Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 25, № 188 (2020)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

07-14 20
Аннотация

Рассмотрено формирование понятия «ценностные ориентации», «профессионально-ценностные ориентации студентов». Представлена классификация с учетом следующих профессионально-ценностных ориентаций: «профессионально-личностные», «профессионально-групповые», «социально-профессиональные». Проанализированы профессионально-ценностные ориентации с учетом их значимости, с подразделением на инструментальные и терминальные. Рассмотрено развитие профессионально-ценностных ориентаций в историко-логической последовательности со сменой этапов, с характерными признаками, с учетом представленной классификации. Рассмотрены следующие периоды: вторая половина XIX – начало XX века, 20–40-е гг. ХХ века, 50–60-е гг. ХХ века, 60–80-е гг. ХХ века, 80–90-е гг. ХХ века, ХХI век. Проанализированы характерные признаки этапа, средства воздействия на ценностные ориентации молодежи, которые позволили выявить трансформацию профессионально-ценностных ориентаций с течением времени, в том числе в контексте интернет-социализации.

15-25 10
Аннотация

Исследование посвящено анализу позитивных возможностей диалогического метода Л. Витгенштейна для развития критического мышления. Определены роль и функции диалога в философии Л. Витгенштейна, раскрыты критическая направленность и дидактический потенциал его диалогической «грамматики». Дискурс Л. Витгенштейна сравнивается с философствованием Сократа, выявлено сходство и различие в подходах обоих мыслителей. Витгенштейновская установка разбирать философские проблемы через сопоставление разных моделей языковых игр применена в исследовании в качестве действенного методологического принципа. Объяснено, что регулятивный аспект философской грамматики Л. Витгенштейна позволяет прояснить механизм зарождения и функционирования человеческого мышления. Показано, что Л. Витгенштейн сумел разработать особую модель понимания, основанную на диалоге, межличностном согласии относительно значения употребляемых слов и выражений. Выявлено, что участие в философском диалоге, по Л. Витгенштейну, предполагает способность и готовность индивидов критически оценивать свои убеждения и руководствоваться в поведении разумными доводами. Подчеркнуто, что стиль мышления Л. Витгенштейна направлен на развитие не только критического, но и творческого мышления. Научная новизна исследования заключена в обосновании педагогической значимости диалогического метода Л. Витгенштейна, нацеленного на воспитание критически мыслящей личности. В результате сделан вывод о том, что диалог обеспечивает коммуникативное согласие благодаря правильному применению слов в речи. Метод Л. Витгенштейна исключает возможность достижения однозначного, универсального определения значения слова, предполагает описание многообразных случаев его употребления в контексте языковых игр. Посредством диалога Л. Витгенштейн в своих поздних сочинениях прививает читателю способность конструктивно взаимодействовать с другой точкой зрения, формирует готовность открывать и создавать новое, обучает способам преодоления догматического взгляда на мир.

26-34 5
Аннотация

Рассмотрены причины технологизации образовательного процесса в вузе и практический пример создания педагогической технологии в рамках учебного курса «Психология и педагогика». Представлена структура и подробно описаны все этапы реализации каждого ее компонента. Показано взаимодействие и преемственность компонентов технологии как при теоретическом планировании, так и при наполнении их конкретным учебным материалом и практической реализации. Последовательно описана реализация общей концепции на каждом последующем этапе, что придает технологии целостность и помогает целесообразно наполнять содержательную и процессуальную части. Также описан пример использования анализа трендов в образовании для актуализации содержательной и процессуальной частей технологии. Приведены конкретные примеры использования реального и виртуального пространства для реализации технологии, различных программных и технических средств. Подробно раскрыты особенности перевода студентов в субъект-субъектные отношения посредством предоставления им самостоятельного выбора инструментов личностного саморазвития, в большей степени ориентированного на повышение учебной мотивации. Описана роль и функции преподавателя, основанные на заявленном в концепции принципе гуманизма. Представлены общие результаты и выводы о практической реализации данной технологии.

