Формирование коммуникативных умений старших дошкольников на английском языке
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-72-79
EDN: dvpdth
Аннотация
Исследование посвящено проблеме обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнута необходимость правильного выбора средств формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников. Ведущим средством обучения языку в этом возрасте является игра. Однако основным приемом обучения признаются образец речи взрослого и многократные повторения образца, заучивание слов и фраз вслед за педагогом. Предпринята попытка найти наиболее оптимальные пути формирования речевых умений дошкольников на английском языке. Собственные предложения авторов основаны на обследовании детей, которое было проведено в рамках констатирующего этапа эксперимента. Он заключался в определении исходного уровня сформированности речевых умений старших дошкольников в области английского языка. Обследование речевых умений старших дошкольников предусматривало изучение двух основных компонентов: аудирования и говорения на английском языке. Приведена характеристика уровней владения языком детьми подготовительной группы. Диагностика показала, что около половины детей находятся на уровне, недостаточном для понимания звучащей речи и общения на английском языке. Экспериментальное обучение предусматривало определение системы игр для дошкольников, создание специальных условий для осознания особенностей английского языка. Использование специально подобранных игр в обучении английскому языку позволило сформировать у детей умения создавать самостоятельные высказывания на различные темы, выбирать слова, строить фразы для реализации высказывания, а также повысить мотивацию к изучению английского языка.
Об авторах
М. В. ЧистяковаРоссия
Чистякова Маргарита Владимировна, аспирант, кафедра дошкольного и начального общего образования.
432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. В.И. Ленина, 4/5
Л. Г. Шадрина
Россия
Шадрина Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования.
432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. В.И. Ленина, 4/5
Список литературы
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. 445 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Директ-Медиа, 2014. 570 с.
3. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком. М.: Акаде-мия, 1985. 168 с.
4. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: в 2 ч. М.: Просвещение, 2002. 300 с.
5. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. Киев, 1984.
6. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. СПб.: Специальная литература, 1999. 152 с.
7. Мязин А.С., Матвеева А.С. Формирование интереса к иностранному языку у старших дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 33-34.
8. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2018. 287 с.
9. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2013. 336 с.
10. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. М.: ВЛАДОС, 2017. 850 с.
11. Николаева А-М.Ю., Павлова Е.В. Лингвометодическая специфика билингвальной образовательной среды при обучении детей иностранным языкам в дошкольном учреждении (онтолингвистический подход) // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, перспективы. СПб., 2019. С. 405-409.
12. Evans V., Dooley J. Enterprise 1. Teacher’s Book. Beginner. Newbury: Express Publ., 2011. 176 p.
13. Кудрявцева О.М. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у детей дошкольного и млад-шего школьного возраста // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве: сб. науч. ст. по результатам Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию Елец. гос. ун-та им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошк. и спец. образования. Елец: ФГБОУ ВО «Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина», 2019. Ч. 1. С. 267-273.
14. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилиза-ций. Воронеж: Истоки, 1996. 189 с.
15. Коваленко С.В. Обучение дошкольников иностранному языку посредством применения театрального искусства (из опыта работы) // Образование и воспитание. 2018. № 2. С. 26-27.
16. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников. СПб.: КАРО, 2006. 368 с.
17. Мурзинова И.А. English Lesson for Kids. М.: Академия, 2016. 128 с.
18. Сурженко О.Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку // Педагогика: традиции и инновации: материалы 6 Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 160-162.
19. Замалиева А.И. Основные методы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в ус-ловиях полилингвальной среды (на примере метода «чтение с сопровождением») // Молодой ученый. 2017. № 27. С. 125-128.
20. Шадрина Л.Г., Бережко С.В. Взаимосвязь в обучении родному и иностранному языку детей дошко-льного возраста // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 3. С. 172-175.
Рецензия
Для цитирования:
Чистякова М.В., Шадрина Л.Г. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников на английском языке. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(187):72-79. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-72-79. EDN: dvpdth
For citation:
Chistyakova M.V., Shadrina L.G. Development of English language communicative skills in senior preschool children. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(187):72-79. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-72-79. EDN: dvpdth