Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 25, № 187 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-14 8
Аннотация

Рассмотрены основные тренды развития педагогического образования, среди которых выделены: формирование системы непрерывного педагогического образования; развитие цифровой педагогики: электронное обучение и электронная образовательная среда; опора на практико-ориентированность в образовательном процессе и персонализацию образования; развитие STEAM-образования и формирование образовательной экосистемы, с учетом принципов открытости, гибкости, масштабируемости. С опорой на предложенные тренды описаны основные ориентиры и направления развития Педагогического института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина». Описан опыт реализации регионального проекта «Новые модели педагогических классов»: модели «Педагогический предуниверсарий» и «Сетевой педагогический класс»; организации и реализации учебного процесса онлайн в условиях пандемии; опыт реализации педагогических и социально значимых проектов и мероприятий, которые образуют в Педагогическом институте так называемую образовательную экосистему, и т. д. Среди основных перспектив развития выделены: уточнение и расширение номенклатуры программ педагогических направлений подготовки с двумя профилями; разработка и внедрение программ педагогической интернатуры; создание и апробация дидактических тренажеров в рамках развития электронной образовательной среды Педагогического института и др.

15-20 6
Аннотация

Исследование посвящено проблеме трансформации содержания профориентации школьников в сложившихся условиях в связи со сложившимися противоречиями. Профориентационная работа вузов связана как с решением задачи набора абитуриентов, так и с выполнением миссии ключевого субъекта профориентации учащихся наряду со школой и работодателями. Осознанное профессиональное самоопределение школьников на современном этапе оказывается возможным благодаря заинтересованной позиции данных акторов. Школы должны быть заинтересованы в том, чтобы их выпускник выбрал оптимальную для себя траекторию дальнейшего обучения, вуз заинтересован в получении высокомотивированного абитуриента, работодатели – в специалисте, готовом к адаптации к трудовой деятельности. Представлены основные составляющие профориентации на уровне школы и вуза. Профориентация должна носить системный характер, в том числе на уровне образовательной организации. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется «уровневая» модель профориентации, которая охватывает уровни образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Дана характеристика мероприятиям, реализующимся на обозначенных уровнях.

21-28 5
Аннотация

Предметом исследования является проблема социального партнерства, которое детерминирует современные социальные процессы, взаимодействия, пространства. Приоритеты и нормативы современной образовательной политики актуализируют ее значимость. Цель работы – рассмотреть профессиональное образование будущего учителя с позиций социального партнерства и проектирования его в общественно-ориентированном пространстве общественно-активной школы. Посредством методов динамического и контекстного анализа образовательной системы, теоретического анализа литературы, обзорного анализа опыта зарубежных стран (Франции, Финляндии, Германии, Польши): 1) теоретически сформулировано определение «социальное партнерство»; 2) сущностно обоснованы понятия «общественно-активная школа» и «общественно-ориентированное образование»; 3) отмечены социальная и образовательная составляющие данных феноменов, которые позволяют им стать объединяющим началом и полем активного социального взаимодействия государства и общества. Подчеркнута практическая значимость профессиональной подготовки будущего педагога к успешной работе в новой общественно-активной школе, обусловленная широкими возможностями социального партнерства государства, общества и заинтересованного гражданского сообщества, а также ресурсными возможностями и инновационным потенциалом вуза, где он обучался.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

29-36 9
Аннотация

Непрерывность и интенсивность процесса развития общества определяется потребностью человека в социализации. На современном этапе своего существования социальные институты напрямую связаны не только с процессом коммуникации, но и с определенными областями научного знания. В исследовании предложено определение термина «дискурс», под которым понимается совокупность последовательно взаимосвязанных между собой по смыслу актов коммуникации, производимых коммуникантами в рамках заданной ситуации общения. Реализация определенных типов дискурса в образовательном процессе способствует формированию компонентов иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся. Изучаемый в центре научного исследования институциональный дискурс представлен в качестве сложного, нормативно организованного коммуникативного явления, существующего в контексте определенного социального института и способствующего формированию социокультурной, языковой и речевой компетенций у обучающихся. Был проведен анализ некоторых типов институционального дискурса – политического, экономического и военного. В качестве базовых элементов характеристики при анализе были использованы цель, хронотоп, участники и жанры. Отмечено, что, несмотря на определенную разницу в характеристиках институциональных типов и большое разнообразие их жанровых интерпретаций, приоритетная цель, вне зависимости от заданной ситуации общения, будет неизменной. Приведена дифференциация на приоритетную цель и дополнительную, реализующуюся в контексте определенной ситуации общения. Также отмечен методический потенциал реализации институционального дискурса на примере политического, экономического и военного типов.