35-43 6
Аннотация

Обоснована актуальность применения педагогического дизайна на разных уровнях образования, включая дошкольное, общее, высшее. Отмечено, что для обеспечения формирования у будущих бакалавров способности к организации художественно-эсте-тического развития детей дошкольного возраста с учетом принципов педагогического дизайна необходимо спроектировать и реализовать учебную дисциплину для бакалавров педагогического образования, профиль «Дошкольное образование» – «Методика художественно-эстетического развития дошкольника». Для этого были проанализированы современные трактовки термина «педагогический дизайн», изучены этапы метода педагогического дизайна ADDIE. Педагогический дизайн определен как совместный процесс разработки курса с использованием конкретных целей обучения и педагогических теорий для определения стратегий обучения, видов деятельности и оценок для достижения желаемых образовательных результатов. Выявлено, что педагогический дизайн использует принципы проектирования для содействия вовлечению студентов и включает разработку структур, цифровых объектов обучения и мультимедийных ресурсов для улучшения качества преподавания и обучения. Раскрыт концептуально-аналитический этап педагогического дизайна курса «Методика художественно-эстетического развития дошкольника» с учетом таксономии Блума и типов знаний по L.W. Anderson и D.R. Krathwohl. Представлены результаты анкетирования студентов. Отмечено, что применение педагогического дизайна является перспективным направлением, позволяющим выстраивать смешанное обучение. Установлено, что эффективным форматом взаимодействия преподавателя и студента в рамках смешанного обучения будет Face-to-face driver, когда преподаватель дает основной объем образовательного плана лично и использует онлайн-обучение как вспомогательное.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

44-52 10
Аннотация

Образовательный процесс подвергается постоянному изменению и преобразованию, что подчеркивает неизбежность изменений, связанных с соответствующими преобразованиями в обществе. Таким образом, мы находим все больше подтверждений тому, что разработка способов использования интернет-технологий в образовательном процессе является занятием непрерывным, требующим постоянных исследований и дополнений. Моделирование, рассматриваемое с точки зрения методики обучения иностранным языкам, считается учеными направлением развития данной науки в основном, касающимся содержания обучения, а также последовательности работы над освоением материала. Разработана методическая модель формирования грамматических навыков студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов, состоящая из идейного компонента (идея перспективы, поэтапности, разности потенциалов, разделения усилий), связанного с ним аналитико-информационного компонента, состоящего из стратегических и тактических предпосылок. Модель построена на основе системного, компетентностного, коммуникативного, личностно-деятельностного и проектно-модульного подходов, входящих, наряду с принципами (поэтапности, прогностичности, пошаговой обратной связи, продуктивности, безопасности проектной деятельности, развития и саморазвития, интернет-этики и рациональной толерантности, гибкости, функциональности, новизны, посильности, практической значимости, индивидуальной ответственности, фасилитации, создания необходимых условий участникам проектной деятельности) и методами (метод проектов, метод проблемного обучения) в теоретико-методологический компонент. Обоснована иерархическая взаимосвязь описанных и актуализированных компонентов модели.

53-70 9
Аннотация

Рассмотрена существующая рабочая программа элективной дисциплины «Методика преподавания в формате международных экзаменов» для магистрантов-лингвистов педагогического профиля, которая включает общее ознакомление обучающихся с форматами десяти международных экзаменов. В процессе модернизации программы было решено акцентировать только форматы заданий экзаменов TOEFL, IELTS и CAE, которые дополняют содержание основного курса для магистрантов педагогического профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков» в лингводидактическом аспекте и целесообразны для введения в программу обучения иностранному языку студентов неязыкового, в частности, технического, вуза. Интегративные задания в формате TOEFL, реализующие принцип взаимосвязанного обучения чтению, аудированию и говорению/письму, разрабатываются по аналогии магистрантами-лингвистами для учебных пособий по английскому языку для студентов неязыкового вуза. Представлен подробный анализ методики работы с созданными магистрантами интегративными заданиями. Визуально-информационные материалы из раздела «письмо» академического варианта экзамена IELTS являются реализацией методического принципа профессиональной направленности обучения. Введение в обучение иностранному языку описаний графиков, диаграмм, таблиц и тому подобное имеет высокую степень релевантности для студентов неязыкового вуза, особенно технического профиля. Показано распределение лексико-грамматических аспектов и формируемых умений и навыков обучающихся по иностранному языку в соответствии с типами визуально-инфор-мационных материалов. Обосновано формирование универсальных учебных действий обучающихся (УУД) в процессе обучения описанию визуально-информационных материалов. Аудирование в формате международного экзамена САЕ может использоваться как элемент подготовки студентов к конференционной деятельности. Модернизация программы элективного курса обеспечивает более качественную подготовку магистрантов-лингвистов к преподаванию иностранного языка в неязыковом вузе.

