Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности развития диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-140-146

Аннотация

Анализ современных педагогических исследований, практики специальной педагогики и психологии показывает, что формирование диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития продолжает оставаться актуальной проблемой в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведен анализ взглядов различных исследователей на значение развития диалогической речи дошкольников. Отмечено, что при кажущейся простоте диалога, большей независимости от языковых норм участие в эффективном общении представляет для детей рассматриваемой категории значительные трудности. Также представлен анализ результатов собственного диагностического обследования диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Раскрыты особенности выполнения трех заданий детьми старшего дошкольного возраста общеобразовательной группы и группы детей с задержкой психического развития. Задания выявляли умение детей отвечать на вопросы разных типов, реализовывать сюжет с помощью диалога героев и запрашивать информацию. Выяснилось, что детям с задержкой психического развития характерно долгое «включение» в задание, бедный словарь, использование простейших фраз, неумение актуализировать свои речевые и мыслительные возможности. Вместе с тем полученные данные позволяют наметить перспективу в формировании диалога у детей.

Об авторах

Е. А. Дыбошина
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Россия

Дыбошина Елена Александровна, аспирант, кафедра дошкольного и начального общего образования

432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5



Л. Г. Шадрина
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Россия

Шадрина Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования

432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5



Список литературы

1. Timothy B., Jörg M.B., Gitte K. Measuring communication difficulty through effortful speech production during conversation // Speech communication. 2018. Vol. 100. P. 18-29.

2. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2017. 176 с.

3. Варанецкая-Лосик Е.И. Формирование коммуникативно-познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения рукотворного мира: автореф. дис. … канд. пед. наук. Минск, 2019. 29 с.

4. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 213-217.

5. Важенина Н.Н. Развитие диалогической речи у детей // Актуальные задачи педагогики: материалы 4 Междунар. науч. конф. Чита, 2013. С. 93-95.

6. Гридина Т.А. Детский вопрос как форма лингвокреативного мышления // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 148-153.

7. Liam P.B., Kate C. The role of memory and language ability in children’s production of two-clause sentences containing before and after // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. Vol. 182. P. 61-85.

8. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A. Perception and acoustic features of speech of children with autism spectrum disorders // Lecture Notes in Computer Science. 2017. Vol. 10458. P. 602-612.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Директ-Медиа, 2014. 570 с. ISBN 978-5-4475-0478-6

10. Griffiths С., Smith M. Attuning: a communication process between people with severe and profound intellectual disability and their interaction partners // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2016. Vol. 29. № 2. P. 124-138.

11. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A. A Comparison of acoustic features of speech of typically developing children and children with autism spectrum disorders // Lecture notes in computer science. 2016. Vol. 9811. P. 43-50.

12. Harry R.M.P., Jo Van H., Michael S.C.T. The development of children’s comprehension and appreciation of riddle // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 189. P. 1-12.


Рецензия

Для цитирования:


Дыбошина Е.А., Шадрина Л.Г. Особенности развития диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(185):140-146. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-140-146

For citation:


Dyboshina E.A., Shadrina L.G. Features of the dialogic speech development of senior preschoolers with mental retardation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(185):140-146. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-140-146

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)