Университет как субъект профориентационной работы со школьниками
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20
Abstract
Исследование посвящено проблеме трансформации содержания профориентации школьников в сложившихся условиях в связи со сложившимися противоречиями. Профориентационная работа вузов связана как с решением задачи набора абитуриентов, так и с выполнением миссии ключевого субъекта профориентации учащихся наряду со школой и работодателями. Осознанное профессиональное самоопределение школьников на современном этапе оказывается возможным благодаря заинтересованной позиции данных акторов. Школы должны быть заинтересованы в том, чтобы их выпускник выбрал оптимальную для себя траекторию дальнейшего обучения, вуз заинтересован в получении высокомотивированного абитуриента, работодатели – в специалисте, готовом к адаптации к трудовой деятельности. Представлены основные составляющие профориентации на уровне школы и вуза. Профориентация должна носить системный характер, в том числе на уровне образовательной организации. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется «уровневая» модель профориентации, которая охватывает уровни образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Дана характеристика мероприятиям, реализующимся на обозначенных уровнях.
About the Author
А. ПрохоровRussian Federation
References
1. Prokhorov A.V. Detskiy universitet kak instrument ranney proforiyentatsii [Children’s university as an instrument of early career guidance]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennyye nauki – Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2018, vol. 4, no. 13, pp. 25-30. (In Russian).
2. Prokhorov A.V., Zhmyreva N.A. Proforiyentatsionnaya rabota v universitete: traditsionnyye i novyye formy vzaimodeystviya so shkol’nikami [Professional orientation work at the university: traditional and new forms of interaction with pupils]. Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy – Social-Economic Phenomena and Processes, 2018, vol. 13, no. 103, pp. 73-76. DOI 10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76 (In Russian).
3. Firsova I.A. Proforiyentatsionnaya rabota v sisteme razvitiya obrazovaniya: opyt raboty finansovogo universiteta [Professional orientation in development education system: the experience of Financial University]. Upravlencheskiye nauki v sovremennom mire – Managerial Sciences in the Modern World, 2015, vol. 2, no. 1, pp. 4-7. (In Russian).
4. Kravchuk L.A. Proforiyentatsiya v vuze: problema, praktika, proyekty [Career guidance at the university: problem, practice, projects]. Sovremennaya sotsial’naya psikhologiya: teoreticheskiye podkhody i prikladnyye issledovaniya [Modern Social Psychology: Theoretical Approaches and Applied Research], 2013, no. 4, pp. 21-27. (In Russian).
5. Zalivansky B.V., Samokhvalova E.V. Problemy organizatsii proforiyentatsionnoy raboty v universitete [Organization of career guidance at the university]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii – Higher Education in Russia, 2014, no. 7, pp. 64-70. (In Russian).
6. Balakina A.P. Proforiyentatsiya v sisteme upravleniya razvitiyem chelovecheskikh resursov [Vocational guidance in a control system by development of manpower resources]. Ekonomika i upravleniye – Economics and Management, 2011, no. 12, pp. 3-6. (In Russian).
7. Troeshestova D.A., Vasileva O.V. Sistema professional’noy oriyentatsii uchashchikhsya, privlecheniya i soprovozhdeniya talantlivoy molodezhi v universitete [System of student career guidance and support of talented youth at the university]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii – Higher Education in Russia, 2017, no. 7 (214), pp. 125-131. (In Russian).
8. Prokhorov A.V. Urovnevaya model’ proforiyentatsionnoy raboty Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [Level model of vocational guidance work of Derzhavin Tambov State University]. Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy – Social-Economic Phenomena and Processes, 2019, vol. 14, no. 3 (107), pp. 13-17. DOI 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17 (In Russian).
9. Razumova M.V. Proforiyentatsiya v Rossii: stanovleniye, problemy, perspektivy [Vocational guidance in Russia: development, problems, prospects]. Professional’noye obrazovaniye i obshchestvo [Professional Education and Society], 2014, no. 3 (11), pp. 49-57. (In Russian).
10. Ilyukhina N.A. Proforiyentatsionnaya rabota vuzov so shkol’nikami: novyye vozmozhnosti traditsionnykh form [Universities career-orientational work for secondary school students: new opportunities for traditional forms]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye – RSUH/RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Art Studies, 2016, no. 4 (6), pp. 83-88. (In Russian).
Review
For citations:
. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(187):15-20. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20