71-79 7
Аннотация

Преобладающий в высших школах компетентностный подход требует применения лингводидактических методик, позволяющих интегрировать изучение иностранного языка в процесс формирования профессиональных знаний и умений. Рассмотрен билингвальный аспект профессионально ориентированного обучения иностранному языку будущих врачей, что является точкой опоры языкового образования для неязыковых направлений подготовки. Целью работы выступает объединение этих двух факторов в одну методическую стратегию, учитывающую особенности обучения студентов направления 31.05.03 «Стоматология». Обосновано прохождение дублирующей, аддитивной и паритетной стадий искусственного билингвизма будущих специалистов с синхронным формированием знаний на русском и английском языках и фокусированием на необходимых для обучающихся на данном направлении составляющих языковых компетенций. Предложено использование теледискуссии в ее двух формах: асинхронной письменной в виде блога и синхронной устной в виде тандема. Каждая из них проанализирована, разбита на организационные этапы и подведена под условия обучения студентов-стоматологов. Описаны этапы обучения будущих врачей с использованием теледискуссии.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

80-86 9
Аннотация

Проведен анализ ошибок, вызванных межъязыковой интерференцией, в звучащей речи италоговорящих студентов. Материал был собран методом сплошной выборки. Результаты предпринятого анализа показали, что нелегкая в изучении система русского языка, влияние родного языка и английского как обязательного в изучении итальянскими студентами являются основными причинами ошибок в звучащей речи. Актуальность предпринятого исследования объясняется тем фактором, что составление типологии речевых ошибок и включение каждой из них в соответствующую парадигму – залог успешной преподавательской работы, ведущей к отличным результатам освоения италоговорящими студентами нормативной русской речи. Предметом исследования стали ошибки, вызванные межъязыковой интерференцией в звучащей речи италоговорящих студентов. Целью настоящего исследования явился анализ лингвистической и психологической природы речевых ошибок наших реципиентов. 

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

87-96 22
Аннотация

Рассмотрены современные подходы к социально-педагогической поддержке детей-инвалидов и их семей. С опорой на современные статистические данные и анализ их динамики за последние годы указано на ухудшение ситуации с детской инвалидностью в Российской Федерации, что неизбежно актуализирует социальную политику государства в этой сфере. Проанализирована нормативная правовая база признания ребенка инвалидом и его последующей социальной защиты. Сделан обоснованный вывод о недостаточности исключительно законодательного подхода к социальной поддержке ребенка-инвалида. Определено, что дети-инвалиды – это дети, имеющие различные психические и физические отклонения, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети-инвалиды, как социальная категория, нуждаются в социальной защите, помощи, поддержке. Ведущую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, образовании, профориентации ребенка с проблемами развития играет семья. Выявлены особенности, функции, проблемы семьи ребенка-инвалида. Мероприятия по оказанию помощи родителям в воспитании ребенка-инвалида являются одним из важнейших направлений социально-педагогической поддержки. Проанализированы понятия «социальная поддержка», «социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов». Сформулировано определение социально-педагогической поддержки, рассматриваемой как комплекс мер, направленных на: социальное и коммуникативное развитие детей; развитие познавательных умственных процессов у детей-инвалидов; физическое развитие детей-инвалидов и эмоционально-волевое развитие. Сделан вывод о том, что правильно организованная социально-педагогическая поддержка эффективно помогает детям-инвалидам приобретать качества, необходимые для их функционирования в обществе, развивать социальную коммуникацию, получать образование.