37-45 12
Аннотация

Отрицание является основополагающей категорией английского языка и пронизывает всю его структуру. Обучение отрицанию является важным аспектом всестороннего освоения языка. Обоснована возможность такого обучения на лингвокогнитивной основе с привлечением принципов и сведений, полученных в рамках когнитивной лингвистики. Продемонстрирован широкий спектр языковых средств выражения отрицания и его функциональных характеристик в английском языке. Описана структура смысловой категории отрицания, ее прототипическое ядро, ближняя и дальняя периферия. Детально рассмотрена каждая из функциональных характеристик отрицания: выражение отсутствия, несоответствия, отрицательной оценки, отрицательной коммуникативной реакции. Приведены примеры заданий на преподавание вышеупомянутых функций отрицания и очерчены особенности такого обучения. Проанализированы достоинства лингвокогнитивного подхода к обучению каждой из функциональных характеристик отрицания, а также когнитивные механизмы, лежащие в их основе. Продемонстрированы возможные трудности на пути преподавания отрицания и предложены пути их преодоления. Доказан высокий интегративный и экспликативный потенциал лингвокогнитивного подхода к обучению отрицанию в английском языке, способный объединить успешные принципы и методы, предложенные как в рамках традиционного, так и коммуникативно-ориентированного обучения.

46-55 13
Аннотация

Работа подготовлена в рамках исследования, целью которого явился поиск эффективных путей обучения английскому языку студентов медицинских направлений подготовки. Предметом исследования выступили тенденции лингводидактики на неязыковых направлениях подготовки в российской высшей школе. Рассмотрены фокусирующиеся на развитии академической языковой компетентности методики, основывающиеся на подходах, связанных с интегрированием аутентичных текстов по специальности в изучение английского языка, среди которых можно выделить предметно-языковое интегрированное обучение (далее – CLIL) и английский язык для специальных целей (далее – ESP). Они способствуют улучшению не только языковой компетентности будущих врачей, но и академической и когнитивной. Использование этих подходов позволяет совершенствовать навыки иноязычной коммуникации в рамках профессионального образования без разрыва единого методического континуума, что является важным, потому что способствует улучшению соотношения временных затрат и результатов без снижения качества обучения. Научная новизна заключена в рассмотрении компетентностного подхода в высшем образовании с позиции билингвизма. В ходе работы обнаружены фундаментальные закономерности онтогенеза искусственного билингвизма, которые адаптируются под условия современного медицинского дискурса, что определяет методы исследования – дедукция, абстрагирование и анализ. Сделан вывод, что для соответствия требованиям подготовки обучаемых медицинских направлений необходимо развивать интерязык до уровня свободной билитеральности. Полученные результаты могут быть использованы при разработке специализированных программ обучения. 

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

56-64 7
Аннотация

Обоснована актуальность дидактического проектирования программ социально-педагогического образования, нацеленных на формирование способности к разработке показателей эффективности проектов как элемента управленческой культуры будущего специалиста в сфере социально-педагогической деятельности. Отмечено, что современная социальная ситуация требует изменений в сфере социально-педагогической деятельности как инструменте гуманизации общества, основе реализации стратегий, проектов и программ государственной политики в отношении детства, а следовательно, меняются направления высшего образования специалистов в сфере социально-педагогической деятельности. Показана необходимость реализации образовательного модуля, направленного на развитие компетенции в области определения (формулирования) количественных и качественных результатов проектов. Обосновано, что одним из элементов управленческой культуры специалистов в сфере социально-педагогической деятельности является определение (формулирование) количественных и качественных результатов. Охарактеризовано понятие «управленческая культура специалиста в сфере социально-педагогической деятельности». Управленческая культура специалиста в сфере социально-педагогической деятельности является стратегическим ресурсом развития профессионала. Представлены основные трактовки понятия «эффективность», показано, что формирование адекватного механизма оценки эффективности невозможно без правильного подбора, точной формулировки показателей эффективности. Рассмотрены этапы разработки показателей эффективности социальных проектов. Рассмотрены компоненты образовательного модуля «Количественные и качественные показатели результативности социального проекта». Представлены данные входного анкетирования студентов.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

