Социальное призрение детей во время Первой мировой войны
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-195-202
EDN: vidskf
Аннотация
Рассмотрена деятельность государственных, общественных и благотворительных организаций, направленная на оказание помощи детям нижних чинов, призванных к мобилизации, и несовершеннолетним беженцам. Приведен краткий анализ эволюции оказания помощи детям в Российской империи с момента принятия Устава о всеобщей воинской повинности в 1874 г. до начала Первой мировой войны 1914 г., во время которой, наряду с учреждениями, зарекомендовавшими себя ранее, помощь детям стали оказывать организации, обязанные своим появлением военным событиям. Рассмотрены основные направления помощи несовершеннолетним в изучаемый период: выдача постоянных пособий и единовременных выплат, создание постоянных приютов и сезонных яслей, организация начального и трудового воспитания. Приведены данные о социальной поддержке детей-сирот в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. как на общероссийском, так и на губернском уровне, что позволяет оценить варианты и возможности оказания помощи таким детям беды. Результаты изучения заявленной научной проблемы позволили выявить и оценить не только возможности социального государства в Российской империи начала ХХ века, но и яркие страницы земской поддержки, благотворительные инициативы провинциальных меценатов, социальное служение различных представителей городского и сельского социумов. Военная повседневность, словно лакмусовая бумажка, обозначила наиболее типичные проявления социальной поддержки детей-сирот в императорской России начала ХХ века, а также элементы гражданской инициативы, общественной самоорганизации различных представителей населения страны. Были уточнены этноконфессиональные возможности социальной поддержки солдатских детей, а также организация работы земледельческих приютов, детских яслей и других социальных организаций и структур.
Об авторах
А. И. ЧубаровРоссия
Чубаров Алексей Игоревич, старший научный сотрудник. Курский областной краеведческий музей
305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Луначарского, 6
П. П. Щербинин
Россия
Щербинин Павел Петрович, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и демократии.
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Щербинин П.П. «Пустите детей ко мне...»: «дети беды» и попечительство до и после 1917 года. Там-бов: Изд. дом «Державинский», 2018. 370 с.
2. Афанасьев Г.Е. Введение к беседе на тему «Дети и война» // Дети и война: сб. ст. Киев, 1915. С. 1.
3. Матвеева Н.Л. Благотворительность и императорская семья в годы Первой мировой войны. М., 2004. 189 с.
4. Щербинин П.П., Чубаров А.И. Дети-сироты в столичном и провинциальном социуме в начале ХХ в.: правовые реалии и повседневная жизнь. Тамбов: Принт-Сервис, 2019.
5. Шикунова И.А., Щербинин П.П. Ясли-приюты как особая форма социального попечения в Тамбов-ской губернии в начале ХХ века // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 184. С. 136-145. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184-136-145
6. Дорожкина О.А. Сиротство в России: историко-педагогический анализ. Тамбов, 2000. 50 с.
7. Микиртичан Г.Л. Организация помощи детям в годы Первой мировой войны // Российский педиат-рический журнал. 2014. Т. 17. № 4. С. 61-64.
8. Алексеева И.В. Агония сердечного согласия. Л., 1990. 317 с.
9. Шикунова И.А. Историографические традиции в изучении «детей беды» в контексте детского сирот-ства в Российской империи и Советской России в первой трети ХХ века // Вестник Тамбовского уни-верситета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 182. С. 272-282. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-272-282
Рецензия
Для цитирования:
Чубаров А.И., Щербинин П.П. Социальное призрение детей во время Первой мировой войны. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(188):195-202. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-195-202. EDN: vidskf
For citation:
Chubarov A.I., Shcherbinin P.P. Social charity of children during the First World War. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(188):195-202. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-195-202. EDN: vidskf