97-104 9
Аннотация

Важное место в системе коррекции психического состояния людей занимает проблема оценки качества оказания услуг в условиях лечебно-профилактического учреждения. Раскрыты показатели оценки качества социальных и психологических услуг в условиях дневного стационара ГУЗ «Липецкой областной психоневрологической больницы». Для расширения подходов к выявлению качества оказываемых услуг были предложены интегрированные критерии оценки в деятельности дневного стационара. Изучено мнение персонала психоневрологического учреждения об использовании современных методов лечения (терапии), отношение к эффективности своей работы. Выявлено отношение лиц с психическими расстройствами к условиям пребывания и удовлетворенность предоставляемыми услугами в дневном стационаре. В работе с пациентами данного учреждения важное место должна занимать психосоциальная работа, использующая методы социальной терапии. Основная направленность такой работы связана с развитием и восстановлением социальных связей (с семьей, трудовым коллективом), а также с формированием социально-положительных форм поведения.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

105-113 9
Аннотация

Определены особенности управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ как инновационной модели и технологии решения задач развития личности. Выделены и системно обоснованы проблемы теоретизации возможностей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ, обозначена цель теоретизации возможностей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ. Уточнены понятия «управление качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ», «теоретизация возможностей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ» в традиционном (широкий смысл, узкий смысл, локальный смысл) и инновационном ракурсах научной теоретизации (персонифицированный смысл, унифицированный смысл, синергетический смысл). Теоретизированы составляющие научно-педагогического исследования в уточнении и детализации моделей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ, функций управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ, принципов управления качеством включенности личности в спортивно-обра-зовательную среду ДЮСШ, технологии управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ, определены педагогические условия повышения качества включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ. Выделены перспективы теоретизации и реализации возможностей управления качеством включенности личности в спортивно-образовательную среду ДЮСШ. 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

114-122 10
Аннотация

Выявлены особенности формирования навыков проектной деятельности у обучающихся в образовательной среде вуза. Обосновано, что проектная деятельность, которая используется в процессе обучения студентов, способствует развитию знаний, умений и навыков, способна сформировать необходимые им компетенции, стать универсальной личностью. Доказано, что в образовательной среде воспитывается готовность к освоению новых знаний, умений и навыков, ориентированность на результат, трудолюбие, развивается творческое мышление, а главное, приобретается высокое мастерство и квалификация. Сделан вывод, что процесс проектирования – это в своем роде переход обучающегося из одного состояния в другое, пошаговые условия, которые позволяют достичь больших образовательных, практических результатов за меньший промежуток времени. Процесс проектирования является наиболее эффективным и комфортным для студентов, поскольку данный процесс имеет нацеленность на индивидуальность каждого человека, которая в процессе совместной, командной работы подвергается изменениям самого обучающегося, за счет принятия определенной роли в процессе проектирования. Обосновано, что создание в образовательной среде наиболее благоприятных условий развития навыков обучающихся ведет к успешному и эффективному становлению целостной, осознанной личности, которая, в свою очередь, является движущей силой развития общества в целом. Навыки, которыми обладает выпускник, определяют уровень развитости образовательной среды. 