65-71 6
Аннотация

Рассмотрена проблема профилактики девиантного поведения обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью общества в подготовке здоровых в физическом, психическом и нравственном аспектах специалистах и высоком уровне распространения девиантности среди подростков и учащейся молодежи, а также недостаточным изучением потенциальных возможностей физкультурно-рекреативной деятельности как способа профилактики отклоняющегося поведения обучающихся. Цель исследования – обоснование системы профилактики девиантного поведения обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях с использованием средств физической рекреации. В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования, ведущее место среди которых занимали анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике, а также педагогический эксперимент. Установлено, что предлагаемая система должна включать в себя целевые, содержательные, операциональные, критериально-оценочные, результативные компоненты и реализовываться с включением в нее основных участников образовательного процесса. К средствам физической рекреации были отнесены все формы двигательной активности обучающихся в образовательном процессе, содействующие конструктивному развитию их личности. Значительное место в разработанной системе отведено учебно-тренировочным комплексам, дифференцированно используемым в зависимости от уровня проявления девиантности обучающихся. Доказано, что эффективность системы профилактики девиантного поведения обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях с использованием средств физической рекреации достигается при реализации совокупности педагогических условий: организационных, стимулирующих, методических и условий теоретической, психологической и технологической подготовленности преподавателей к такого рода деятельности.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

72-79 6
Аннотация

Исследование посвящено проблеме обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнута необходимость правильного выбора средств формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников. Ведущим средством обучения языку в этом возрасте является игра. Однако основным приемом обучения признаются образец речи взрослого и многократные повторения образца, заучивание слов и фраз вслед за педагогом. Предпринята попытка найти наиболее оптимальные пути формирования речевых умений дошкольников на английском языке. Собственные предложения авторов основаны на обследовании детей, которое было проведено в рамках констатирующего этапа эксперимента. Он заключался в определении исходного уровня сформированности речевых умений старших дошкольников в области английского языка. Обследование речевых умений старших дошкольников предусматривало изучение двух основных компонентов: аудирования и говорения на английском языке. Приведена характеристика уровней владения языком детьми подготовительной группы. Диагностика показала, что около половины детей находятся на уровне, недостаточном для понимания звучащей речи и общения на английском языке. Экспериментальное обучение предусматривало определение системы игр для дошкольников, создание специальных условий для осознания особенностей английского языка. Использование специально подобранных игр в обучении английскому языку позволило сформировать у детей умения создавать самостоятельные высказывания на различные темы, выбирать слова, строить фразы для реализации высказывания, а также повысить мотивацию к изучению английского языка.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

80-85 2
Аннотация

Рассмотрен процесс саморазвития студенческой молодежи в контексте функционирования студенческого научного общества, которое является пространством для самоидентификации, самоопределения и саморазвития молодежи в структуре гражданского общества. Раскрыты основные механизмы саморазвития: самопознание, самосознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализация. Отмечено, что все они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, их последовательная реализация формирует своеобразный алгоритм продвижения к высшим формам самосовершенствования. Дана характеристика принципам, при которых наиболее ярко будут реализовываться социально-культурные условия саморазвития студентов (субъектность, мотивационная направленность саморазвития, эффективность культуротворческой деятельности, фасилитация, целенаправленность, согласованность, последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, связь воспитания с жизнью, демократизм системы воспитания, интерактивность, индивидуализация, дифференциация и толерантность системы воспитания, целостность и структурность, вариативность и конкурентоспособность деятельности саморазвивающейся личности). Особое внимание уделено социально-культурной деятельности, которая направлена на самореализацию личности, саморазвитие личного духовного и физического потенциала студенческой молодежи. Личностное саморазвитие связано с интеграцией во внутреннюю и внешнюю деятельность индивида по самопроектированию и самосозиданию на уровне самосознания, мотивационной, ценностной и эмоциональной сфер, поведения в соответствии с требованиями социально-нормативного пространства и задачами исследовательской, общественно-организационной и социально-культурной деятельности студенческого научного общества.

