Политехнизация школы в Центрально-Черноземной области в 1931–1933 гг.
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-160-169
EDN: pddinw
Аннотация
Рассмотрены различные аспекты внедрения политехнического образования в учебных заведениях Центрально-Черноземной области. Актуальность представленного исследования обоснована, в первую очередь, неисследованностью данного аспекта развития отечественного образования, а также новизной впервые вводимых в научный оборот архивных документов. Акцентировано внимание на законодательном закреплении принципов политехнизма в рамках реформы образования начала 30-х гг. XX века, а также на теоретическом осмыслении технологического аспекта образовательного процесса. Изучение государственной политики, направленной на развитие трудового обучения и воспитания в низших и средних учебных заведениях и реализации ее аспектов в Центрально-Черноземной области, являются целью данного исследования. В процессе исследования проанализированы мероприятия, предпринятые региональными властями в рамках реализации партийных установок по политехнизации обучения: увеличение числа мастерских и рабочих комнат, приобретение оборудования, закрепление за школами приусадебных участков, организация кружков и конкурсов, проведение экскурсий на предприятия, повышение квалификации работников школ и библиотекарей, содействие в установлении контактов с предприятиями и в выделении ими опытных инженеров и техников для работы в школах. Рассмотрены трудности, сопровождавшие политехнизацию школы. К ним относились: плохое оборудование мастерских, низкая квалификация инструкторов и педагогов, нежелание руководителей ряда организаций идти на встречу школам, формализм при организации социалистических соревнований и договоров с предприятиями, недооценка администрацией школ и учителями важности технического обучения. В заключение обобщены достижения и недостатки политехнического аспекта образовательного процесса в Центральном Черноземье начала 1930-х гг., намечены дальнейшие перспективы трудового обучения в советских школах.
Об авторе
А. Н. ЗлобинРоссия
Злобин Андрей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории.
394035, Российская Федерация, г. Воронеж, пр-т Революции, 19
Список литературы
1. Новичков А.В. Реформирование советской системы народного образования в 1930-е годы. М.: МГОГИ, 2013. 139 с.
2. Плясовских В.С. Политика КПСС в области народного образования: опыт разработки и реализации: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1988. 454 с.
3. Бибанов Т.П. Деятельность коммунистической партии по развитию и совершенствованию школ РСФР в 1929–1934 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1971. 20 с.
4. Кольцов А.В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки (1928–1932). Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1960. 74 с.
5. Липчанский А.М. Становление в России общего массового школьного образования в период соци-ально-экономических преобразований: 1861–1941 гг. Опыт, уроки: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2001. 30 с.
6. Анайкина Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922–1991 гг.): автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2001. 25 с.
7. Дайч З.Г. Школьная политика в СССР. Уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. М.: МПГУ, 1991. 382 с.
8. Гордеев В.А., Гордеев А.А. Образовательная составляющая отечественной индустриализации // Вест-ник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 6. С. 40-43.
9. Зилянев В.В. Введение всеобуча и реформа школы в годы первых пятилеток на Южном Урале // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. № 1 (7). С. 128-137.
10. Hans N., Hessen S. Education and Soviet Russia. London: King, 1930. 236 p.
11. Tomasic D. The Impact of Russian Culture on Soviet Communism. Glencoe: Free Press, 1953. 285 p.
12. Fitzpatrick S. The Commissariat of Enlightenment. Cambridge: The University Press, 1970. 380 p.
13. Ленин В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. URL: https://public.wikireading.ru/139330 (дата обращения: 10.12.2019).
14. Крупская Н.К. Трудовое воспитание и политехническое образование // Крупская Н.К. Педагогиче-ские сочинения: в 10 т. М., 1959. Т. 4. 630 с.
15. Голышкин И.П. Состояние и очередные задачи по политехническому трудовому обучению в сель-ской школе ЦЧО // Культурный фронт ЦЧО. 1933. № 11-12. С. 9-12.
16. Якунин И. Конкурс детей на лучшее техническое изобретение – дело всей советской общественности // Культурный фронт ЦЧО. 1934. № 1-2. С. 43-47.
17. Аверкина А. Производственно-техническая пропаганда в Орловских библиотеках // Культурный фронт ЦЧО. 1933. № 1-2. С. 67-70.
Рецензия
Для цитирования:
Злобин А.Н. Политехнизация школы в Центрально-Черноземной области в 1931–1933 гг. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(187):160-169. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-160-169. EDN: pddinw
For citation:
Zlobin A.N. School polytechnization in the Central Black Earth Region in 1931–1933. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(187):160-169. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-160-169. EDN: pddinw