Особенности формирования экранной коммуникативной личности педагога высшей школы
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1353-1361
Аннотация
Актуальность. Развитие аудиовизуальных каналов коммуникации в области педагогики высшей школы делает актуальным вопрос о формировании эффективного экранного имиджа преподавателя и ученого. Выстраивание коммуникативной личности по экранным канонам становится особенно значимым в сфере осуществления дистанционной педагогической деятельности. Настоящее исследование имеет целью выявление наиболее значимых параметров экранной коммуникативной личности педагога.
Материалы и методы. На основе анализа проекта «Открытое образование» МГУ имени М.В. Ломоносова конкретизируются константные компоненты коммуникативной личности, транслируемые педагогами высшей школы и обеспечивающие эффективность коммуникации со слушателями курса. Материал исследования – аудиовизуальный контент 1540 программ проекта. Хронологические рамки исследования – 2023-2024 гг. Для достижения поставленных целей исследования применяются сравнительно-типологический и текcтологический методы, а также метод анализа контента.
Результаты исследования. Устанавливается, что к константным параметрам экранной коммуникативной личности педагога высшей школы можно отнести качества, формирующие статус эксперта, а именно: использование стандартных для преподавателя вуза дресс-кодов, точное соответствие содержания речи заявленной тематике, доминирование научного стиля, выраженная паузация, богатое интонирование, умеренная мимика и жестикуляция. К вариативным привлекательным параметрам можно отнести качества, соотносящиеся к особенностями сетевой коммуникации: интимизацию общения, персонификацию, персонализацию, игрореализацию, философское чувство юмора. К качествам, отличающим коммуникативную личность педагога высшей школы на экране от той же личности в аудитории можно отнести сокращение частотности проявления менторского тона и отсутствие элементов назидательности.
Выводы. В ходе исследования установлено, что эффективное моделирование экранной коммуникативной личности опирается как на константные, так и на вариативные параметры. Первые позволяют педагогу сформировать ощущение экспертности и соответствия статусу преподавателя вуза, а вторые индивидуализируют процесс обучения.
Об авторах
А. М. ШестеринаРоссия
Шестерина Алла Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
AuthorID: 157239
ScopusID: 57243108400
О. Ю. Копылова
Россия
Копылова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы (факультета) телевидения
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Герасимова Ю.О., Уртенова П.Р., Кулиева А.В. Вовлеченность в онлайн-обучение через призму образовательного опыта взрослых // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 85-111. https://doi.org/10.17323/vo2023-16315, https://elibrary.ru/lnllsr
2. Гриц Д.И., Брудкова А.М. Образование для взрослых: как устроен ландшафт онлайн-магистратуры в сфере IT в России // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 143-163. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-143-163, https://elibrary.ru/gctjwa
3. Баранников К.А., Ананин Д.П., Стрикун Н.Г., Алканова О.Н., Байзаров А.Е. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33-69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-33-69, https://elibrary.ru/sbpthd
4. Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайнформату // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 9-27. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-143-163, https://elibrary.ru/gctjwa
5. Прохоров А.В. Медиасреда университета в условиях современных вызовов в сфере высшего образования // Динамика медиасистем. 2022. Т. 2. С. 84-90. https://elibrary.ru/bokmds
6. Прохоров А.В. Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 589-595. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595
7. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588
8. Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 22-32. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32, https://elibrary.ru/fodzsg
9. Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2 (109). С. 8-14. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz
10. Зверева Е.А., Сапунов В.И., Пинчук О.В., Шестерина А.М. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж: Кварта, 2018. 258 с. https://elibrary.ru/vpbnyi
11. Ким М.Н., Глущенко О.А., Пак Е.М. Конвергентная журналистика: основные векторы развития и перспективы // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 3. С. 399-417. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(3).399-417, https://elibrary.ru/uxwsmq
12. Друкер М.М. Медиапотребление современных подростков в условиях цифровой среды (на материале опроса старших школьников Калининградской области) // Знак. Проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 15-224. https://elibrary.ru/avptdf
13. Федоров И.А. Имидж и личность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. № 4 (12). С. 17-25. https://elibrary.ru/nuussp
14. Куликов С.В., Курбатов В.И., Папа О.М. Виртуальная идентичность в формате самоконструирования: информационные ресурсы и информационная субъектность // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2022. № 2. С. 60-67. https://doi.org/10.23672/x3780-1235-1427-e, https://elibrary.ru/xlqont
15. Yang Y., Lewis E., Newmarch J. Profile-Based Digital Identity Management – a Better Way to Combat Fraud. В Proceedings of 2010 IEEE // International Symposium on Technology and Society. Wollongong, 2020. P. 260-267. https://doi.org/10.1109/ISTAS.2010.5514629, https://elibrary.ru/ocfold
16. Басова М.В., Беленко В.Е. Геймифицированные практики современных СМИ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 6. С. 41-52. https://elibrary.ru/ynbqmd
17. Салихова Е.А. Игровой контент в медиапотреблении «учащейся молодежи»: результаты опроса // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 83. С. 257-278. https://doi.org/10.17223/19986645/83/13, https://elibrary.ru/rbjade
Рецензия
Для цитирования:
Шестерина А.М., Копылова О.Ю. Особенности формирования экранной коммуникативной личности педагога высшей школы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1353-1361. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1353-1361
For citation:
Shesterina A.M., Kopylova O.Y. Features of the formation of the on-screen communicative personality of a higher school teacher. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1353-1361. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1353-1361