86-92 4
Аннотация

Рассмотрена и изучена научная сущность категории художественного образа как особого явления, необходимого для воплощения авторского замысла. Актуальность исследования заключена в том, что существует потребность в разработке новых педагогических условий для успешного развития исполнительских навыков, с использованием современного репертуара. Акцентировано внимание на том, что исполнение музыкальных произведений композиторов современности интересны учащимся, так как наиболее точно отображают существующие тенденции и направления окружающего их мира, в связи с чем образная сфера доносится не надуманно, а естественно и просто. Изложены в систематизированном виде циклы детских пьес композиторов-классиков и композиторов-современников, проведен их аналитический обзор. Подчеркнуто, что привлечение знаний в области детских циклов и отдельных пьес современных композиторов позволяет по-новому взглянуть на процесс формирования исполнительских навыков учащихся младшего школьного возраста. Обоснована и проанализирована взаимосвязь агогических отклонений и технических навыков в процессе воплощения художественного образа во время концертного исполнения. Сделан вывод, что целостное яркое и насыщенное исполнение произведения в полной мере невозможно без эмоционально-эстетического развития учащегося. 

93-103 4
Аннотация

Рассмотрен аспект патриотического воспитания студентов в классе профессиональной инструментальной подготовки на основе выборки наиболее актуального для педагогического процесса смысла понятия «патриотизм» и использования информации из области музыкального краеведения. Необходимость включения в педагогический процесс интеллектуальных бесед на темы патриотизма как предмета философии, политологии аргументируется кратким анализом бытования в русской культурной среде популярной цитаты из наследия С. Джонсона. Понятие «патриотизм» осмысливается в соответствии с определением немецкого философа М. Мертона, а также в соответствии с сочинениями И. Вернадского, Б. Чичерина и др. Основной доказываемый тезис заключается в том, что патриотизм является не только целью, но и средством воспитания. Заявленная педагогическая позиция опирается на опыт патриотического воспитания в отечественной педагогике, представленной трудами К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова, Н.А. Корфа, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева и др. В качестве основного приема осуществления патриотического воспитания используется интеллектуализация в диалоговом пространстве «учитель–ученик». Приведена выборка произведений, рекомендуемых к включению в репертуар музыканта-инструменталиста. Теоретическая установка подтверждена примерами творчества музыкантов, чьи имена являются культурными символами Тамбовщины: А.Н. Верстовский, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, В.И. Агапкин, И.А. Шатров. Особый акцент сделан на теме Великой Отечественной войны в творчестве современного тамбовского композитора – О.И. Егоровой.

104-109 13
Аннотация

Рассмотрена особая область дидактики – обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями средствами бального танца. Определена специфика развития детей с ограниченными возможностями с позиций педагогических подходов, таких как аксиологический, культурологический, социальный, индивидуальный, деятельностный, системный, личностно-деятельностный, инновационный. Они являются теоретической основой и определяют стратегию решения актуальных проблем в системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями средствами бального танца. Также определены задачи, которые решают проблемы развития детей с ограниченными возможностями средствами бального танца. Интерес в исследовании также вызывают методические материалы из разработанной адаптированной образовательной программы «Основы бального танца для детей с ограниченными возможностями» в коллективе бального танца «Калейдоскоп», в центре психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» Тамбовского областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Рассказово Тамбовской области.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

