Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности формирования экранной коммуникативной личности педагога высшей школы

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1353-1361

Аннотация

Актуальность. Развитие аудиовизуальных каналов коммуникации в области педагогики высшей школы делает актуальным вопрос о формировании эффективного экранного имиджа преподавателя и ученого. Выстраивание коммуникативной личности по экранным канонам становится особенно значимым в сфере осуществления дистанционной педагогической деятельности. Настоящее исследование имеет целью выявление наиболее значимых параметров экранной коммуникативной личности педагога.

 Материалы и методы. На основе анализа проекта «Открытое образование» МГУ имени М.В. Ломоносова конкретизируются константные компоненты коммуникативной личности, транслируемые педагогами высшей школы и обеспечивающие эффективность коммуникации со слушателями курса. Материал исследования – аудиовизуальный контент 1540 программ проекта. Хронологические рамки исследования – 2023-2024 гг. Для достижения поставленных целей исследования применяются сравнительно-типологический и текcтологический методы, а также метод анализа контента.

Результаты исследования. Устанавливается, что к константным параметрам экранной коммуникативной личности педагога высшей школы можно отнести качества, формирующие статус эксперта, а именно: использование стандартных для преподавателя вуза дресс-кодов, точное соответствие содержания речи заявленной тематике, доминирование научного стиля, выраженная паузация, богатое интонирование, умеренная мимика и жестикуляция.  К вариативным привлекательным параметрам можно отнести качества, соотносящиеся к особенностями сетевой коммуникации: интимизацию общения, персонификацию, персонализацию, игрореализацию, философское чувство юмора. К качествам, отличающим коммуникативную личность педагога высшей школы на экране от той же личности в аудитории можно отнести сокращение частотности проявления менторского тона и отсутствие элементов назидательности.

Выводы. В ходе исследования установлено, что эффективное моделирование экранной коммуникативной личности опирается как на константные, так и на вариативные параметры. Первые позволяют педагогу сформировать ощущение экспертности и соответствия статусу преподавателя вуза, а вторые индивидуализируют процесс обучения.

Об авторах

А. М. Шестерина
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Шестерина Алла Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1 

AuthorID: 157239

ScopusID: 57243108400



О. Ю. Копылова
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Копылова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы (факультета) телевидения

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1 



Список литературы

1. Герасимова Ю.О., Уртенова П.Р., Кулиева А.В. Вовлеченность в онлайн-обучение через призму образовательного опыта взрослых // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 85-111. https://doi.org/10.17323/vo2023-16315, https://elibrary.ru/lnllsr

2. Гриц Д.И., Брудкова А.М. Образование для взрослых: как устроен ландшафт онлайн-магистратуры в сфере IT в России // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 143-163. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-143-163, https://elibrary.ru/gctjwa

3. Баранников К.А., Ананин Д.П., Стрикун Н.Г., Алканова О.Н., Байзаров А.Е. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33-69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-33-69, https://elibrary.ru/sbpthd

4. Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайнформату // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 9-27. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-143-163, https://elibrary.ru/gctjwa

5. Прохоров А.В. Медиасреда университета в условиях современных вызовов в сфере высшего образования // Динамика медиасистем. 2022. Т. 2. С. 84-90. https://elibrary.ru/bokmds

6. Прохоров А.В. Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 589-595. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595

7. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588

8. Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 22-32. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32, https://elibrary.ru/fodzsg

9. Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2 (109). С. 8-14. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz

10. Зверева Е.А., Сапунов В.И., Пинчук О.В., Шестерина А.М. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж: Кварта, 2018. 258 с. https://elibrary.ru/vpbnyi

11. Ким М.Н., Глущенко О.А., Пак Е.М. Конвергентная журналистика: основные векторы развития и перспективы // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 3. С. 399-417. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(3).399-417, https://elibrary.ru/uxwsmq

12. Друкер М.М. Медиапотребление современных подростков в условиях цифровой среды (на материале опроса старших школьников Калининградской области) // Знак. Проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 15-224. https://elibrary.ru/avptdf

13. Федоров И.А. Имидж и личность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. № 4 (12). С. 17-25. https://elibrary.ru/nuussp

14. Куликов С.В., Курбатов В.И., Папа О.М. Виртуальная идентичность в формате самоконструирования: информационные ресурсы и информационная субъектность // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2022. № 2. С. 60-67. https://doi.org/10.23672/x3780-1235-1427-e, https://elibrary.ru/xlqont

15. Yang Y., Lewis E., Newmarch J. Profile-Based Digital Identity Management – a Better Way to Combat Fraud. В Proceedings of 2010 IEEE // International Symposium on Technology and Society. Wollongong, 2020. P. 260-267. https://doi.org/10.1109/ISTAS.2010.5514629, https://elibrary.ru/ocfold

16. Басова М.В., Беленко В.Е. Геймифицированные практики современных СМИ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 6. С. 41-52. https://elibrary.ru/ynbqmd

17. Салихова Е.А. Игровой контент в медиапотреблении «учащейся молодежи»: результаты опроса // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 83. С. 257-278. https://doi.org/10.17223/19986645/83/13, https://elibrary.ru/rbjade


Рецензия

Для цитирования:


Шестерина А.М., Копылова О.Ю. Особенности формирования экранной коммуникативной личности педагога высшей школы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1353-1361. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1353-1361

For citation:


Shesterina A.M., Kopylova O.Y. Features of the formation of the on-screen communicative personality of a higher school teacher. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1353-1361. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1353-1361

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)