123-131 6
Аннотация

Исследование посвящено рассмотрению сущности феномена социально-культурной урбанистики – обширной междисциплинарной области исследований, посвященных городам и процессам формирования городского стиля жизни, городского досуга, преодоления обезличенности, замкнутости и обособленности горожан, их взаимной отчужденности и антипатии. Современный город рассмотрен как специфическая, рационально организованная территория; особый саморазвивающийся целостный организм, где возникает уникально организованная социально-пространственная среда, форма существования определенного социума. Проблематика социокультурной урбанистики связана с массовой городской культурой и отдыхом, в рамках которых разрабатываются проекты рекреационных зон, позитивно влияющих на развитие городских пространств и сообществ, делающих их привлекательными для жителей и туристов. В любой городской среде складываются особые уклад и тип культуры; в структуре населенного пункта формируются функциональные кластеры, интегрирующие быт, труд и отдых горожан. Качество жизни человека во многом зависит от состояния созданной в городе социально-культурной среды (качество жилья, коммунальное обслуживание, связь, торговля, здравоохранение, образование и т. п.). Городская социокультурная среда позиционирована как сложная самоорганизующаяся подсистема городского устройства, характеризующаяся рядом количественных и качественных показателей. Городская среда через способы взаимодействия людей формирует уникальный социально-психологический тип личности, которому свойственна рациональность, подвижность, готовность к изменениям, соподчинение собственных интересов с запросами других, способность преодолевать трудности окружающей действительности. Общими проблемами городской социально-культурной среды являются недостаточная культурно-досуговая инфраструктура; низкий уровень жизни и покупательной способности населения; отсутствие устойчивых культурно-исторических традиций; недостаток активного партнерского взаимодействия организаций сферы культуры, досуга и искусства в решении общегородских проблем.

132-138 7
Аннотация

Предпринята попытка осмысления научного статуса педагогики досуга и взаимосвязи ее с другими научно-педагогическими направлениями, в первую очередь, с теорией, методикой и организацией социально-культурной деятельности. Показано, что источником для выявления специфики педагогики досуга являются досуговедческие исследования, проводимые отечественными и зарубежными учеными с позиций социологии и культурологии досуга. На основе анализа научных публикаций последнего времени (Н.И. Бочарова, А.Ф. Воловик, В.П. Крестьянов, Г.А. Опарин, О.Г. Тихонова, Н.В. Шарковская и др.) дано авторское определение педагогики досуга как целостного и системно организованного научно-педагогического и практико-ориентированного направления в современном социокультурном образовании и воспитании, раскрывающего закономерности педагогического процесса в сфере досуга. Особая миссия педагогики досуга состоит в обеспечении условий для формирования способности личности к саморазвитию в сфере досуга, повышению собственной досуговой компетентности.

139-146 11
Аннотация

Актуальность исследования связана с необходимостью разработки педагогических стратегий формирования читающих поколений. Проведен анализ отечественных исследований чтения подростков за последние 50 лет. Выделены и описаны базовые характеристики читательского поведения подростков. Показано, что чтение занимает достаточно устойчивое место среди приоритетных форм проведения досуга, несмотря на рост разнообразия и доступности иных форм проведения свободного времени. Но в силу психологических и физиологических особенностей подросткового возраста, их динамичности оно не является его основной формой. Показано, что интенсивность чтения подростков меняется под влиянием социальной ситуации. Развитие компьютерных технологий, увеличение учебных нагрузок, общий дефицит времени снижают читательскую активность, но не отстраняют подростков от читательской деятельности вообще. Репертуар подросткового чтения постепенно сужается, ограничивается 2–3 жанрами. Установлено, что в тройку наиболее авторитетных агентов влияния на чтение подростков входят друзья, родители, учителя. Сделаны выводы о необходимости педагогической поддержки читательской активности подростков. Определены основные педагогические задачи: формирование у подростков осознания ценности чтения как способа интеллектуального досуга, сохранение баланса развлекательных и познавательных мотивов чтения, расширение жанрово-тематического репертуара читаемых книг.

147-156 5
Аннотация

Рассмотрена и изучена категория «Культура фортепианного исполнения-интонирования», важная составляющая воспитания профессиональной компетентности и мастерства будущего педагога-музыканта. Предмет исследования – процесс воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Цель исследования – научно-теорети-ческое обоснование концепции воспитания культуры фортепианного интонирования. Актуальность исследования заключается в том, что существует потребность в изучении особенностей процесса воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Установлено, что содержательные аспекты воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования зависят от поставленной целевой установки на становление компетентностной личности будущего педагога-музыканта и, в связи с этим, приоритетным вектором развития является не только формирование профессиональных музыкально-педагогических знаний, умений и навыков, но и личностных качеств. Методология исследования опиралась на использование сравнительного анализа и систематизации научно-теоретических и музыкально-педагогических знаний по теме исследования; культурологического подхода к проблеме исследования феномена фортепианного исполнения-интонирования; герменевтического подхода к интерпретации исследуемых понятий; педагогического опыта, полученного в процессе обучения студентов по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» в педагогическом вузе. В результате предпринятого исследования сформулирована концепция воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Сделан вывод, что культура фортепианного исполнения-интонирования – комплексное интегративное свойство личности, базирующееся на индивидуальном стиле – интонационном слуховом опыте индивида. Область применения полученных результатов – практическая деятельность педагога-музыканта.