110-119 18
Аннотация

Внесен вклад в дискуссионную оценку результатов значимой переселенческой политики, роли в ее осуществлении жандармской железнодорожной полиции и в целом роли жандармской структуры в истории Российской империи. Впервые предпринята попытка раскрыть механизм деятельности жандармской железнодорожной полиции по осуществлению переселенческой политики государства в районе формирования миграционных потоков на материалах Курской губернии с учетом сложившихся на ее территории сети железных дорог и структуры жандармских полицейских отделений. На основе материалов Государственного архива Российской Федерации и местных архивов рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования массовых железнодорожных перевозок со стороны жандармской железнодорожной полиции. Дан анализ жандармского делопроизводства по материалам Курского отделения жандармского полицейского управления Московско-Курской железной дороги, выделены аспекты взаимодействия с железнодорожной администрацией, местными властями, общей полицией. Прослежено изменение и расширение обязанностей железнодорожных жандармов в связи с изменениями переселенческой политики на протяжении рассматриваемого периода, выделены основные этапы. Особое внимание уделено вопросам общественной безопасности в условиях криминализации на железных дорогах. Показана роль жандармской железнодорожной полиции в обеспечении санитарно-эпиде-миологического благополучия пассажиров с учетом обстановки в Курской губернии. Особое внимание уделено влиянию переселенческих процессов на внутриорганизационные, кадровые аспекты деятельности железнодорожной полиции, зависимости духовно-нравст-венного состояния служащего от личностного выбора. Сделаны выводы о значимости, масштабности, многоплановости деятельности жандармской железнодорожной полиции в ходе осуществления переселенческой политики.

120-128 21
Аннотация

В первой половине XIX века в России возникают два диаметрально противоположных по взглядам религиозно-философских течения, именуемых впоследствии «западниками» и «славянофилами». Оба мировоззрения, основанные на фундаментах западнохристианского и восточнохристиаского понимания устройства цервковногосударственных, общественных отношений, влияния традиции на исторический выбор вектора государственного развития, привели к острым дискуссиям между их основателями, а впоследствии и их сторонниками. В поддержку представителей философско-общественной мысли «западников» и «славянофилов» по богословским вопросам, а также рецензирование отдельных статей включились как католические, так и православные священнослужители. Раскрыто влияние православной богословской мысли XIX века на формирование религиозной философии одного из основоположников «славянофильства» в части постановки и разрешения проблемы исторической традиции. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом в вопросе духовной жизни общества и церковно-государственных отношений. Публикация содержит впервые вводимое в научный оборот рукописное письмо игумена Антония (Бочкова) к И.В. Киреевскому из фондов Российской государственной библиотеки с авторскими комментариями и пояснениями. Раскрыты проблемы религиозно-философской мысли этого периода, то есть влияние римской (языческой) философии на формирование и развитие западного богословия, противопоставление путей развития России и Европы, признание негативного влияния обрядоверия на формирование истинного православного мировоззрения, понимание реформ Петра I как «русской реформации». Анализ эпистолярного источника позволил обнаружить непосредственное воздействие рассуждений игумена Антония на взгляды И.В. Киреевского, отраженные в его трудах.

129-139 15
Аннотация

Актуальность изучаемой темы обусловлена повышенным интересом исследователей Тамбовской губернии к биографии и жизнедеятельности богатейшей династии промышленников-суконщиков Асеевых. Целью было поставлено обобщение имеющихся на сегодняшний день известных и ранее не введенных в научный оборот сведений, касающихся старших представителей главной купеческой династии Тамбовской губернии, а именно Василия и Тихона Агафоновичей Асеевых. Рассмотрены причины переселения Асеевых в
с. Рассказово Тамбовского уезда; приобретение ими первых суконных фабрик и винокуренного завода в Тамбовской и Саратовской губерниях, производительность и состав данных предприятий; причины их перехода к наследникам с возникновением «Торгового дома братьев М.В. и В.Т. Асеевых»; общественная деятельность фабрикантов. Представлены подробные метрические данные и родственные связи первых трех поколений династии Асеевых. В ходе исследования рассмотрен и критически проанализирован ряд работ, посвященных биографии фабрикантов. Обращено внимание на однополярный и тенденциозный подход в описании личности М.В. Асеева и его благотворительности в ущерб исторической достоверности, а также на недостаточность и скупость исследований об иных представителях семьи Асеевых, их торгово-производственной и общественной деятельности. 

