Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-147-156
EDN: hptwgv
Аннотация
Рассмотрена и изучена категория «Культура фортепианного исполнения-интонирования», важная составляющая воспитания профессиональной компетентности и мастерства будущего педагога-музыканта. Предмет исследования – процесс воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Цель исследования – научно-теорети-ческое обоснование концепции воспитания культуры фортепианного интонирования. Актуальность исследования заключается в том, что существует потребность в изучении особенностей процесса воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Установлено, что содержательные аспекты воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования зависят от поставленной целевой установки на становление компетентностной личности будущего педагога-музыканта и, в связи с этим, приоритетным вектором развития является не только формирование профессиональных музыкально-педагогических знаний, умений и навыков, но и личностных качеств. Методология исследования опиралась на использование сравнительного анализа и систематизации научно-теоретических и музыкально-педагогических знаний по теме исследования; культурологического подхода к проблеме исследования феномена фортепианного исполнения-интонирования; герменевтического подхода к интерпретации исследуемых понятий; педагогического опыта, полученного в процессе обучения студентов по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» в педагогическом вузе. В результате предпринятого исследования сформулирована концепция воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Сделан вывод, что культура фортепианного исполнения-интонирования – комплексное интегративное свойство личности, базирующееся на индивидуальном стиле – интонационном слуховом опыте индивида. Область применения полученных результатов – практическая деятельность педагога-музыканта.
Об авторе
А. Ю. МарячРоссия
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. 336 с.
2. Станиславский К.С. Работа актера над собой: в 2 ч. М.: Юрайт, 2019. Ч. 1. 171 с.
3. Бодина Е.А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. М.: Юрайт, 2019. 234 с.
4. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / пер. О.А. Серовой-Хортик. М.: Музыка, 1973. 152 с.
5. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Кн. 1. 1753 г. СПб.: ООО ИПК БИОНТ, 2005. 173 с.
6. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980. 112 с.
7. Корто А. О фортепианном искусстве / пер. с фр. К. Аджемова. М.: Классика-XXI, 2005. 252 с.
8. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музы-ка, 1966. 219 с.
9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2 кн. СПб.: Музыка, 1971.
10. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.
11. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
12. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. 320 с.
13. Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования. М.: Юрайт, 2018. 323 с.
14. Прасолов Е.Н. Художественно-творческое развитие музыканта-исполнителя: проблема преемствен-ности. Тольятти: Композитор, 2009. 236 с.
15. Торопова А.В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология. М.: МПГУ, 2018. 338 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маряч А.Ю. Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(188):147-156. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-147-156. EDN: hptwgv
For citation:
Maryatch A.Y. Comparative analysis of the evolution of scientific and pedagogical know-ledge in the field of education of the culture of piano performance and intonation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(188):147-156. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-147-156. EDN: hptwgv