей чтению, так и проблемные вопросы. В частности, поставлен вопрос о целевых установках в обучении чтению, определены возрастные особенности участников процесса, с опорой на труды психологов и методистов установлено различие чтения как психофизиологического действия и как речевой деятельности, названы классические и альтернативные методики обучения чтению и др. Сделаны выводы о возможности обучения чтению в дошкольном возрасте, так как созданы теоретические и эмпирические предпосылки, разработаны практические методики обучения детей чтению. Выдвинута гипотеза о необходимости индивидуализации обучения и создании научно обоснованной технологии процесса.

Об авторах

Г. М. Первова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, почетный работник высшего профессионального  образования Российской Федерации

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Е. А. Семенова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Семенова Евгения Аркадьевна, аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России: Лекционно-практический курс. М.: Мегатрон, 2000. 237 с.

2. Материалы по истории русской детской литературы / под ред. А.К. Покровской, Н.В. Чехова. М., 1927–1929. 304 c.

3. Чтение в начальной и средней школе: сб. ст. / под общ. ред. К.Б. Бархина. М., 1936.

4. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл. ред. И.А. Каиров. М., 1968. Т. 4. СН-Я. 912 стб.

5. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 944 c.

6. Словарь терминов по информатике / сост. Г.С. Жданова, Е.С. Колобородова, В.А. Полушкин, А.И. Черный. М.: Наука, 1971. 360 c.

7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 240 c.

8. Педагогическое речеведение / под ред. Т.А. Ладыженской; сост. А.А. Князьков, Л.Е. Тумина. М.: МПГУ, 1993. 312 c.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 880 c.

10. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М., 1997. 383 c.

11. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.Г. Панов. М., 1999. Т. 2. 607 c.

12. Методика обучения русскому языку и литературному чтению / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 468 с.

13. Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. М.: Изд-во АПКиППРО Академия, 2006. 100 с.

14. Павлова Л.Н. Учить ли малышей чтению? // Дошкольное воспитание. 1993. № 1.

15. Королева О.А., Руднева Е.В., Сергиенко Н.А. Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 29-31.

16. Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать… // Практика управления ДОУ. 2017. № 4. С. 13-18.

17. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 c.

18. Красильникова И.В. Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2002. 230 с.

19. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 356 c.

20. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей / сост., предисл., примеч., словарь, подгот. текста Н.Г. Ермолиной. Новосибирск: Мангазея; Дет. лит., 1997. 456 с.

21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1976.

22. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. № 4. С. 59-62.

23. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М.: Магистр, 1993. 175 с.

24. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.

25. Первова Г.М. Читательская культура педагога. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2018. 250 c.


Рецензия

Для цитирования:


Первова Г.М., Семенова Е.А. Теоретические основы обучения детей чтению. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(191):144-151. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-144-151

For citation:


Pervova G.M., Semenova E.A. Theoretical foundations of teaching children to read. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(191):144-151. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-144-151

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)