140-147 2
Аннотация

Дана характеристика условий труда издельных работников помещичьих хозяйств Тамбовской губернии в конце XIX века. Проанализирована специфика заблаговременных форм найма, размера заработной платы, особенности взаимоотношений работника и работодателя. Актуальность исследования обусловливается необходимостью восполнения историографического пробела в изучении условий труда издельных работников, его значением для развития владельческого хозяйства после отмены крепостного права. Новизна работы определена комплексным изучением селькохозяйственного найма в помещичьих экономиях, рассмотрением как артельных, так и индивидуальных форм занятости издельщиков. Источником для работы стали материалы описаний крупных тамбовских поместий, сборники статистических сведений по Тамбовской губернии. Показано, что издельщики получали деньги за выполнение строго определенного задания по взаимной договоренности с помещиком. Такие рабочие могли наниматься в разные сферы помещичьего хозяйства. При этом установлено, что экономический формат работы абсолютного большинства издельщиков в тамбовских экономиях был связан с процедурой возвращения долга помещику. Это позволяло уменьшать размер реальных выплат издельщикам. На основе изучения труда рабочих выявлено, что, помимо денежной формы заблаговременного найма на полевые работы, в крае широко практиковалась и натуральная форма оплаты, закрепляемая арендными договорами на подесятинную сдачу угодий. Установлено, что зимний наем рабочих, снижение заработной платы создавали почву для злоупотреблений к нанятым работникам.

148-159 17
Аннотация

Дана характеристика организационной основы помощи инвалидам Первой мировой войны, складывавшейся в Российской империи. Политика призрения военных инвалидов формировалась при участии официальных, общественных и благотворительных элементов. Раскрыты сложные взаимоотношения между основными акторами этого процесса – одним из «коронных» благотворительных комитетов (Особой комиссией великой княгини Ксении Александровны), центральными органами Земского союза и Союза городов и местным самоуправлением. С помощью архивных материалов выявлены основные ориентиры создания системы призрения военно-увечных. Определены ведущие подходы к построению архитектуры государственно-общественной системы помощи бывшим военнослужащим, утратившим трудоспособность. Подробно раскрыта тема проведения регистрации военно-увечных, которая должна была стать первым этапом построения общегосударственной системы призрения инвалидов войны, однако так и не была проведена. Также уделено внимание финансовым аспектам оказания помощи военным инвалидам. Сделан вывод, что система призрения военно-увечных могла стать первым в российской истории полноценно реализованным направлением государственной социальной политики, которая, однако, не смогла реализовать свой потенциал из-за политических противоречий между официальной властью и либеральными объединениями.

160-169 3
Аннотация

Рассмотрены различные аспекты внедрения политехнического образования в учебных заведениях Центрально-Черноземной области. Актуальность представленного исследования обоснована, в первую очередь, неисследованностью данного аспекта развития отечественного образования, а также новизной впервые вводимых в научный оборот архивных документов. Акцентировано внимание на законодательном закреплении принципов политехнизма в рамках реформы образования начала 30-х гг. XX века, а также на теоретическом осмыслении технологического аспекта образовательного процесса. Изучение государственной политики, направленной на развитие трудового обучения и воспитания в низших и средних учебных заведениях и реализации ее аспектов в Центрально-Черноземной области, являются целью данного исследования. В процессе исследования проанализированы мероприятия, предпринятые региональными властями в рамках реализации партийных установок по политехнизации обучения: увеличение числа мастерских и рабочих комнат, приобретение оборудования, закрепление за школами приусадебных участков, организация кружков и конкурсов, проведение экскурсий на предприятия, повышение квалификации работников школ и библиотекарей, содействие в установлении контактов с предприятиями и в выделении ими опытных инженеров и техников для работы в школах. Рассмотрены трудности, сопровождавшие политехнизацию школы. К ним относились: плохое оборудование мастерских, низкая квалификация инструкторов и педагогов, нежелание руководителей ряда организаций идти на встречу школам, формализм при организации социалистических соревнований и договоров с предприятиями, недооценка администрацией школ и учителями важности технического обучения. В заключение обобщены достижения и недостатки политехнического аспекта образовательного процесса в Центральном Черноземье начала 1930-х гг., намечены дальнейшие перспективы трудового обучения в советских школах.