157-163 9
Аннотация

Обоснована целесообразность взаимодействия образовательной организации с воинскими частями региона в процессе военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. В качестве примера рассмотрен опыт деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в сфере военно-патриотической работы с молодежью как университета, так и региона. Проанализированы особенности и результаты работы действующих на базе университета регионального отделения Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия», регионального центра допризывной подготовки молодежи и военно-патрио-тического воспитания; реализуемого совместно с воинскими частями Тамбовского гарнизона федерального проекта по созданию в регионе военно-патриотических центров «Авангард», организации региональных этапов Всероссийских военно-патриотических игр «Зарница», «Орленок», «Победа». Авторская позиция заключена в том, что активное участие образовательного учреждения в военно-патриотическом воспитании и допризывной подготовке учащихся университета и региона во взаимодействии с воинскими частями Тамбовского территориального гарнизона позволит не только более эффективно решать задачи воспитания гражданина, патриота, защитника Отечества, но и стать нетрадиционной потенциальной «точкой роста» университета. Описаны направления и механизмы взаимодействия университета и воинских частей Тамбовского гарнизона, проведена оценка результатов взаимодействия в сфере военно-патриотического воспитания учащихся региона.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

164-175 6
Аннотация

Роль и значение информационно-коммуникационной инфраструктуры в современном мире растет, что повышает актуальность изучения истории становления и развития почтово-телеграфной и телефонной связи в России, прежде всего, региональных особенностей социальной составляющей этого процесса. На основе междисциплинарных подходов, с привлечением широкого круга исторических источников исследованы проблемы почтово-телеграфной и телефонной службы в Тамбовской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Изучены вопросы численности и состава служащих в учреждениях связи (почта, телеграф, телефон) Тамбовской губернии. Выявлены особенности и проблемы формирования штатов учреждений почтово-телеграфного ведомства. Проанализирована профессиональная мобильность почтово-телеграфных служащих, охарактеризованы требования, предъявляемые к ним, их должностные и служебные обязанности. Во второй половине ХIХ – начале ХХ века в социально-экономической жизни российской провинции информационно-коммуникационная составляющая стала играть заметную роль, что нашло отражение в увеличении числа учреждений связи в Тамбовской губернии и служащих в них. Остро стояли вопросы кадрового обеспечения, прежде всего, квалифицированными специалистами. В начале XX века вырос удельный вес женщин, состоявших на службе в учреждениях почтово-телеграфного ведомства губернии.

176-186 3
Аннотация

Посвящено истории женского монашества второй половины XIX – начала XX века. Исследованы причины и условия растущей динамики женского религиозного общинного движения. Среди причин рассмотрены: деградация системы традиционных духовных ценностей (семья, брак, детность, секуляризация быта); падение показателей брачности, вызванное оттоком мужского населения на воинскую службу и трансформацией гендерного поведения; рост образованности, личностного самосознания и социальной активности женщин. Названные причины стратифицируются в отношении городского и сельского женского населения. В качестве основного события, повлиявшего на показатели количественного роста монастырских обителей, рассмотрен предопределивший системные изменения в жизни государства и общества Высочайший Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г., окончательную редакцию которого сделал святитель Филарет (Дроздов). На общероссийских и локальных примерах прослеживается процесс модернизации традиционного общинного уклада, утрата которого восполнялась общежительным (киновным) укладом монастыря. Приведены статистические показатели роста женской монашеской активности на протяжении второй половины XIX века. Акцентировано внимание на вопросе изменения менталитета под влиянием модернизации, практицизма, рационализма. В качестве наиболее влиятельной силы, изменившей традиционный менталитет женской части населения Тамбовской губернии, охарактеризовано отходничество. Приведены свидетельства русских писателей, подтверждающих как общее падение духовно-нравственных ценностей, так и стремление защитить традиционные духовные ценности. Женская монастырская община рассмотрена как модель преемственного сохранения традиционных духовных православных ценностей. Приведены примеры высокого служения женщин-монахинь XIX века.

