Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов в качестве цели обучения иностранному языку в аграрном вузе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-107-118
Аннотация
В современных ФГОС ВО по ряду направлений подготовки аграрного вуза владение иностранным языком представлено сразу в двух компетенциях. При этом, если раньше целью обучения иностранному языку в вузе выступало формирование иноязычной коммуникативной компетенции и всех составляющих ее субкомпетенций в социально-бытовой и социокультурной сферах общения, то современные ФГОС ВО также акцентируют внимание на формировании коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения. Такое расширение сфер использования иностранного языка, как средства общения, способствовало обозначению формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в качестве одной из основных целей обучения профессиональному иностранному языку в аграрном вузе. Вместе с тем ученые так и не пришли к единому мнению относительно структуры и компонентного состава профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности. Рассмотрена история вопроса, на примере направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» предложена структура и компонентный состав профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студента аграрного вуза. В структурном плане профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность студентов включает два компонента: иноязычный коммуникативный и профессиональный. Иноязычный коммуникативный состоит из пяти субкомпетенций: лингвистической, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Профессиональный компонент включает знания в конкретной сфере профессиональной деятельности и профессиональные виды деятельности специалистов конкретного направления подготовки. Данный компонент будет во многом определять содержание обучения компонентам иноязычной коммуникативной компетенции, добавляя в процесс обучения профессионально ориентированное предметное содержание, отражающее особенность специалистов в сфере технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, как уровневая категория, профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность студентов состоит из пяти компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, операционного, коммуникативного, рефлексивного. В работе подробно описано содержание этих компонентов.
Об авторе
Ю. В. ТокмаковаРоссия
Токмакова Юлия Валерьевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков
394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1
Список литературы
1. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge: MIT Press, 1965.
2. Hymes D.Н. On communicative competence // Sociolinguistics: Selected Readings / eds. by J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.
4. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1 (1). P. 1-48.
5. Savignon S.J. Communicative Competence: an Experiment in Foreign Language Teaching. Philadelphia: Center for Curriculum Development, 1972.
6. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication / eds. by J.C. Richard, R.W. Schmidt. L.: Longman, 1983. P. 2-27.
7. Savignon S. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Boston: Addison-Wesley, 1983.
8. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nd edition). N. Y.: McGraw-Hill, 1997.
9. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
10. Сысоев П.В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка (для школ с углубленным изучением иностранного языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 1999.
11. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М.: Еврошкола, 2003.
12. Neuner G. The role of Sociocultural Competence in Foreign Language Teaching and Learning. Strasbourg: Council of Europe / Council for Cultural Co-operation (Education Committee), CC-LANG, 1994.
13. Ek van J.A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe, 1986.
14. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. C. 5-7.
15. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М.: Глосса-пресс, 2008.
16. Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. 2018. № 43. С. 261-281.
17. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1998.
18. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
19. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Каро, 2005.
20. Сысоев П.В. Основные положения коммуникативно-этнографического подхода к обучению иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 184-202.
21. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
22. Сушкова Н.А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.
23. Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
24. Дудин А.А. Формирование межкультурных умений студентов на основе коммуникативно-этнографического подхода // Язык и культура. 2015. № 3. С. 86-99.
25. Михайлюк Ю.В. Коммуникативная компетентность специалиста медицинского профиля как составляющая его профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы современной науки: сб. ст. участников 5 Респ. науч.-практ. семинара молодых ученых. Минск: Минский ун-т управления, 2014. С. 88-92.
26. Егошина Е.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза на основе билингвального сопоставления русского и английского языков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010.
27. Матвеева И.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2012.
28. Самойлова Е.С. Обучение иностранному языку как фактор формирования профессиональной компетентности экономиста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2004.
29. Климкович Е.Я. Иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция как неотъемлемая часть профессиональной компетентности будущих специалистов в области информационных технологий // Вестник СибАДИ. 2012. № 2 (24). С. 141-145.
30. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2016.
Рецензия
Для цитирования:
Токмакова Ю.В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов в качестве цели обучения иностранному языку в аграрном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(185):107-118. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-107-118
For citation:
Tokmakova Y.V. Development of professional foreign language communicative competency of students as a goal of foreign language teaching in an agrarian university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(185):107-118. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-107-118