170-178 15
Аннотация

Рассмотрены вопросы организации подготовки командно-начальствующего состава для железнодорожных войск РККА в преддверии Великой Отечественной войны. Актуальность темы связана с недостаточной изученностью процесса подготовки военных кадров для частей органов военных сообщений и Особого корпуса железнодорожных войск в указанный период. Исследован опыт военных конфликтов и ряд сопутствующих факторов, оказавших непосредственное влияние на деятельность военно-учебных заведений и органов военного управления по организации подготовки военных кадров для войск. Раскрыты особенности использования боевого опыта различных военных конфликтов в учебном процессе. Подробно описаны недостатки в подготовке командно-начальствующего состава. Отмечен недостаточный уровень практической подготовки выпускников военно-учебных заведений железнодорожных войск и отрыв теории обучения от практики действий войск. Сделан вывод об ограниченности изучения опыта военных конфликтов как одной из причин недостаточного уровня боевой готовности войск в предвоенные годы.

179-184 5
Аннотация

На основе архивных данных представлен анализ деятельности парторганизации при редакции газеты «Тамбовская правда» во второй половине 1940-х гг. Особое внимание уделено тому, как власть оказывала влияние на работу местной прессы. Собственно говоря, целью исследования явилось изучение специфики взаимоотношений редакции газеты «Тамбовская правда» и властных структур. Особенно важно проследить то, как власть оказывала непосредственное влияние на средства массовых информаций. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что это взаимодействие мало изучено на местном уровне. Доказано, что газета, являющаяся основным средством пропаганды, мобилизовывала массы на трудовые свершения в период первой послевоенной пятилетки. Кроме того, газета была посредником диалога с власть имущими посредством писем, которые поступали регулярно на адрес редакции. Обосновано, что существовал контроль за деятельностью главной газеты Тамбовской области, и любое отступление от неких правил каралось и осуждалось. Порой тот или иной газетный материал становился предметом обсуждения на заседаниях обкома ВКП(б). Помимо всего прочего, большое внимание уделялось идейно-полити-ческому воспитанию работников редакции газеты «Тамбовская правда».

185-193 11
Аннотация

Исследование посвящено развитию системы национального школьного образования в советском государстве в 1946–1950 гг. на примере Ульяновской области. Актуальность исследования состоит в том, что в современных реалиях в Российской Федерации назрела необходимость в рамках осуществления реформаторской деятельности в сфере образования, найти эффективный вариант преобразования национальной школы в заведение с качественным уровнем предоставляемых образовательных услуг представителям нерусских народностей. Проблема проанализирована на базе архивных источников, почерпнутых из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО) и Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), впервые вводимых в научный оборот, а также материалах периодической печати регионального уровня. Был осуществлен ретроспективный анализ состояния школьных помещений, их оснащенность учебной литературой, наглядными пособиями, а также рассмотрено состояние уровня образованности учеников и методики преподавания в национальных и русских школах Ульяновской области. В заключение сделан вывод о том, что органы власти в Ульяновской области смогли заложить прочный фундамент для дальнейшего развития системы образования.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

194-205 9
Аннотация

Исследованы тексты писем Сидония Аполлинария, епископа г. Августонеметум (соврем. Клермон) в римской Галлии, затрагивающие вопросы выборов и хиротонии епископов в галльских городах. Рассмотрена проблема определения круга лиц, участвующих в избрании и посвящении епископов в христианской Церкви последней трети V века, лиц, могущих быть избранными в качестве ставленников на архиерейские кафедры, и процедура рукоположения. В литературе существуют различные точки зрения на проблему. Некоторые исследователи полагают, что выборы были демократичными, практически всенародными, другие говорят о том, что голос народа (лаиков) не имел определяющего значения: право окончательного решения принадлежало епископату. Большинство авторов не приводит исчерпывающих аргументов, опирающихся непосредственно на историческую практику, в пользу своей точи зрения, если и приводят – то фрагментарно, поэтому обозначенные проблемы представляются актуальными в настоящее время. Исследование материалов, представленных Сидонием, показывает, что выбор провинциального епископа совершается митрополитом совместно с другими епископами данной провинции, хиротонию совершает митрополит единолично. Участие народа носит в основном чисто формальный характер. Избрание митрополита совершается только епископами его провинции, хотя в случае их недостатка требуется согласие митрополитов соседних провинций, притом оно может быть заочным. Остается открытым вопрос о возможности народного избрания митрополита, однако вероятность такого избрания представляется очень небольшой. Хиротонию митрополита также может совершить один епископ: правило соборности строго не исполняется.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)