187-194 8
Аннотация

Актуализирован исторический опыт деятельности жандармских полицейских подразделений железных дорог. Рассмотрена роль жандармской железнодорожной полиции в условиях противодействия эпидемиям на территории Курской губернии в предвоенные годы XIX века: с начала первых вспышек инфекционных заболеваний до 1914 г. Проведен анализ дел Курского отделения Московского жандармского полицейского управления железных дорог в период с 1893 по 1914 г. Сделаны выводы о взаимосвязи между вспышками эпидемий и вниманием чинов жандармской железнодорожной полиции к санитарно-эпидемиологической обстановке на линиях железных дорог, в условиях массового движения переселенцев, при обеспечении безопасности императорских поездов. На основе архивных материалов показан опыт внутриведомственного взаимодействия чинов жандармской железнодорожной полиции по вопросам санитарно-эпидемиологической обстановки. Дана оценка межведомственному взаимодействию с медицинскими, железнодорожными и иными службами в вопросах санитарно-эпидемиологической безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Показана значимость исторического опыта для выработки форм и моделей работы современных территориальных органов МВД России на транспорте, в том числе в условиях профилактики новой коронавирусной инфекции на современном этапе.

195-202 3
Аннотация

Рассмотрена деятельность государственных, общественных и благотворительных организаций, направленная на оказание помощи детям нижних чинов, призванных к мобилизации, и несовершеннолетним беженцам. Приведен краткий анализ эволюции оказания помощи детям в Российской империи с момента принятия Устава о всеобщей воинской повинности в 1874 г. до начала Первой мировой войны 1914 г., во время которой, наряду с учреждениями, зарекомендовавшими себя ранее, помощь детям стали оказывать организации, обязанные своим появлением военным событиям. Рассмотрены основные направления помощи несовершеннолетним в изучаемый период: выдача постоянных пособий и единовременных выплат, создание постоянных приютов и сезонных яслей, организация начального и трудового воспитания. Приведены данные о социальной поддержке детей-сирот в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. как на общероссийском, так и на губернском уровне, что позволяет оценить варианты и возможности оказания помощи таким детям беды. Результаты изучения заявленной научной проблемы позволили выявить и оценить не только возможности социального государства в Российской империи начала ХХ века, но и яркие страницы земской поддержки, благотворительные инициативы провинциальных меценатов, социальное служение различных представителей городского и сельского социумов. Военная повседневность, словно лакмусовая бумажка, обозначила наиболее типичные проявления социальной поддержки детей-сирот в императорской России начала ХХ века, а также элементы гражданской инициативы, общественной самоорганизации различных представителей населения страны. Были уточнены этноконфессиональные возможности социальной поддержки солдатских детей, а также организация работы земледельческих приютов, детских яслей и других социальных организаций и структур.

203-210 11
Аннотация

Работа посвящена исследованию особенностей восприятия молодежью репрессивной политики советской власти. На основе изученных архивных документов и материалов периодической печати Тамбовской области показаны основные способы адаптации молодежи к ужесточившейся системе политического контроля. Раскрыты основные мотивы, по которым юноши и девушки принимали участие в совершении доносов. Сделан вывод о том, что большинство молодых ребят искренне верили заявлениям пропагандистских структур о существовании бесчисленного множества «врагов народа» и необходимости их разоблачения. Однако были и те, для кого террор стал возможностью продвинуться по карьерной лестнице или утолить жажду мести. Доказано, что в молодежной среде вырабатывался подданнический тип политической культуры, осуществлялась деиндивидуализация сознания. Страх за собственную жизнь порождал двоемыслие среди большинства несогласных с партийной линией. Тем не менее существование критических и протестных настроений свидетельствует о наличии личностного восприятия молодежью явлений советской действительности, существенно отличавшегося от официальных оценок.

211-220 8
Аннотация

Рассмотрен процесс восстановления киносети Тамбовской области в послевоенное время. Процесс этот шел постепенно и достаточно быстро. И это притом, что Тамбовская область, собственно, как и вся страна, переживала тяжелые последствия Великой Отечественной войны. Доказано, что кино отводилась большая пропагандистская функция, и этот вид искусства активно использовался властями. В рассматриваемый нами период фильмов снималось катастрофически мало, и не последнюю роль здесь играла идеологизация кинорепертуара. В Тамбовской области, помимо художественных фильмов, на кинопередвижках показывали сельскохозяйственные короткометражки и научные фильмы. Собственно говоря, это объясняется тем, что в короткие сроки нужно было восстановить отрасль. А сельскохозяйственные фильмы несли познавательную и побудительную функции. Именно для этого в период посевных и уборочных кампаний колхозники, занятые на полях, были обеспечены передвижными киноустановками. Отмечено, что власть активно вмешивалась не только в процесс кинопроизводства, но и кинофикации. В частности, большое внимание уделялось тому, сколько денег поступает в местный бюджет. Предпринимались меры для того, чтобы выполнить утвержденные планы. Недовыполнение всячески осуждалось, а в некоторых случаях нарушителей наказывали.

221-231 10
Аннотация

Работа посвящена вопросу социального престижа профессий документоведа и архивиста в России. О престиже профессий говорят данные научных публикаций и примеры, взятые из произведений художественной литературы и искусства, также являющиеся отражением общественных представлений каждого исторического этапа. Профессии формируются одновременно с развитием сферы государственного управления, и их престиж зависел от того уровня иерархии, на котором находилась определенная должность. К одной из самых высоких должностей государственной службы Российской империи относилась должность личного секретаря. Престижной считалась служба в Московском архиве Коллегии иностранных дел, в XIX веке престижными были должности секретаря и статс-секретаря. В первой половине XX века происходит замена старых квалифицированных кадров простыми рабочими. Во второй половине XX века можно говорить о некотором подъеме престижа за счет продолжения организации научной организации труда, создания мощной материально-технической и правовой основы, регулирующей делопроизводство и архивное дело. В настоящее время происходят изменения технологий работы с документами, связанные с цифровизацией, наблюдается появление новых должностей, профессия документоведа относится к востребованным и является более универсальной по сравнению с профессией архивиста. На основе анализа анкетирования архивистов выявлены ключевые факторы престижа документоведа и архивиста, среди которых основные – экономический и социальный. Предложен ряд государственно-экономических, профессионально-образова-тельных и общественных мер повышения престижа профессий. 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

234-240 12
Аннотация

Предметом исследования является сущностное теоретическое осмысление концепции разрядки международной напряженности, характерное для советской и американской политических элит соответственно. Актуальность исследования обусловлена кризисным характером современной системы международных отношений, в рамках которой Россия испытывает на себе давление со стороны стран Запада, в том числе США. В этой связи исторический материал, относящийся к периоду холодной войны, может найти свое практическое применение, содействуя в поиске форм и методов выхода из сложившегося кризиса. В основе методологии лежат историко-сравнительный и историко-системный методы, а также элементы лингвистического, социально-психологического и семиотического методов. Работа может быть полезна как исследователям, полем деятельности которых является изучение динамики советско-американского взаимодействия, так и политологам, заинтересованным в осмыслении особенностей современной системы международных отношений. По результатам исследования подчеркнут противоречивый характер разрядки, а также взаимосвязь между ее осмыслением политическими элитами сверхдержав и жизнеспособностью. Кроме того, отмечены схожие черты подходов Москвы и Вашингтона к пониманию сущности разрядки международной напряженности, что в свое время помогло странам найти точки соприкосновения и добиться прогресса в развитии диалога по вопросам разоружения. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)